Глазунов. Фортепианный концерт No. 1

Piano Concerto No. 1 (f-moll), Op. 92

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Во многом близок скрипичному и Первый фортепианный концерт, отличающийся такой же сжатостью формы, преобладанием мягкого, элегического лиризма и чертами камерности. Это сходство можно отчасти объяснить их близким хронологическим соседством. Концерт был полностью завершен в 1910–11 годах, но первая его часть, по свидетельству композитора, в основных своих контурах сложилась около 1904 года. (В письме от 26 ноября 1911 года к первому исполнителю концерта К. Н. Игумнову Глазунов писал: «Очень рад, что вы одобряете мои вариации. Мне это тем более дорого, что они — последний продукт моего заметно остывающего творчества и написаны на совершенно самостоятельный новый материал, тогда как первая часть задумана была уже лет 7 тому назад».).

Обе темы первой части двухчастного фортепианного концерта приблизительно так же соотносятся между собой, как в скрипичном: взволнованной лирико-патетической теме главной партии противопоставлена более спокойная светлая тема побочной.

Можно без труда обнаружить даже известное их интонационное сходство с основными темами скрипичного концерта. Краткая, но стремительная разработка, в которой последовательно развиваются темы сначала побочной, затем главной партий, приводит к динамизированной и почти вдвое сокращенной по сравнению с экспозицией репризе, после чего следует такая же сжатая кода. Развитая сольная каденция заменена небольшим шеститактовым построением, основанным на бурных и энергичных martellato.

Вторая часть написана в форме вариаций на тему хорального типа. За исключением первой вариации, в которой тема остается легко узнаваемой, дальнейший ряд вариаций представляет собой сюиту характеристических пьес, для которых тема служит только исходным тезисом. Отдельные вариации носят особые жанровые заголовки: Lyrica, Eroica, Интермеццо, Мазурка. Своим мрачным суровым колоритом выделяется медленная шестая вариация (Quasi una fantasia), неожиданно напоминающая основную тему Mesto из Восьмой симфонии. Широко развитая девятая вариация образует самостоятельный финал, в котором возникают обе темы первой части, как бы замыкая весь цикл.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Александр Глазунов

Год создания

1911

Жанр

концертные

Страна

Россия

просмотры: 2567
добавлено: 05.08.2014



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть