Загир Гарипович Исмагилов

Zagir Ismagilov

Загир Гарипович Исмагилов / Zagir Ismagilov

Башкирский советский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1982). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1973) — за оперу «Волны Агидели» (1972) и цикл хоров «Слово матери» (1972). Имя Загира Исмагилова носит Уфимская государственная Академия искусств.

Загир Гарипович Исмагилов родился 8 января 1917 г. в деревне Верхне-Серменево близ города Белорецка. Детство будущего композитора прошло в тесном общении с природой, в атмосфере народной музыки. Это дало ему большой запас музыкальных и жизненных впечатлений и в значительной степени определило впоследствии его музыкальные вкусы и своеобразие творческого почерка.

Музыка рано вошла в жизнь 3. Исмагилова. Еще мальчиком он заслужил известность как искусный кураист (Курай — тростниковая дудочка, башкирский народный музыкальный инструмент.) и певец-импровизатор. Три года (с 1934 по 1937) Исмагилов работал в качестве кураиста в Башкирском государственном театре драмы, а затем был командирован в Москву для получения музыкального образования.

Его руководителями по композиции были В. Белый (башкирская национальная студия при Московской консерватории, 1937—1941) и В. Фере (композиторский факультет Московской консерватории, 1946—1951).

Творческие интересы Исмагилова разнообразны: им записано и обработано для сольного и хорового исполнения немало народных песен; его перу принадлежат также массовые эстрадные и шуточные песни, романсы, хоры, кантата «О Ленине», увертюра на две башкирские темы и другие сочинения.

Опера «Салават Юлаев» написана в содружестве с башкирским драматургом Баязитом Бикбаем. Действие оперы происходит в 1773—1774 гг., когда многонациональные Поволжье и Приуралье под водительством Емельяна Пугачева поднялись на борьбу за свои права.

В центре произведения — исторический образ башкирского батыра Салавата Юлаева.

В общей планировке, композиции и драматургии произведения ощутимо следование образцам русской классики и своеобразное использование башкирских народнопесенных истоков. В вокальных партиях распевные и речитативные приемы изложения объединяются пентатонной ладовой основой, которой соответствует и выбор гармонических средств. Наряду с использованием подлинных народных песен (башкирских — «Салават», «Урал», «Гилъмияза», «Журавлиная песня» и др. и русских — «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка», «Слава»), Исмагилов создает проникновенные мелодические образы, по духу и стилю близкие народному искусству.

Яркость песенных интонаций сочетается в музыке оперы с приемами развитого инструментального письма, введение контрапункта — с простейшими темами народного склада.

В опере широко применяются развернутые оперные формы — арии, ансамбли, хоровые сцены, оркестровые эпизоды. Известная гротескность, подчеркнутая холодность декламационных вокальных партий и их ладогармонического оформления, острая графичность фактурного рисунка, колкие и резкие тембровые сочетания, подчеркнутая угловатость ритмов, — таковы приемы, с помощью которых нарисованы портреты царского ставленника — Оренбургского губернатора Рейнсдорфа и его приспешников, среди которых наиболее психологически выразителен изменник и предатель писарь Бухаир. Наименее оригинально очерчен в опере образ Емельяна Пугачева, он декоративен и статичен, несмотря на удачное развитие лейтмотива Пугачева в тех сценах, где чувства и переживания других действующих лиц связаны с ним.

В. Панкратова, Л. Полякова

реклама

вам может быть интересно

Юрий Петрович Любимов Театральные деятели

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

08.01.1917

Дата смерти

30.05.2003

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 1721
добавлено: 25.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть