Франц Конвичный

Franz Konwitschny

Франц Конвичный

На протяжении многих послевоенных лет — вплоть до самой смерти — Франц Конвичный принадлежал к числу лучших артистов демократической Германии, внес огромный вклад в строительство ее новой культуры. В 1949 году он встал во главе знаменитого лейпцигского оркестра «Гевандхауз», продолжив и развив традиции своих предшественников — Артура Никиша и Бруно Вальтера. Под его руководством оркестр сохранил и упрочил свою репутацию; Конвичный привлек новых отличных музыкантов, увеличил численный состав коллектива, повысил его ансамблевое мастерство.

Конвичный был великолепным дирижером-педагогом. Каждый, кто имел возможность присутствовать на его репетициях, убеждался в этом. Его указания охватывали все тонкости исполнительской техники, фразировки, регистровки. Чувствительнейшим к мельчайшим деталям слухом вылавливал он в звучании оркестра малейшие неточности, добивался желаемых оттенков; он с одинаковой легкостью показывал любые приемы исполнения духовым и, конечно, струнным — ведь Конвичный когда-то сам приобрел богатый опыт оркестровой игры как альтист под руководством В. Фуртвенглера в Берлинском филармоническом оркестре.

Все эти черты Конвичного — педагога и воспитателя — давали прекрасные художественные результаты во время его концертов и спектаклей. Оркестры, работавшие с ним, и особенно «Гевандхауз», отличали удивительная чистота и полнота звучания струнных, редкая точность и яркость духовых. А это позволяло дирижеру в свою очередь передавать и философскую глубину, и героический пафос, и всю тонкую гамму переживаний в таких творениях, как симфонии Бетховена, Брукнера, Брамса, Чайковского, Дворжака, симфонические поэмы Рихарда Штрауса.

Широк был и диапазон интересов дирижера в оперном театре: «Мейстерзингеры» и «Кольцо нибелунга», «Аида» и «Кармен», «Кавалер роз» и «Женщина без тени»... В спектаклях, которыми он дирижировал, всегда отчетливо ощущались не только ясность, чувство формы, но, главное,— живой темперамент музыканта, в котором он и на склоне дней мог поспорить с молодежью.

Совершенное мастерство далось Конвичному годами упорной работы. Сын дирижера из маленького городка Фульнек в Моравии, он с детских лет посвятил себя музыке. В консерваториях Брно и Лейпцига Конвичный получил образование и стал альтистом «Гевандхауза». Вскоре ему предложили пост профессора Венской народной консерватории, но Конвичного привлекла дирижерская деятельность. Он набирался опыта в работе с оперными и симфоническими оркестрами во Фрейбурге, Франкфурте и Ганновере. Однако подлинного расцвета талант артиста достиг в последние годы его деятельности, когда он возглавлял, наряду с Лейпцигским оркестром, коллективы Дрезденской филармонии и Немецкой государственной оперы. И всюду его неутомимая работа приносила выдающиеся творческие достижения. Последние годы Конвичный работал в Лейпциге и Берлине, но попрежнему регулярно выступал и в Дрездене.

Неоднократно артист гастролировал во многих странах мира. Хорошо знали его и в СССР, где он выступал в 50-х годах.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

14.08.1901

Дата смерти

28.07.1962

Профессия

дирижёр

Страна

Германия

просмотры: 2415
добавлено: 07.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть