Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа

Maria Kuznetsova-Benois

Мария Кузнецова-Бенуа (Maria Kuznetsova-Benois)

Мария Николаевна Кузнецова — русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, одна из самых знаменитых певиц дореволюционной России. Ведущая солистка Мариинского театра, участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Работала с Н.А.Римским-Корсаковым, Рихардом Штраусом, Жюлем Массне, пела с Федором Шаляпиным и Леонидом Собиновым. Покинув Россию после 1917 года, продолжала успешно выступать заграницей.

Мария Николаевна Кузнецова родилась в 1880 году в Одессе. Мария росла в творческой и интеллектуальной атмосфере, её отец Николай Кузнецов был художником, а мать происходила из семьи Мечниковых, дядями Марии были Нобелевский лауреат биолог Илья Мечников и социолог Лев Мечников. В доме Кузнецовых бывал Пётр Ильич Чайковский, который обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни, с детства Мария мечтала стать актрисой.

Родители отдали её в гимназию в Швейцарии, вернувшись в Россию, она обучалась балету в Санкт-Петербурге, но отказалась от танцев и стала учиться вокалу у итальянского педагога Марти, а позже у баритона и её партнёра по сцене И. В. Тартакова. Все отмечали её чистое красивое лирическое сопрано, заметный талант актрисы и женскую красоту. Игорь Федорович Стравинский описал её как «...драматическое сопрано, которую можно было лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом».

В 1904 году Мария Кузнецова дебютировала на сцене Санкт-Петербургской консерватории в роли Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, на сцене Мариинского театра — в 1905 году в партии Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно. Солисткой Мариинского театра, с небольшим перерывом, Кузнецова оставалась до революции 1917 года. В 1905 году в Петербурге вышли две грампластинки с записью её выступлений, а всего за свою творческую карьеру она сделала 36 записей.

Однажды, в 1905 году, вскоре после дебюта Кузнецовой в Мариинском, во время её выступления в театре вспыхнула ссора между студентами и офицерами, обстановка в стране была революционной и в театре началась паника. Мария Кузнецова прервала арию Эльзы из «Лоэнгрина» Р. Вагнера и спокойно запела русский гимн «Боже, Царя Храни», бузотёры были вынуждены прекратить ссору и публика успокоилась, спектакль продолжился.

Первым мужем Марии Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, из известной династии российских архитекторов, художников, историков Бенуа. В расцвете карьеры Мария была известна под двойной фамилией Кузнецова-Бенуа. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем — за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жюля Массне.

На протяжении своей карьеры Кузнецова-Бенуа участвовала во многих европейских оперных премьерах, включая партии Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова и Клеопатры из одноимённой оперы Ж. Массне, которую композитор написал специально для неё. А также на русской сцене представила впервые роли Воглинды в «Золоте Рейна» Р. Вагнера, Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини и многие другие. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала по городам России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США и других стран.

Среди её лучших ролей: Антонида («Жизнь за царя» М.Глинки), Людмила («Руслан и Людмила» М.Глинки), Ольга («Русалка» А.Даргомыжского), Маша («Дубровский» Э.Направника), Оксана («Черевички» П.Чайковского), Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского), Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно), Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Манон Леско («Манон» Ж.Массне), Виолетта («Травиата» Дж.Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р.Вагнера) и др.

В 1914 году Кузнецова временно оставила Мариинский театр и совместно с «Русским балетом» Сергея Дягилева выступала в Париже и Лондоне в качестве балерины, а также частично спонсировала их выступление. Она танцевала в балете «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрауса, балет был подготовлен звёздами своего времени — композитор и дирижер Рихард Штраус, постановщик Сергей Дягилев, хореограф Михаил Фокин, костюмы и декорации Лев Бакст, ведущий танцовщик Леонид Мясин. Это была важная роль и хорошая компания, но с самого начала постановка столкнулась с некоторыми трудностями: для репетиций было немного времени, Штраус был в дурном настроении, так как приглашенные балерины Ида Рубинштейн и Лидия Соколова отказались от участия, также Штраус не любил работать с французскими музыкантами и постоянно ругался с оркестром, а Дягилев всё еще переживал из-за ухода из труппы танцовщика Вацлава Нижинского. Несмотря на проблемы за кулисами, балет успешно дебютировал в Лондоне и Париже. В дополнение к пробам своих сил в балете Кузнецова осуществила несколько оперных выступлений, в том числе в постановке Бородина «Князь Игорь» в Лондоне.

После революции в 1918 году Мария Кузнецова выехала из России. Как подобает актрисе, она сделала это драматически красиво — в одежде юнги скрывалась на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. Она стала оперной певицей в Стокгольмской опере, потом в Копенгагене, а затем в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне. Всё это время она постоянно приезжала в Париж, и в 1921 году окончательно осела в Париже, который стал её вторым творческим домом.

В 1920-х годах Кузнецова ставила частные концерты, где она пела русские, французские, испанские и цыганские песни, романсы и оперы. На этих концертах она часто танцевала испанские народные танцы и фламенко. Некоторые её концерты были благотворительными в помощь нуждающейся русской эмиграции. Она стала звездой парижской оперы, быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. «Цвет общества», министры и промышленники толпились в её передней. В дополнение к частным концертам она часто работала солисткой многих оперных театров Европы, в том числе в Ковент-Гардене и в Парижской опере и «Опере комик».

В 1927 году Мария Кузнецова с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем организовали частную компанию «Русская опера» в Париже, куда пригласили многих оперных русских певцов, покинувших Россию. «Русская опера» ставила «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сорочинскую ярмарку» и другие оперы и балеты русских композиторов и выступала в Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Милане и в далёком Буэнос-Айресе. «Русская опера» просуществовала до 1933 года.

Мария Кузнецова умерла 25 апреля 1966 в Париже, Франция.

реклама

вам может быть интересно

Владимир Абрамович Кехман Театральные деятели

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

1880

Дата смерти

25.04.1966

Профессия

певица

Тип голоса

сопрано

Страна

Россия

просмотры: 7165
добавлено: 04.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть