Эрих Клайбер

Erich Kleiber

«Карьера Эриха Клайбера еще далека от вершины, его перспективы неясны, и доберется ли этот хаотический человек в своем беспримерном развитии до конца — вообще неизвестно»,— писал в 1825 году немецкий критик Адольф Вейсман, явно огорошенный феноменальным взлетом артиста, который к этому времени уже занимал пост «генеральмузикдиректора» Берлинской государственной оперы. И право, критику было отчего впасть в недоумение при взгляде на короткий, но стремительный путь Клайбера. Поражала необычайная смелость артиста, его решительность и последовательность в преодолении трудностей, в подходе к новым задачам.

Уроженец Вены, Клайбер окончил Пражскую консерваторию и был принят ассистентом дирижера в местный оперный театр. Вот что рассказывает о первом самостоятельном шаге артиста его младший коллега Георг Себастьян: «Однажды Эриху Клайберу (в ту пору ему еще не было двадцати лет) пришлось заменить внезапно заболевшего дирижера пражской оперы в спектакле «Летучий голландец» Вагнера. Когда он дошел до середины партитуры, оказалось, что около пятнадцати страниц ее плотно склеены между собой. Кто-то из завистников (ими часто кишат театральные кулисы) захотел сыграть с талантливым юношей злую шутку. Завистник, однако, просчитался. Шутка не удалась. Молодой дирижер швырнул с досады партитуру на пол и весь спектакль провел наизусть. Тот памятный вечер положил начало блестящей карьере Эриха Клайбера, вскоре занявшего в Европе почетное место рядом с Отто Клемперером и Бруно Вальтером». После этого эпизода «послужной список» Клайбера пополнился с 1912 года работой в оперных театрах Дармштадта, Эльберфельда, Дюссельдорфа, Мангейма, и, наконец, в 1923 году он начал свою деятельность в Берлине. Период, когда он стоял у руля Государственной оперы, был поистине блестящей эпохой в ее жизни. Под управлением Клайбера здесь впервые увидели свет рампу, многие значительные современные оперы, в том числе «Воццек» А. Берга и «Христофор Колумб» Д. Мийо, состоялись немецкие премьеры «Енуфы» Яначека, сочинений Стравинского, Кшенека и других композиторов. Но наряду с этим Клайбер дал и блестящие образцы интерпретации классических опер, особенно Бетховена, Моцарта, Верди, Россини, Р. Штрауса и редко исполняемых сочинений Вебера, Шуберта, Вагнера («Запрет любви»), Лорцинга («Браконьер»). А тот, кому довелось слышать под его управлением оперетты Иоганна Штрауса, навсегда сохранял незабываемое впечатление от этих спектаклей, полных свежести и благородства.

Не ограничиваясь работой в Берлине, Клайбер в ту пору быстро завоевал мировую славу, гастролируя во всех крупных центрах Европы и Америки. В 1927 году он впервые приехал в СССР и сразу снискал симпатии советских слушателей. В программах Клайбера прозвучали тогда сочинения Гайдна, Шумана, Вебера, Респиги, в театре он продирижировал «Кармен». Один из концертов артист целиком посвятил русской музыке — произведениям Чайковского, Скрябина, Стравинского. «Оказалось,— писал критик, — что у Клайбера, помимо того, что он прекрасный музыкант, великолепно владеющий оркестром, есть та черта, которой недостает многим знаменитостям: это способность проникать в дух чужой звуковой культуры. Благодаря этой способности Клайбер в совершенстве овладел избранными им партитурами, овладел в такой степени, что казалось, будто перед нами на эстраде какой-то выдающийся русский дирижер».

Впоследствии Клайбер часто выступал в нашей стране с разнообразными программами и неизменно пользовался заслуженным успехом. Последний раз он гастролировал в СССР в 1936 году, уже после того, как покинул гитлеровскую Германию. Вскоре затем артист надолго поселился в Южной Америке. Центром его деятельности был Буэнос-Айрес, где Клайбер занимал столь же видное место в музыкальной жизни, как в Берлине, регулярно вел спектакли в театре «Колон» и многочисленные концерты. С 1943 года он работал также в столице Кубы — Гаване. А в 1948 году музыкант вернулся в Европу. Крупнейшие города буквально боролись за то, чтобы заполучить Клайбера в качестве постоянного дирижера. Но он до конца жизни оставался гастролером, выступая по всему континенту, участвовал во всех значительных музыкальных фестивалях — от Эдинбурга до Праги. Клайбер неоднократно концертировал в Германской Демократической Республике, незадолго до смерти дирижировал спектаклями в своем любимом театре — Немецкой государственной опере в Берлине, а также в Дрездене.

Светлое и жизнелюбивое искусство Эриха Клайбера запечатлено на многих грампластинках; среди записанных им произведений — оперы «Вольный стрелок», «Кавалер роз» и ряд крупных симфонических произведений. По ним слушатель может оценить лучшие черты таланта артиста — его глубокое проникновение в суть произведения, чувство формы, тончайшую отделку деталей, цельность замыслов и его умение добиваться их осуществления.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

05.08.1890

Дата смерти

27.01.1956

Профессия

дирижёр

Страна

Австрия

просмотры: 3538
добавлено: 04.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть