Мария Николаевна Кузнецова-Бенуа

Maria Kuznetsova-Benois

Мария Кузнецова-Бенуа (Maria Kuznetsova-Benois)

Мария Николаевна Кузнецова — русская оперная певица (сопрано) и танцовщица, одна из самых знаменитых певиц дореволюционной России. Ведущая солистка Мариинского театра, участница «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Работала с Н.А.Римским-Корсаковым, Рихардом Штраусом, Жюлем Массне, пела с Федором Шаляпиным и Леонидом Собиновым. Покинув Россию после 1917 года, продолжала успешно выступать заграницей.

Мария Николаевна Кузнецова родилась в 1880 году в Одессе. Мария росла в творческой и интеллектуальной атмосфере, её отец Николай Кузнецов был художником, а мать происходила из семьи Мечниковых, дядями Марии были Нобелевский лауреат биолог Илья Мечников и социолог Лев Мечников. В доме Кузнецовых бывал Пётр Ильич Чайковский, который обратил внимание на талант будущей певицы и сочинил для неё детские песни, с детства Мария мечтала стать актрисой.

Родители отдали её в гимназию в Швейцарии, вернувшись в Россию, она обучалась балету в Санкт-Петербурге, но отказалась от танцев и стала учиться вокалу у итальянского педагога Марти, а позже у баритона и её партнёра по сцене И. В. Тартакова. Все отмечали её чистое красивое лирическое сопрано, заметный талант актрисы и женскую красоту. Игорь Федорович Стравинский описал её как «...драматическое сопрано, которую можно было лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом».

В 1904 году Мария Кузнецова дебютировала на сцене Санкт-Петербургской консерватории в роли Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского, на сцене Мариинского театра — в 1905 году в партии Маргариты в «Фаусте» Ш. Гуно. Солисткой Мариинского театра, с небольшим перерывом, Кузнецова оставалась до революции 1917 года. В 1905 году в Петербурге вышли две грампластинки с записью её выступлений, а всего за свою творческую карьеру она сделала 36 записей.

Однажды, в 1905 году, вскоре после дебюта Кузнецовой в Мариинском, во время её выступления в театре вспыхнула ссора между студентами и офицерами, обстановка в стране была революционной и в театре началась паника. Мария Кузнецова прервала арию Эльзы из «Лоэнгрина» Р. Вагнера и спокойно запела русский гимн «Боже, Царя Храни», бузотёры были вынуждены прекратить ссору и публика успокоилась, спектакль продолжился.

Первым мужем Марии Кузнецовой был Альберт Альбертович Бенуа, из известной династии российских архитекторов, художников, историков Бенуа. В расцвете карьеры Мария была известна под двойной фамилией Кузнецова-Бенуа. Во втором браке Мария Кузнецова была замужем за фабрикантом Богдановым, в третьем — за банкиром и промышленником Альфредом Массне, племянником знаменитого композитора Жюля Массне.

На протяжении своей карьеры Кузнецова-Бенуа участвовала во многих европейских оперных премьерах, включая партии Февронии в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова и Клеопатры из одноимённой оперы Ж. Массне, которую композитор написал специально для неё. А также на русской сцене представила впервые роли Воглинды в «Золоте Рейна» Р. Вагнера, Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини и многие другие. С оперной труппой Мариинского театра гастролировала по городам России, Франции, Великобритании, Германии, Италии, США и других стран.

Среди её лучших ролей: Антонида («Жизнь за царя» М.Глинки), Людмила («Руслан и Людмила» М.Глинки), Ольга («Русалка» А.Даргомыжского), Маша («Дубровский» Э.Направника), Оксана («Черевички» П.Чайковского), Татьяна («Евгений Онегин» П.Чайковского), Купава («Снегурочка» Н.Римского-Корсакова), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш.Гуно), Кармен («Кармен» Ж.Бизе), Манон Леско («Манон» Ж.Массне), Виолетта («Травиата» Дж.Верди), Эльза («Лоэнгрин» Р.Вагнера) и др.

В 1914 году Кузнецова временно оставила Мариинский театр и совместно с «Русским балетом» Сергея Дягилева выступала в Париже и Лондоне в качестве балерины, а также частично спонсировала их выступление. Она танцевала в балете «Легенда об Иосифе» Рихарда Штрауса, балет был подготовлен звёздами своего времени — композитор и дирижер Рихард Штраус, постановщик Сергей Дягилев, хореограф Михаил Фокин, костюмы и декорации Лев Бакст, ведущий танцовщик Леонид Мясин. Это была важная роль и хорошая компания, но с самого начала постановка столкнулась с некоторыми трудностями: для репетиций было немного времени, Штраус был в дурном настроении, так как приглашенные балерины Ида Рубинштейн и Лидия Соколова отказались от участия, также Штраус не любил работать с французскими музыкантами и постоянно ругался с оркестром, а Дягилев всё еще переживал из-за ухода из труппы танцовщика Вацлава Нижинского. Несмотря на проблемы за кулисами, балет успешно дебютировал в Лондоне и Париже. В дополнение к пробам своих сил в балете Кузнецова осуществила несколько оперных выступлений, в том числе в постановке Бородина «Князь Игорь» в Лондоне.

После революции в 1918 году Мария Кузнецова выехала из России. Как подобает актрисе, она сделала это драматически красиво — в одежде юнги скрывалась на нижней палубе корабля, отправлявшегося в Швецию. Она стала оперной певицей в Стокгольмской опере, потом в Копенгагене, а затем в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне. Всё это время она постоянно приезжала в Париж, и в 1921 году окончательно осела в Париже, который стал её вторым творческим домом.

В 1920-х годах Кузнецова ставила частные концерты, где она пела русские, французские, испанские и цыганские песни, романсы и оперы. На этих концертах она часто танцевала испанские народные танцы и фламенко. Некоторые её концерты были благотворительными в помощь нуждающейся русской эмиграции. Она стала звездой парижской оперы, быть принятыми в её салоне считалось за великую честь. «Цвет общества», министры и промышленники толпились в её передней. В дополнение к частным концертам она часто работала солисткой многих оперных театров Европы, в том числе в Ковент-Гардене и в Парижской опере и «Опере комик».

В 1927 году Мария Кузнецова с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем организовали частную компанию «Русская опера» в Париже, куда пригласили многих оперных русских певцов, покинувших Россию. «Русская опера» ставила «Садко», «Сказку о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сорочинскую ярмарку» и другие оперы и балеты русских композиторов и выступала в Лондоне, Париже, Барселоне, Мадриде, Милане и в далёком Буэнос-Айресе. «Русская опера» просуществовала до 1933 года.

Мария Кузнецова умерла 25 апреля 1966 в Париже, Франция.

реклама

вам может быть интересно

Ион Марин Дирижёры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1880

Дата смерти

25.04.1966

Профессия

певица

Тип голоса

сопрано

Страна

Россия

просмотры: 6785
добавлено: 04.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть