Григ. Романсы и песни

Romances & songs

Композитор
Жанр
Страна
Норвегия
Эдвард Григ / Edvard Grieg

Романсы и песни — один из основных жанров творчества Эдварда Грига. Связь со словом, лиризм, близость к народной песне, широкая доступность произведений песенного жанра — все это отвечало самому существу дарования Грига.

Григ создавал романсы и песни на протяжении всей своей творческой жизни. Первый цикл романсов (ор, 2) появился в год окончания консерватории, а последний — совсем незадолго до того, как завершился творческий путь композитора.

Увлечение вокальной лирикой и чудесный расцвет ее в творчестве Грига были в значительной мере связаны с расцветом скандинавской поэзии, будившей воображение композитора. Стихи норвежских и датских поэтов составляют основу подавляющего большинства романсов и песен Грига (Григ написал около ста пятидесяти романсов и песен.). Среди поэтических текстов песен Грига — стихи Ибсена, Бьёрнсона, Андерсена.

В песнях Грига встает большой мир поэтических образов, впечатлений и чувств человека. Картины природы, написанные яркой живописно, присутствуют в огромном большинстве песен, чаще всего как фон лирического образа («В лесу», «Избушка», «Море в ярких лучах сияет»), Тема родины звучит в возвышенных лирических гимнах («К Норвегии»), в образах ее людей и природы (цикл песен «По скалам и фиордам»). Разнообразной предстает в песнях Грига жизнь человека: с чистотой юности («Маргарита»), радостью любви («Люблю тебя»), красотой труда («Ингеборг»), с теми страданиями, которые встречаются на пути человека («Колыбельная», «Горе матери»), с его мыслью о смерти («Последняя весна»). Но о чем бы ни «пели» песни Грига, они всегда несут ощущение полноты и красоты жизни.

В песенном творчестве Грига продолжают свою жизнь разные традиции камерного вокального жанра. У Грига много песен, основанных на цельной широкой мелодии, передающей общий характер, общее настроение поэтического текста («С добрым утром», «Избушка»). Наряду с такими песнями есть и романсы, в которых тонкая музыкальная декламация отмечает нюансы чувствований («Лебедь», «В разлуке»). Своеобразно умение Грига соединить эти два принципа. Не нарушая цельности мелодии и обобщенности художественного образа» Григ выразительностью отдельных интонаций, удачно найденными штрихами инструментальной партии, тонкостью гармонической и ладовой окраски умеет конкретизировать, сделать ощутимыми детали поэтического образа.

В ранний период творчества Григ часто обращался к поэзии великого датского поэта и сказочника Андерсена. В его стихах композитор нашел созвучные собственному строю чувств поэтические образы: счастье любви, открывающее человеку бесконечную красоту окружающего мира, природы. В песнях на тексты Андерсена определился характерный для Грига тип вокальной миниатюры: песенная мелодия, куплетная форма, обобщенная передача поэтических образов. Все это позволяет причислить такие произведения, как «В лесу», «Избушка», к жанру песни (а не романса). Несколькими яркими и точными музыкальными штрихами Григ вносит живые, «видимые» детали образа. Национальная характерность мелодии и гармонических красок придает особую прелесть песням Грига.

«В лесу» (ор. 18) — своеобразный ноктюрн, песнь о любви, о волшебной красоте ночной природы. Стремительность движения, легкость и прозрачность звучания определяют поэтический облик песни. В мелодии, широкой, свободно развивающейся, естественно соединяются порывистость, скерцозность и мягкие лирические интонации. Тонкие оттенки динамики, выразительные смены лада (переменность), подвижность мелодических интонаций, то живых и легких, то чувствительных, то ярких и ликующих, аккомпанемент, чутко следующий за мелодией,— все это придает образную многогранность цельной мелодии, подчеркивает поэтические краски стиха. Легким музыкальным штрихом в инструментальном вступлении, в интерлюдии и в заключении создается имитация лесных голосов, пения птиц:

«Избушка» (ор. 18) — музыкально-поэтическая идиллия, картина счастья, красоты жизни человека иа лоне природы. Жанровая основа песни — баркарола. Покойное движение, равномерное ритмическое покачивание как нельзя лучше отвечают поэтическому настроению (безмятежность, покой) и картинности стиха (движение и всплески волн). Необычный для баркаролы пунктированный ритм сопровождения, частый у Грига и характерный для норвежской народной музыки, сообщает четкость, упругость движению. Над чеканной фактурой фортепианной партии словно парит легкая, пластичная мелодия. Свободные ходы мелодии по терциям (с характерным звучанием большой септимы), квартам, квинтам, широта дыхания мелодии, равномерный баркарольный ритм создают ощущение простора, легкости.

Песня написана в строфической форме. Каждая строфа состоит из периода с двумя контрастными предложениями. Во втором ощущается напряжение, лирический накал мелодии; строфа заканчивается четко выделенной кульминацией на словах: «... ведь здесь любовь живет».

«Первая встреча» (ор. 21, текст Б. Бьёрнсона) — одна из поэтнчнейших страниц григовской песенной лирики, Близкий Григу образ — полнота лирического чувства, равного тому чувству, которое дает человеку природа, искусство, — воплощен в музыке, полной покоя, чистоты, возвышенности. Единая мелодия, широкая, свободно развивающаяся, «обнимает» весь поэтический текст. Но в мотивах, фразах мелодии отражаются его детали. Естественно вплетается в вокальную партию мотив наигрыша рожка с приглушенным минорным повтором — словно далекое зхо. Начальные фразы, «парящие» вокруг долгих устоев (в первом предложении ля, во втором — фа), опирающиеся на устойчивую тоническую гармонию, на статичные плагальные обороты, с красотой светотеней (сопоставление мажорной и минорной терции, выразительный оборот фа — фа-бемоль — фа) воссоздают настроение покоя и созерцания, красоты, которым дышит стихотворение:

Зато заключение песни, основанное на широких разливах мелодии, с все увеличивающимися «волнами» мелодии, с постепенным «завоеванием» мелодической вершины, с напряженными мелодическими ходами отражает яркость, силу эмоций.

«С добрым утром» (ор. 21, текст Бьёрнсона) — светлый гимн природе, полный радости, ликования. Яркий D-dur, быстрый темп, четко ритмованное, близкое к танцу, энергичное движение, единая для всей песни мелодическая линия, устремленная к вершине и венчающаяся кульминацией, — все эти простые и яркие музыкальные средства дополнены тонкими выразительными деталями: нарядные «вибрато», «украшения» мелодии, словно звенящей в воздухе («лес звенит, шмель жужжит»); вариантный повтор части мелодии («встало солнце») в ином, тонально более ярком звучании; короткие мелодические взлеты с остановкой на мажорной терции, все усиливающиеся в звучании; яркая «фанфара» в фортепианном заключении:

Среди песен Грига выделяется цикл на стихи Г. Ибсена (ор. 25). Лирико-философское содержание, скорбные, сосредоточенные образы кажутся необычными на общем светлом фоне григовских песен. Лучшая из ибсеновских песен — «Лебедь» — одна из вершин творчества Грига. Красота, сила творческого духа и трагедия смерти — такой представляется символика стихотворения Ибсена. Музыкальные образы, так же как и поэтический текст, отличаются предельным лаконизмом. Контуры мелодии обусловлены выразительностью декламации стиха. Но скупые интонации, прерывистые свободно декламационные фразы вырастают в цельную мелодию, единую и непрерывную в своем развитии, стройную по форме (песня написана в трехчастной форме):

Мерное движение и малая подвижность мелодии в начале, строгость фактуры сопровождения и гармонии (выразительность плагальных оборотов минорной субдоминанты) создают ощущение величия и покоя. Эмоциональное напряжение в средней части достигается при еще большей концентрированности, скупости музыкальных средств. Гармония застывает на диссонантных звучаниях (септаккорд II ступени, вводный септаккорд двойной доминанты — на доминантовом басу). Мерная, спокойная мелодическая фраза достигает драматизма, увеличивая высоту и силу звучания, выделяя повторами вершинную, конечную интонацию. Красота тональной игры в репризе (фа мажор — ре-бемоль мажор — фа мажор), с постепенным просветлением регистрового колорита, воспринимается как торжество света и покоя.

Много песен написал Григ на стихи норвежского крестьянского поэта Осмунда Винье. Среди них один из шедевров композитора — песня «Весна» (ор. 33). Мотив весеннего пробуждения, весенней красоты природы, частый у Грига, связан здесь с необычным лирическим образом: остротой восприятия последней в жизни человека весны.

Музыкальное решение поэтического образа замечательно: это светлая лирическая песня. Широкая плавная мелодия состоит из трех построений. Сходные по интонационной и ритмической структуре, они являются вариантами начального образа. Но ни на миг не возникает ощущение повторов. Напротив: мелодия льется на большом дыхании, с каждой новой фразой приближаясь к возвышенному гимническому звучанию:

Велика в этой песне выразительная роль тонального развития и гармонических красок. Светлый колорит фа-диез мажора, так красиво «проясняющийся» в фортепианном вступлении, поддерживается долгим тоническим устоем (квинта в басу), мягкими плагальными оборотами.

Красочные гармонии (например, минорная двойная доминанта, созвучия, образуемые проходящими хроматическими ходами, наложение аккордов разных функций, «чистые» краски натуральных гармоний лада), тонкая регистровая нединамическая окраска фортепианной партии придают разные оттенки настроения поэтическому образу.

Многие песни Грига отличаются подлинно живописной яркостью образов. В песне «В челне» (ор. 60, текст В. Крага) композитор словно отбирает зрительные образы текста («море в ярких лучах», «белые чайки кружатся») и живо воссоздает их, широко используя и возможности фортепианной партии.

Эти образы «вписываются» в лирический строй песни, с ее стремительным порывом к счастью, с трепетностью чувства. Линии и краски отобраны предельно экономно; легкая, как трель, фигурка у фортепиано, «сверкающая» в разных регистрах, легкая не только благодаря подвижности, но и тому, что появляется на слабой доле такта; «кружащиеся» секвентные последования гармоний (вводный септаккорд — увеличенное трезвучие), намеченные прозрачными и легкими аккордами — синкопами:

Очень тонко, не меняя общего характера движения, композитор переводит музыкальные образы от живописных, ярких — к эмоциональным («вдаль, вдаль простор манит»): исчезает прихотливость, появляется твердость, устремленность ритмики, зыбкие гармонические звучания сменяются устойчивыми. Резкий тональный контраст (соль мажор — фа-диез мажор) способствует четкости грани между разными образами поэтического текста.

Отдавая в выборе поэтических текстов явное предпочтение скандинавским поэтам, Григ лишь в начале своего творческого пути написал несколько романсов на тексты немецких поэтов Гейне, Шамиссо, Уланда.

Р. Ширинян


Эдвард Григ / Edvard Grieg

Наравне с фортепианной, Григ уделял большое внимание вокальной музыке. Подобно лирическим фортепианным пьесам, он издавал свою вокальную лирику «тетрадями». В большинстве случаев это собрания разнородных по образам и настроениям песен и романсов. Нередко такие тетради посвящены творчеству одного поэта (например, ор. 5 — X. Андерсену, ор. 21 — Б. Бьёрнсону, ор. 25 — Г. Ибсену, ор. 26 и 59 — И. Паульсену, ор. 33 — О. Винье, ор. 60 — Б. Крагу, ор. 69 и 70 — О. Бензону и т. п.). К циклам же в узком смысле слова, то есть к сборникам, обладающим определенным идейно-тематическим или сюжетным стержнем, относятся ор. 44 — «По скалам и фиордам» (тексты X. Драхмана), ор. 58 — «Норвегия» (тексты И. Паульсена) и ор. 67 — «Дитя гор» (тексты А. Гарборга).

Григ опубликовал сто двадцать пять песен и романсов. Посмертно издано еще около двух десятков пьес. В своей лирике он обращался почти исключительно к поэтам Дании и Норвегии и изредка к немецкой поэзии (Г. Гейне, А. Шамиссо, Л. Уланд). Такой интерес к скандинавской литературе — и в особенности к литературе родного языка — очень характерен для Грига. Так, в 1880 году ознакомление со стихотворениями норвежского крестьянского поэта О. Винье привело его в восторг; «они имеют большое национальное значение»,— указывал Григ. На протяжении восьми-десяти дней он написал один из лучших своих сборников — ор. 33, содержащий двенадцать номеров (посмертно было опубликовано еще тринадцать песен на тексты Винье). Не менее восторженно Григ отзывался о другом норвежском писателе — А. Гарборге. «Как жаль, что Вы не сможете понять прекрасный рассказ в стихах «Дитя гор» Гарборга, откуда заимствованы песни,— писал он.— По своей непосредственности, простоте и глубине, по своей не поддающейся описанию красочности это шедевр». Цикл на тексты Гарборга также принадлежит к числу лучших камерно-вокальных сочинений Грига. Сам композитор отмечал, что «эти песни существенно отличаются от моих прежних...».

Национальное начало, так ярко проявившееся в названных сборниках, равно как и в сборнике ор. 44, легко обнаружить и в других тетрадях вокальной лирики Грига. Он неоднократно возвращался к своим излюбленным образам. Среди них можно наметить несколько групп.

Большим обаянием и национальным своеобразием отмечены простые, в народном духе, напевы Грига. Такова знаменитая «Песнь Сольвейг» из «Пера Гюнта», характерные мелодические обороты которой, как сказано, служили Григу для выражения глубоко сердечных чувств преданности и любви к родине. Так и назван один из характерных образов подобных песен — светлый, торжественный гимн «К родине» ор. 58:

Сходными средствами выражены и чувства родственной любви — сыновней или материнской. Образцы тому содержатся в «Колыбельной» ор. 9, «Горе матери» ор. 15, «Мать поет» ор. 60 и других.

Поэтические картины природы богато представлены в григовских песнях; это либо образы «лесной романтики», либо — приветливых ручейков, привольных ландшафтов. При воплощении этих светлых образов Григ использовал различные средства выразительности, но общее для них — ритмическая упругость, ясная расчлененность мелодики, подчас элементы народной танцевальности. Таковы «В челне» ор. 60, «У ручья» ор. 33, «Пастушка» ор. 58 и другие. Композитор иногда наделял эти образы чертами юмора, сближая их с изображением кобольдов и троллей в инструментальной музыке. Яркий пример тому — «Козлиный танец» ор. 67:

С другой стороны, заметное место занимает выражение элегических настроений, что нередко сближает Грига с Шуманом.

Своеобразными чертами наделены романсы, связанные с выражением субъективных чувств. Здесь встречаются образы бурной романтики, также навеянные Шуманом (например, «Осенняя буря» ор. 18). Но особенно упрочили популярность Грига романсы страстно-порывистого склада, такие, как «Люблю тебя», «Сон», «Свидание» и другие. Мелодика этих произведений отмечена декламационными чертами, которые, однако, в моменты кульминации чувства сменяются широким распевом. Гармония здесь сложнее и изысканнее; часто используются нонаккорды и септаккорды V и II ступени, альтерации, порой появляются «тристановские» обороты:

Конечно, указанными группами не исчерпывается богатое содержание вокальной лирики Грига, всегда сердечной и непосредственной. Он обращался, правда, в малой мере, и к гражданской тематике, используя гимнические обороты из своей инструментальной музыки (ср. указанные обороты из Баллады, фортепианного концерта или Второй скрипичной сонаты с песнями «Моя цель» ор. 33 или «Вергеланд» ор. 58). Есть у него и балладного склада песни («Отплытие», «Старая песнь»), и песни-монологи («Израненный» ор. 33), и другие. Но среди всего этого разнообразия, как и в фортепианном наследии, выделяются две основные струи григовского творчества — народно-песенная и лирически-субъективная.

В своей вокальной музыке Григ, за небольшими исключениями, применял форму куплетной песни. Большой мастер миниатюры, он виртуозно использовал эту простейшую форму.

М. Друскин

реклама

Словарные статьи

Песня 12.01.2011 в 15:35
Романс 12.01.2011 в 15:28

рекомендуем

смотрите также

Реклама