Ярослав Кромбгольц

Jaroslav Krombholc

Ярослав Кромбгольц

Еще сравнительно недавно — каких-нибудь полтора десятилетия назад — имя Ярослава Кромбгольца не было известно широким кругам любителей музыки. Сегодня его по праву считают одним из ведущих оперных дирижеров мира, достойным преемником Вацлава Талиха и продолжателем его дела. Последнее естественно и закономерно: Кромбгольц — воспитанник Талиха не только по школе дирижерского мастерства при Пражской консерватории, но и по Национальному театру, где он длительное время был ассистентом замечательного мастера.

Кромбгольц попал в ученики к Талиху молодым, но уже широко образованным музыкантом. Он изучал в Пражской консерватории композицию у О. Шина и В. Новака, дирижирование у П. Дедечека, посещал занятия А. Хабы и слушал лекции 3. Неедлы на философском факультете Карлова университета. Поначалу, правда, Кромбгольц не собирался становиться дирижером: музыканта больше привлекала композиция, и некоторые из его сочинений — симфония, оркестровые сюиты, секстет, песни — и сейчас звучат с концертной эстрады. Но уже в сороковых годах молодой музыкант главное внимание уделяет дирижированию. Еще студентом он впервые получил возможность дирижировать оперными спектаклями «талиховского репертуара» в Народном театре и старался проникнуть в секреты мастерства своего наставника.

Самостоятельная работа дирижера началась, когда ему было всего двадцать три года. В городском театре Пльзеня он поставил «Енуфу», затем «Далибора» и «Свадьбу Фигаро». Эти три произведения образовали как бы фундамент его репертуара: три кита — чешская классика, современная музыка и Моцарт. А затем Кромбгольц обратился к партитурам Сука, Острчила, Фибиха, Новака, Буриана, Боржковеца — по сути дела, очень скоро в его репертуар вошло все лучшее, что создано соотечественниками.

В 1963 году Кромбгольц стал главным дирижером театра в Праге. Здесь Кромбгольц вырос в блестящего интерпретатора и пропагандиста чешской оперной классики, страстного искателя и экспериментатора в области современной оперы, каким его знают сегодня не только в Чехословакии, но и за ее пределами. В постоянном репертуаре дирижера — большинство опер Сметаны, Дворжака, Фибиха, Ферстера, Новака, произведения Яначека, Острчила, Йеремиаша, Коваржовица, Буриана, Сухоня, Мартину, Фольпрехта, Циккера, Пауэра и других чехословацких композиторов, а также Моцарта, который по-прежнему остается одним из любимых авторов артиста. Наряду с этим он уделяет много внимания русским операм, среди которых «Евгений Онегин», «Снегурочка», «Борис Годунов», оперы современных авторов — «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича. Наконец, недавние постановки опер Р. Штрауса («Саломея» и «Электра»), а также «Воццека» А. Берга принесли ему репутацию одного из лучших знатоков и интерпретаторов современного репертуара.

Высокий авторитет Кромбгольца подтверждают его успехи за пределами Чехословакии. После ряда гастролей с труппой Народного театра в СССР, Бельгии, ГДР, его постоянно приглашают вести спектакли в лучших театрах Вены и Лондона, Милана и Штутгарта, Варшавы и Рио-де-Жанейро, Берлина и Парижа. Особым успехом пользовались постановки «Ее падчерицы», «Катерины Измайловой», «Проданной невесты» в Венской государственной опере, «Воскресения» Циккера в Штутгартской опере, «Проданной невесты» и «Бориса Годунова» в «Ковент-Гардене», «Кати Кабановой» и «Енуфы» на Нидерландском фестивале. Кромбгольц — главным образом оперный дирижер. Но все же он находит время и для концертных выступлений, как в Чехословакии, так и за ее пределами, особенно в Англии, где пользуется большой популярностью. Особенно значительную часть в его концертных программах занимает музыка XX века: здесь, наряду с чехословацкими композиторами,— Дебюсси, Равель, Руссель, Мийо, Барток, Хиндемит, Шостакович, Прокофьев, Кодаи, Ф. Мартен.

Характеризуя творческий облик артиста, критик П. Экштейн пишет: «Кромбгольц — прежде всего дирижер-лирик, и все его искания и достижения отмечены печатью известной мягкости и красоты. Но, конечно, драматический элемент также не является его слабой стороной. Его запись на пластинки отрывков из фибиховской музыкальной драмы «Мессинская невеста» свидетельствует об этом, так же как, впрочем, и замечательная постановка «Воццека» в Праге. Поэтические настроения и роскошные звучания особенно близки складу дарования артиста. Это ощущается в «Русалке» Дворжака, записанной им и признанной критикой едва ли не самой совершенной интерпретацией произведения. Но в других своих записях, например, опере «Две вдовы», Кромбгольц проявляет в полной мере присущее ему чувство юмора и изящество».

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Андре Жоливе Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Феруччо Бузони Композиторы
Гуго Вольф Композиторы
Джованни Пачини Композиторы
Майкл Балф Композиторы
Фриц Штидри Дирижёры
Дариюс Мийо Композиторы
Юджин Гуссенс Композиторы

Реклама



Дата рождения

1918

Дата смерти

1983

Профессия

дирижёр

Страна

Чехия

просмотры: 3750
добавлено: 02.04.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть