Оперетта Легара «Граф Люксембург»

Der Graf von Luxemburg

Оперетта Легара «Граф Люксембург» / Der Graf von Luxemburg

Оперетта Франца Легара в трёх действиях. Либретто А. Вильнера и Р. Боданцкого.

Первое представление состоялось 12 ноября 1909 года в венском театре «Ан дер Вин».

Содержание излагается по русскому переводу М. Ярона.

Действующие лица:

Рене, граф Люксембург (тенор); Анжель Дидье, артистка оперетты (сопрано); Арман Бриссар, художник (баритон); Жюльетта, его возлюбленная (сопрано); князь Франческо; графиня Клементина; мэр; его помощники, слуги отеля, маски на карнавале, художники, гризетки, дамы и господа из общества.

Действие происходит в Париже в 1909 году.

В своей новой оперетте Легар продолжает и закрепляет принципы, положенные в основу «Весёлой вдовы». «Граф Люксембург» также полностью построен на танцевальных ритмах, в основном вальсовых, которые пронизывают все действие и сопровождают даже драматические ситуации. Разрешение основного конфликта происходит, собственно, во втором акте, а в третьем приходят к развязке остальные линии и все завершается к общему благополучию.

Первое действие

Мансарда, которую снимают вдвоем художник Арман Бриссар и Рене Люксембург. Бриссар работает над большим полотном, спеша сдать заказ. С улицы доносится веселая карнавальная песня «Всюду бушует праздник». Жюльетта бранится с Бриссаром: ей вовсе не хочется сидеть здесь, когда карнавал в разгаре. Помирившись, они поют дуэт «В мансарде моей». Вбегают друзья художника и уговаривают его поехать вместе с Жюльеттой на пикник. Жюльетта запевает обаятельную песенку о Флоретте, все хором подхватывают припев. А с улицы тоже слышатся пение и веселые крики. Это приветствуют избранного королем карнавала графа Люксембурга. Вот его вносят в мансарду на руках, звучит его выходная ария «Вельможей был мой дед родной».

Веселье прерывают три мрачные фигуры в масках и черных домино. Они объявляют, что пришли описать за долги имущество Рене, графа Люксембурга. Извинившись перед друзьями, граф провожает всех вниз, в кабачок, где у него сохранился еще кредит.

Когда все уходят, незнакомцы снимают маски. Оказывается, это вовсе не судебные чиновники, а мэр с двумя помощниками. Вслед за ними является старый князь Франческо. Он, забыв о своей невесте графине Клементине, по уши влюбился в артистку оперетты Анжель Дидье. Жениться на особе столь сомнительного общественного положения он не может. Чтобы преодолеть это препятствие, придуман хитроумный план: надо уговорить жениться на ней графа Люксембурга. Тот совсем без денег и, наверное, согласен на все. А через три месяца Рене разведется со своей женой и князь сможет жениться: тогда его невестой станет не безродная певичка, а графиня Люксембург! Этот план и предлагают вернувшемуся графу. Князь дает ему чек на пятьсот тысяч франков с условием венчаться тотчас же, не видя невесты, а завтра под чужим именем уехать из Парижа и вернуться только через три месяца на бракоразводный процесс. Рене соглашается, так как в первую минуту видит в этой сделке лишь возможность избавиться наконец от нищеты. Они уходят в другую комнату оформить чек, а в мансарде появляется Анжель в карнавальном костюме и маске. Ее ария «Я одна, сомнений и тревог полна» — мечтательный вальс. Сердце ее молчит, поэтому, несмотря на сомнения, она согласна со временем стать женой князя. Помощники мэра ставят поперек комнаты как ширму картину Бриссара. Когда возвращаются заговорщики, Люксембурга и Анжель помещают по обе стороны картины, чтобы они не видели друг друга. Мэр выполняет формальности и остается сторожить «молодоженов», пока князь едет заказать праздничный ужин. Дуэт Рене и Анжели «Итак, я рад поздравить вас» — снова вальс, сначала полный лукавства, а затем окрашенный нотками грусти. Молодые люди сожалеют, что не могут увидеть друг друга, что-то волнует их...

Князь приезжает и увозит с собой Анжель. «Словно в летучем сне счастье открылось мне», — оставшись один, размышляет граф Люксембург.

Возвращается шумная толпа художников и гризеток. Они упрекают Рене. «Не бросил я друзей отнюдь», — весело поет Люксембург и велит принести для всех вина. Ведь теперь он богат.

Второе действие

Наутро граф Люксембург понял, что совершил неблаговидный поступок, и решил во что бы то ни стало вернуть деньги князю. Чтобы сдержать слово, он уехал из Парижа на деньги, которые Бриссар выручил за свою картину. А Бриссар расстался с Жюльеттой: он уклонялся от разговоров о женитьбе и она, рассердившись, скрылась.

Прошло три месяца. Настал канун рокового дня — дня развода. Рене, пока еще под чужим именем, вернулся в Париж. Он пошел в оперетту на спектакль, в котором участвовала Анжель Дидье. Конечно, граф не узнал свою жену. Но Анжель произвела на него очень сильное впечатление. Весь вечер он не сводил с нее глаз, а после спектакля решил поехать к ней с визитом.

В доме Анжели собрались ее друзья, поклонники. «Спасибо вам, за все спасибо», — утомленно звучит голос молодой женщины. Она занята своими мыслями. Сегодня на спектакле в одной из лож она увидела незнакомца, который не сводил с нее глаз, и никак не может забыть его. Задумчива, словно размышление вслух, ее ария. Что это? Кажется, она влюблена!

Входят Бриссар и Люксембург. Последний представляется как барон Реваль. Он объясняется в любви Анжели. Их дуэт взволнован, полон сдерживаемой страсти. А Бриссар встретил здесь Жюльетту, которая, оказывается, стала компаньонкой актрисы. Они тоже объясняются. Пленительна мелодия их дуэта «Прочь тоску, прочь печаль».

Входит князь. Рене узнает его и бросается, чтобы возвратить чек. Князь ничего не слушает. Он пытается выпроводить графа, но Рене, подхватив Анжель, увлекает ее в вальсе. Жюльетта утешает старика. Их дуэт «Былая мощь заметна в вас» переходит в танец.

Князь объявляет гостям, что Анжель замужем, несчастлива в браке и скоро станет его женой. Тогда Анжель рассказывает, как происходило ее венчание, и прибавляет: она рада, что не видела своего мужа, так как можно лишь презирать человека, торгующего своим именем. Ария Рене «Пред вами граф фон Люксембург» полна горечи. Рене возвращает князю чек и хочет уйти, но Анжель останавливает его: ведь она его любит!

Третье действие

Гранд Отель. Сюда к своему жениху князю Франческо прибыла графиня Клементина, дама почтенного возраста, но молодящаяся. Появляются здесь и Анжель со своим мужем, бежавшие от гостей и князя. Но свободных номеров нет, и они вынуждены поместиться пока в одной из гостиных. Рене просит принести шампанского, чтобы отметить наконец их свадьбу. Привольна и широка мелодия дуэта «Пусть закипает вино в бокалах». Входит Клементина, и влюбленные приглашают ее выпить вместе с ними за их счастье. В разговоре выясняется, что Клементина приехала отпраздновать свою свадьбу с князем и весьма решительно настроена. Это радует Рене: значит, бракоразводного процесса не будет, не будет разоблачения подробностей их женитьбы и они с Анжелью останутся мужем и женой... Все поднимают бокалы. Появляется князь. Он приехал за Анжелью, но попадает в объятия Клементины и смиряется со своей судьбой. Сюда же приходят Бриссар и Жюльетта, которые только что поженились.

Л. Михеева, А. Орелович

реклама

вам может быть интересно

Онеггер. «Пасифик 231» Симфонические

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Франц Легар

Дата премьеры

12.11.1909

Жанр

оперетты и мюзиклы

Страна

Австрия, Венгрия

просмотры: 1070
добавлено: 04.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть