Глазунов. Соната для фортепиано No. 2

Piano Sonata No. 2 (e-moll), Op. 75

Композитор
Год создания
1901
Жанр
Страна
Россия

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Вторая фортепианная соната Глазунова сдержаннее, суровее Первой, романтическая патетика соединяется в ней со строгой организующей и конструирующей мыслью, опирающейся на формы барочной полифонии. В этом произведении особенно ярко проявилось то, что сближало Глазунова с высоко ценимым им Брамсом. Соната была восторженно встречена в кругу близких ее автору петербургских музыкантов. «Скажу вам, — писал Римский-Корсаков, — что уехал от вас с впечатлением от вашей сонаты такого роду, что несколько дней не мог и не хотел приняться за что-либо свое. Это превосходное произведение и по содержанию и по виртуозной законченности форм и техники». Учитель с горечью признавал, что сам он неспособен создать что-либо подобное в области «чистой» инструментальной музыки. В восторженном приеме сонаты Глазунова оказались единодушны такие антиподы, как Стасов и Ларош.

Основным тематическим зерном сонаты становятся две нисходящие квинты, на которых построена полифонически изложенная тема главной партии первого Allegro.

Подобное сцепление двух квинт многократно повторяется в разных вариантах на протяжении всей части. Нисходящий квинтовый ход служит началом и более мягкой лиричной темы побочной партии. Из этого же зерна вырастает и тема главной партии финала. Здесь она приобретает характер грозного motto.

Итогом всего пути развития, на протяжении которого тема подвергается ряду трансформаций, то принимая отчетливые, резко очерченные контуры, то отступая на второй план и превращаясь в ровную фигурацию, становится реприза финала, изложенная в виде фуги. Средняя часть цикла — Скерцо — служит своего рода интермеццо в характере этюда или токкаты. Но отдельные его обороты в дальнейшем вплетаются в сложную музыкальную ткань финала. «То, что во второй сонате — гораздо более самобытной, чем первая, — пишет Асафьев, — Глазунов принес в изложение линеарно-контрапунктические приемы формирования, послужило на пользу всему произведению. Сонату эту надо считать образцом глазуновского камерного стиля...».

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

Малер. Симфония No. 8 Симфонические

Словарные статьи

Соната 12.01.2011 в 16:31

рекомендуем

смотрите также

Реклама