Альберто Хинастера

Alberto Ginastera

Альберто Хинастера / Alberto Ginastera

Альберто Хинастера — аргентинский композитор, выдающийся музыкант Латинской Америки. Его произведения по праву относят к лучшим образцам музыки XX века.

Альберто Хинастера родился в Буэнос-Айресе 11 апреля 1916, в семье итальянo-каталoнских эмигрантов. Начал обучаться музыке с семилетнего возраста и в двенадцать лет поступил в консерваторию. В студенческие годы наиболее глубокое впечатление на него произвела музыка Дебюсси и Стравинского. Влияние этих композиторов в той или иной мере можно наблюдать в его отдельных произведениях. Cвои первые сочинения, написанные до 1936 года, композитор не сохранил. Полагают, что такая же участь постигла и некоторые другие, в силу повышенной требовательности и автокритики Хинастеры к своим работам. В 1939 году Хинастера успешно заканчивает консерваторию. Незадолго до этого oн завершает одну из своих первых крупных композиций – балет «Панамби», который был поставлен на сцене Театра Колон в 1940 году.

В 1942 году Хинастера получает стипендию Фонда Гуггенхайма и уезжает в Соединенные Штаты, где учится у Аарона Копленда. С этого времени он начинает использовать более сложные композиционные приемы, а его новый стиль характеризуют как субъективный национализм, в котором композитор продолжает использовать традиционные и популярные элементы аргентинской музыки. Наиболее характерными сочинениями этого периода являются «Пампеана No. 3» (Симфоническая пастораль в трёх частях) и Соната для фортепиано No. 1.

По возвращении из США в Аргентину он основывает консерваторию в г. Ла-Плата, в которой преподаёт с 1948 по 1958 год. Среди его учеников – будущие композиторы Астор Пьяццолла и Херардо Гандини. В 1962 году Хинастера вместе с другими композиторами создают Латино-американский центр музыкальных исследований при Институте Торкуато ди Телья. К концу 60-х годов он переезжает в Женеву, где живёт со своей второй женой — виолончелисткой Авророй Натола.

Альберто Хинастера умер 25 июня 1983 года. Похоронен на женевском кладбище Пленпале.

Альберто Хинастера — автор опер и балетов. В числе других произведений композитора концерты для фортепиано, виолончели, скрипки, арфы. Им написаны многочисленные сочинения для симфонического оркестра, фортепиано, музыка для театра и кино, романсы, а также камерные произведения.

Музыковед Серхио Пухоль так писал о композиторе в вышедшей в 2013 году книге «Сто лет музыкальной Аргентины»: «Хинастера был титаном академической музыки, своего рода музыкальным учреждением в себе, первостепенной фигурой в культурной жизни страны на протяжении четырёх десятилетий».

А вот как сам Альберто Хинастера воспринимал идею написания музыки: «Сочинение музыки, на мой взгляд, сродни созданию архитектуры. В музыке эта архитектура разворачивается во времени. И если по прошествии времени в произведении остаётся ощущение внутреннего совершенства, выраженного в духе, мы можем сказать, что композитору удалось создать ту самую архитектуру».

Надя Коваль


Сочинения:

оперы — Аэропорт (Aeroporto, опера-буффа, 1961, Бергамо), Дон Родриго (1964, Буэнос-Айрес), Бомарсо (по М. Лайнесу, 1967, Вашингтон), Беатрис Ченчи (1971, там же); балеты — хореографическая легенда Панамби (1937, поставлена в 1940, Буэнос-Айрес), Эстансия (1941, поставлена в 1952, там же; новая редакция 1961), Нежная ночь (Tender night; на основе концертных вариаций для камерного оркестра, 1960, Нью-Йорк); кантаты — Магическая Америка (America magica, 1960), Милена (на тексты Ф. Кафки, 1970); для оркестра — 2 симфонии (Портенья — Porteсa, 1942; элегическая — Sinfonia elegiaca, 1944), увертюра Креольский Фауст (Fausto criollo, 1943), Токката, вильянсико и фуга (1947), Пампеана No. 3 (симфоническая пастораль, 1953), Концертные вариации (Variaciones concertantes, для камерного оркестра, 1953); концерт для струнных (1965); концерты с оркестром — 2 для фортепиано (Аргентинский, 1941; 1961), для скрипки (1963), для виолончели (1966), для арфы (1959); камерно-инструментальные ансамбли — Пампеана No. 1 для скрипки и фортепиано (1947), Пампеана No. 2 для виолончели и фортепиано (1950), 2 струнных квартета (1948, 1958), фортепианный квинтет (1963); для фортепиано — Аргентинские танцы (Danzas argentinas, 1937), 12 американских прелюдий (12 american preludes, 1944), сюита Креольские танцы (Danzas criollas, 1946), соната (1952); для голоса с инструментальным ансамблем — Напевы Тукумана (Cantos del Tucumán, с флейтой, скрипкой, арфой и 2 барабанами, на сл. Р. X. Санчеса, 1938) и др.; романсы; обработки — Пять аргентинских народных песен для голоса и фортепиано (Cinco canciones populаres argentinas, 1943); музыка к драме «Ольянтай» (1947) и др.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

11.04.1916

Дата смерти

25.06.1983

Профессия

композитор

Страна

Аргентина

Автор

Надя Коваль

просмотры: 1742
добавлено: 24.06.2016



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть