Йозеф Крипс

Josef Krips

Йозеф Крипс

«Я родился в Вене, там вырос, и меня всегда влечет в этот город, в котором бьется для меня музыкальное сердце мира»,— говорит Йозеф Крипс. И эти слова не только объясняют факты его биографии, они служат ключом к артистическому облику выдающегося музыканта. Крипс вправе сказать: «Повсюду, где я выступаю, во мне видят прежде всего венского дирижера, олицетворяющего венское музицирование. И это везде особенно ценят и любят».

Именно таким истинным венцем, упоенным музыкой, увлеченным и увлекающим аудиторию знают Крипса слушатели почти всех стран Европы и Америки, те, кто хоть раз соприкасался с его сочным, жизнерадостным, обаятельным искусством. Крипс — прежде всего музыкант и уже затем дирижер. Выразительность всегда для него важнее точности, импульс — выше строгой логики. Недаром ему принадлежит следующее определение: «Педантично-корректно отмечаемые дирижером четверти такта означают смерть всякой музыки».

Австрийский музыковед А. Витешник дает следующий портрет дирижера: «Йозеф Крипс — сангвиник дирижерской палочки, который беспощадно отдает музицированию всего себя целиком. Это сгусток энергии, который постоянно и со всей страстностью музицирует всем своим существом; который подходит к произведению без жеманности или манерности, но импульсивно, решительно, с захватывающим драматизмом. Не склонный к длительным размышлениям, не обремененный стилистическими проблемами, не обеспокоенный заботой о тончайших деталях или нюансах, но постоянно устремленный к целому, он приводит в движение исключительные музыкальные эмоции. Не звезда пульта, не дирижер для зрителей. Любое «фрачное кокетство» чуждо ему. Ни свою мимику, ни свои жесты он никогда не станет корректировать перед зеркалом. На его лице так отчетливо отражается музыкальный процесс, что исключаются всякие мысли об условностях. Самозабвенно, с неистовой силой, пылкими, широкими и размашистыми жестами, с неудержимым темпераментом, он своим примером ведет оркестр по переживаемым произведениям. Не артист и не музыкальный анатом, но архимузыкант, заражающий своим вдохновением. Когда он поднимает дирижерскую палочку, исчезает всякая дистанция между ним и композитором. Крипс не возвышается над партитурой — он проникает в глубь ее. Он поет с певцами, он музицирует с музыкантами, и тем не менее он полностью держит в своих руках исполнение».

Дирижерская судьба Крипса далеко не так безоблачна, как его искусство. Начало ее сложилось счастливо — мальчиком он рано проявил музыкальный талант, с шести лет начал учиться музыке, с десяти — петь в церковном хоре, в четырнадцать отлично владел игрой на скрипке, альте, фортепиано. Затем он учился в Венской музыкальной академии под руководством таких педагогов, как Э. Мандишевский и Ф. Вейнгартнер; проработав два года скрипачом в оркестре, он стал хормейстером Венской государственной оперы и в девятнадцать лет встал за ее пульт, чтобы продирижировать «Бал-маскарадом» Верди.

Крипс стремительно двигался к вершинам славы: он возглавлял оперные театры в Дортмунде и Карлсруэ и уже в 1933 году стал первым дирижером в Венской государственной опере и получил класс в своей «альма матер» — Музыкальной академии. Но в этот момент Австрия была оккупирована фашистами, и прогрессивно настроенный музыкант был вынужден уйти со своего поста. Он переехал в Белград, но вскоре и здесь настигла его рука гитлеризма. Крипсу было запрещено дирижировать. Семь долгих лет он работал сперва клерком, а потом кладовщиком. Казалось, с дирижированием все кончено. Но Крипс не забыл своего призвания, а венцы не забыли любимого музыканта.

10 апреля 1945 года советские войска освободили Вену. Не успели отгреметь на австрийской земле залпы войны, как Крипс уже вновь за дирижерским пультом. 1 мая он дирижирует в Народной опере торжественным спектаклем «Свадьба Фигаро», под его управлением 16 сентября возобновляются концерты «Музикферейна», 6 октября начинает свою работу спектаклем «Фиделио» Венская государственная опера, а 14 октября открывается концертный сезон в Венской филармонии! «Добрым ангелом венской музыкальной жизни» называют в эти годы Крипса.

Вскоре Йозеф Крипс побывал в Москве и Ленинграде. В нескольких его концертах прозвучали произведения Бетховена и Чайковского, Брукнера и Шостаковича, Шуберта и Хачатуряна, Вагнера и Моцарта; целый вечер артист посвятил исполнению вальсов Штрауса. Успех в Москве положил начало широкой мировой известности Крипса. Его пригласили выступить в США. Но когда артист перелетел океан, он был задержан иммиграционными властями и помещен на пресловутый остров Эллис. Через два дня ему предложили вернуться в Европу: прославленному артисту, который незадолго до этого побывал в СССР, не пожелали дать въездную визу. В знак протеста против невмешательства австрийского правительства Крипс не вернулся в Вену, а остался в Англии. Некоторое время он возглавлял Лондонский симфонический оркестр. Позже дирижер все же получил возможность выступить и в США, где был горячо принят публикой. В последние годы Крипс возглавлял оркестры в Буффало и Сан-Франциско. Дирижер регулярно гастролировал в Европе, постоянно дирижировал концертами и оперными спектаклями в Вене.

Крипс по праву считается одним из лучших в мире интерпретаторов Моцарта. Его постановки в Вене опер «Дон Жуан», «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», записи на пластинки опер и симфоний Моцарта убеждают в справедливости такого мнения. Не менее значительное место занимал в его репертуаре Брукнер, ряд симфоний которого он впервые исполнил за пределами Австрии. Но вместе с тем его репертуар очень широк и охватывал различные эпохи и стили — от Баха до композиторов наших дней.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

08.04.1902

Дата смерти

13.10.1974

Профессия

дирижёр, инструменталист

Страна

Австрия

просмотры: 3973
добавлено: 04.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть