Хорватская музыка

Важное место в муз. культуре Хорватии занимает муз. фольклор, широко используемый и в проф. музыке. Его древнейшие песенно-танц. формы зародились в обрядах переселившихся на Балканы в 7 в. древних слав. племён. Ритуальные, эпич., плясовые, лирич. и др. песни имеют областные различия. Наибольшим нац. своеобразием обладают нар. песни центр. районов Хорватии. У жителей побережья Адриатич. моря они близки к итал. нар. песням, в сев. областях - к альпийскому муз. фольклору, в Меджимурье - к старинным венг. крестьянским песням. Древнейшие формы нар. творчества сохранились в самобытном муз. фольклоре жителей Истрии. Для хорв. нар. песен характерны 7-ступенные натуральные лады, иногда пентатоника, встречается ладовая переменность, богатая ритмика отличается разнообразием (в плясовых напевах часты синкопы), применяются также переменные размеры. Большое распространение получили разл. виды коло (песенно-танц. жанр). Первые памятники проф. муз. культуры - культовые соч., возникшие в 10 в. в монастырях Далмации (побережье Адриатич. моря). Не будучи зависимой от Турции, как др. районы страны, она поддерживала связь с Италией; поэтому в светском проф. муз. иск-ве Далмации ощутимо воздействие итал. музыки, особенно в Дубровнике - крупнейшем культурном центре Далмации. С 16 в. здесь ставились пасторали, драм. игры с пением и плясками, мистерии, литургич. драмы, в 16-18 вв. - пьесы с муз. номерами. Среди композиторов 16-17 вв., работавших в городах Далмации, выделяются хорваты А. Патриций, Ю. Скьяветич, В. Елич, особенно И. Лукачич (сб.: мотетов "Духовные песнопения" - "Sacrae cantiones", 1620) и итальянец Т. Чеккино (жил в Сплите; церк. и светская вок.-инстр. музыка). Их соч., издававшиеся в Венеции (Далмация с 1420 находилась под господством Венецианской республики) и исполнявшиеся хорв. музыкантами, свидетельствуют о высоком уровне муз. культуры, в т. ч. муз. исполнительства в Далмации того времени. Мн. хорв. музыканты 18 в. были известны и за рубежом. В их числе - Н. Степан (прозвище - Спадина; его сонаты для 1 и 2 скрипок с basso continuo опубликованы в Париже и Лондоне), врач и собиратель нар. песен, органист и комп. Ю. Байамонти (оратория, симфония, культовые хор. соч., произв. для органа), И. М. Ярнович, долгое время живший в Англии и России, концертировавший в странах Европы, скрипач-виртуоз и композитор (скрипич. сонаты и концерты, струн. квартеты, фп. соч.), отец и сын Л. и А. Соркочевичи, работавшие в Дубровнике (2-я пол. 18 - 1-я пол. 19 вв.; камерные и симф. соч., близкие по стилю музыке венских классиков).

В 19 в. центр муз. культуры переместился в сев. области Хорватии - выдвигается Загреб, где в 1797 открылся первый постоянный "Амадеев т-р" (существовал до 1834), на сцене к-рого выступали приезжие труппы (немецкие, итальянские).

Решающее воздействие на дальнейшее развитие X. м. оказал т. н. иллиризм (обществ.-политич. и культурное движение в Хорватии в 1830-40-х гг.), вызвавший подъём и муз. иск-ва. Пробудился интерес к нар. творчеству, нац. истории, развернулась просветит. деятельность хорв. музыкантов, возникли хор. об-ва, в т. ч. Нар. иллирийское хор. об-во (1839), появились массовые песни и др. произв., проникнутые нац.-патриотич. содержанием. Среди авторов популярных патриотич. песен и маршей того времени - Ф. Ливадич, ф. Пинтарич, И. Падовец, Ф. Русан, Ф. Покорный. Первый крупный хорв. проф. композитор - В. Лисинский, создатель нац. оперы (романтич. опера "Любовь и злоба", 1846; историч. драма "Порин", 1851, пост. в Загребе в 1897). В 1827 в Загребе группой любителей музыки создана первая в Хорватии значит. муз. организация - об-во "Музикферайн" (оно неоднократно переименовывалось; с 1925 наз. "Хрватски глазбени завод"), при к-ром в 1829 осн. муз. школа, затем любит. оркестр (участвовал в оперных спектаклях, к-рые ставились нем. и итал. труппами). В 1834 построено первое в Хорватии спец. театр. здание - Т-р на Марковой площади (позднее стал называться Хорв. нац. т-р). Здесь шли оперные и драм. спектакли. По инициативе деятелей иллиризма в т-ре исполнялись отрывки из пьес и опер на хорв. яз., между действиями звучали нац.-патриотич. песни, т. н. будницы. В 1840 пост. первый хорв. нац. муз. спектакль - героич. зингшпиль "Юран и Софья" Ливадича (текст И. Кукулевича-Сакцинского).

Насильственная германизация, тормозившая развитие нац. культуры, вскоре привела к закрытию нац. муз. и др. культурных учреждений и организаций. Развитие муз. иск-ва вызвал обществ.-патриотич. подъём нач. 1860-х гг.: возобновили работу старые хор. об-ва, возникли новые, сыгравшие важную роль в становлении нац. хорв. муз. культуры, среди к-рых "Зора" (Карловац, 1858), "Коло" (Загреб, 1862), "Кухач" (Осиек). В 1870-90-е гг. появились хор. об-ва в др. городах, в т. ч. первые рабочие хор. об-ва "Свобода" (1873) и "Слога" (1874) в Загребе, "Венец" (1886) в Вараждине; позже созданы об-ва "Младост" (1900), "Балкан" (1903), "Лисинский" (1910). С 70-х гг. активизировалась творч. деятельность хорв. музыкантов. В 1878-81 основоположник хорв. муз. фольклористики, муз. историч. науки и критики Ф. Кухач опубликовал 4 сб-ка южнослав. нар. песен; он написал также ряд музыковедч. работ, посв. музыкантам-иллирийцам. Определяющее значение для хорв. муз. культуры этого времени имела деятельность композитора и дирижёра И. Зайца, возглавлявшего в 1870-89 первую постоянную хорв. оперную труппу при Хорв. нац. т-ре (с 1861 - гос.), преподавателя и директора муз. школы при муз. об-ве, носившем позже назв. "Хрватски глазбени завод"; он положил начало и проф. конц. жизни в Загребе, устраивал с 1871 симф. концерты силами оркестра оперного т-ра. В творчестве Зайца выделяется нац.-патриотич. опера "Никола Шубич Зриньский" (1876); среди др. его соч. хоры (ок. 200) и песни (ок. 170).

Оперная труппа (работала в Загребе с перерывами в 1889-94, 1902-09) постепенно достигла высокого художеств. уровня; ставились оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, П. И. Чайковского, Б. Сметаны и др. Период расцвета хорв. оперного т-ра (1894-1898) связан с деятельностью его рук. и дирижёра (с 1881) Н. Фаллера (ученик А. Брукнера, Ж. Массне и Л. К. Делиба). С 1895 т-р получил новое здание. Солистами вновь созданной в 1909 постоянной оперной труппы были М. Строцци, Й. Крижай, М. Вушкович, З. Кунц, А. Митронич, Д. Хржич, В. Энгель и др.

В нач. 20 в. в связи с возрождением идей иллиризма хорв. композиторы обратились к нац. тематике, разрабатывали фольклорные мотивы. Среди нац. опер - "Огонь" Б. Берсы (1906) и "Возвращение" Й. Хатзе (1911), в к-рых, однако, ощутимо влияние итал. веризма.

После образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918; с 1929 - Королевство Югославия) началось формирование хорв. нац. композиторской школы. Её утверждению способствовал общий подъём культурной жизни Хорватии в 1920-30-е гг., в т. ч. развитие муз. образования. Консерватория, организованная в 1916 на основе муз. школы при муз. об-ве "Хрватски глазбени завод", в 1920 стала государственной (с 1922 Муз. академия). Открылось неск. средних муз. школ в Загребе (в т. ч. "Лисинский", 1927) и др. городах. Организованы новые и реорганизованы ранее существовавшие исполнит. коллективы. В 1919 на базе оркестра Хорв. нац. т-ра создан филармонич. оркестр, получивший в 1920 назв. Загребской филармонии и занявший ведущее место в конц. жизни Хорватии. В 1928 осн. Хорв. филармонич. об-во, оказывавшее материальную поддержку оркестру и др. коллективам. Существовали симф. оркестры при об-ве "Хрватски глазбени завод" и Муз. академии; в 1929 осн. любительский оркестр при муз. об-ве "Меркур"; с 1919 выступал Загребский струн. квартет, в 30-е гг. приобрёл известность Загребский камерный оркестр. Организуются хор. об-ва: "Муз. об-во интеллектуалов" (1919), "Загребские мадригалисты" (1930), "Младост Балкан" (1930; объединило 2 ранее существовавших хор. об-ва). Расширяется муз.-издат. дело; выходит ряд муз. журналов, в т. ч. "Muzicka revija", "Jugoslovenski muzicar" (1923-41; с 1929 назывался "Muzicar") и др. В работе оперной труппы Хорв. нац. т-ра ощущался большой подъём, особенно в 30-е гг., когда её рук. был комп. К. Баранович (1929-40). Среди солистов выдвинулись певицы В. Ножинич, Н.Тончич, С. Юринац, певцы М. Радева, Й. Гостич, Т. Нералич, И. Франкл и др.

Ведущая роль в развитии нац. муз. культуры в 1920-30-е гг. принадлежала крупнейшим хорв. комп. К. Барановичу, Я. Готовацу и Й. Славенскому (с 1924 работал в Белграде). Они ввели в X. м. новые жанры - нац. комич. оперу ("Стрижено-кошено" Барановича, 1932; "Эро с того света" Готоваца, 1935) и балет ("Пряничное сердце" Барановича, 1935), программную орк. музыку и камерно-инстр. ансамбль (особенно известды инстр. произв. Славенского). В их творчестве получили дальнейшее развитие нац. традиции вок. и хор. музыки. Для муз. стиля этих композиторов характерно сочетание фольклорной основы с совр. приёмами письма; в ряде симф. произв. ощутимо влияние импрессионизма. Среди др. хорв. композиторов - Б. Берса (программные симф. поэмы), A. Добронич (оперы - комическая "Вдова Рошлинка", 1934; лирическая "Равноденствие", 1938), Ф. Лхотка (балет "Чёрт в деревне", 1935), К. Одак (опера, осн. на фольклоре Меджимурья, "Дорица танцует", 1934), B. Широла и др. В 30-е гг. выдвигается П. Марковац - муз.-обществ. деятель, коммунист, первый хорватский музыковед, опиравшийся в своих трудах на марксистский метод исследования.

В период 2-й мировой войны 1939-45 получили распространение массовые патриотич. партизанские, антифаш. песни, создававшиеся композиторами и безымянными авторами, мн. из к-рых находились в рядах нар.-освободит. армии или работали в подполье; среди них - И. Тиярдович, Н. Херцигоня, С. Златич, Н. Девчич, С. Бомбарделли, П. Марковац.

После образования ФНРЮ (1945; с 1963 - СФРЮ) X. м., как и др. области хорв. муз. культуры, переживает подъём. Открылись начальные и средние муз. школы в Загребе (3), Вараждине, Карловаце, Риеке, Сплите, Дубровнике и др. городах. Созданы оперные т-ры в Осиеке и Сплите, симф. оркестры Радио в Загребе, Риеке и Дубровнике, камерный оркестр "Загребские солисты", хор. об-во "Павао Марковац", "Владимир Назор", "Братство и единство" и др. в Загребе, "Единство" в Сплите и др., ансамбль нар. песни танца "Ладо". Стали регулярно выходить муз. журн. "Muzicke novine" (1946), "Muzika i skola" (с 1956) и др. Организованы союзы - хорв. композиторов, музыкантов-исполнителей, музыкантов- педагогов, фольклористов. Создан муз. отдел в Академии наук и иск-в Хорватии. Проводятся муз. фестивали, в т. ч. международные - "Дубровницкие летние игры" (с 1950), "Сплитские летние игры" (с 1954), "Загребский биеннале" (с 1961) и др. Среди композиторов кон. 1940-50-х гг. - Б. Папандопуло, М. Ципра, И. Брканович, Б. Белинский, C. Златич, И. Лхотка-Калинский, Н. Девчич, С. Шулек. Новые течения зап.-европ. музыки 50-х гг., в т. ч. авангардизм, отразились в соч. Б. Сакача, М. Келемена, И. Малеца. В 1960-70-е гг. выдвинулись комп. С. Хорват, А. Клобучар, Р. Радика, Д. Детони, И. Кульерич. Крупнейшие хорв. музыковеды - Й. Андрейс, В. Жганец, А. Видакович, К. Ковачевич, И. Суцичич. Среди исполнителей: дирижёры - Л.Матачич, М. Позаич, М. Хорват, М. Башич, А. Янигро, Н. Бареза; пианисты - Д. Гушич, И. Мачек, Ю. Мурай, М. Лоркович, Б. Мусулин, П. Гвоздич, В. Крпан; скрипачи - З. Балокович, И. Пинкава, Й. Клима, Т. Нинич; виолончелист В. Дешпаль; певцы - В. Руждьяк, Н. Путтар-Голд, М. Подвинец, Ф. Паулик, Н. Жунец, Б. Стилинович, М. Кларич, М. Радич, Р. Поспиш Балдани, Б. Рук-Фочич, Л. Молнар-Талайич.

Литература: Ямпольский И., Музыка Югославии, М., 1958; Kuhao F., Prilog za poviest glasbe Juinoslovjenske, (Opis i poviest narodnih glazbala juinih Slovena), "Rad Jugoslavenske akademije znanosti i umjetnosti", 1877, kn. 38, 39, 41; 1878, kn. 45; 1879, kn. 50; 1882, kn. 62-63; Sirola В., Pregled povilesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; Zganес V., Narodne popijevke Hrvatskog Zagorja, t. 1-2, Zagreb, 1950-1952; его же, Odnos glagoljaskog crkvenog i svjetovnog narodnog pjevanja u kvarnerskom podrucju, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Роrеc, 1970, Zagreb, 1972; Andreis J., Razvoj muzicke umjetnosti u Hrvatskoj, в кн.: Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Kovacevic К., The history of Croatian music of the twentieth century, Zagreb, 1967; его же, Die kroatische Musik des XX. Jahrhunderts, "Zvuk", 1967, No 77-78; eго же, Hrvatska glazba, в сб.: Hrvatska, Zagreb, 1972; Rithman D..С, Polifoni oblici druge kategorije u narodnoj muzici Hrvatske, в сб.: Rad XVII kongresa Saveza udruzenja folklorista Jugoslavije, Porec, 1970, Zagreb, 1972.

E. И. Гордина

реклама

вам может быть интересно

Пакистанская музыка Национальные культуры
Вокал оперный Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Glissade, глиссад Балет и танец
Казахская музыка Национальные культуры
Альтерация Термины и понятия
Марш Музыкальные жанры
Тарту Города
Грузинская музыка Национальные культуры
Баку Города
Балалайка Музыкальные инструменты
Парагвайская музыка Национальные культуры
Фанфара Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 2971
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть