Григ. Камерно-инструментальное творчество

Chamber and instrumental music

Композитор
Жанр
Страна
Норвегия
Эдвард Григ / Edvard Grieg

Импровизационные принципы формообразования характерны для крупных инструментальных произведений Эдварда Грига. Три сонаты для скрипки и фортепиано принадлежат к лучшему, что создано композитором. Их содержание разнообразно. В первой сонате F-dur ор. 8 преобладают идиллические настроения, которые оттеняются жанровыми моментами во второй части (ее «трио» содержит типичный образец спрингара). Вторая соната G-dur ор. 13 является одним из наиболее цельных и содержательных циклических произведений Грига. Ее музыка — преимущественно в крайних частях — отмечена яркими народно-национальными чертами. Сильно впечатляет импульсивное, полное увлекательных неожиданностей начало сонаты (Lento doloroso), а также финал с чудесной гимнической темой коды:

Третья соната c-moll op. 45 имеет, подобно Балладе, трагический характер. Но она написана «крупными мазками» — скорее в классической, чем романтической манере. Сказанное прежде всего относится к героическим образам первой части и к романсу второй; широта развития его основной мелодии — протяженностью в 46 тактов! — является необычной для Грига.

По своей образно-эмоциональной структуре сродни последнему произведению виолончельная соната a-moll ор. 36, тогда как струнный квартет g-moll ор. 27 благодаря терпкому, острому звучанию занимает в творческом наследии Грига обособленное место.

Наряду с фортепианной Балладой это одно из самых романтических произведений Грига, в котором ярко выражен национальный характер музыкального стиля композитора. Пламенному драматизму крайних частей противостоят мягкая лирика романсовой второй части и энергичная ритмическая поступь скерцо. Контрасты норвежского пейзажа, в органичном сочетании с контрастами личных переживаний, образно переданы в музыке квартета. Объединяющим же началом служит общность тематизма. Своего рода эпиграф, с которого начинается это замечательное сочинение, проходит сквозь все части в различных вариантах (Данный лейтмотив Григ заимствовал из своей «Песни музыканта» на слова Ибсена (ор. 25 No 1). В тексте этой песни говорится о том, как родное искусство помогло музыканту преодолеть личное горе и прославить жизнь.).

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Эжен Изаи. Поэмы для скрипки и фортепиано Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Камерная музыка 12.01.2011 в 18:54

рекомендуем

смотрите также

Реклама