Роберт Иосифович Гербек

Robert Gerbek

Дата рождения
13.03.1907
Дата смерти
11.05.1994
Профессия
Страна
СССР

Р. Гербек - Ли Шанфу

Заслуженный артист РСФСР (1954), лауреат Сталинской премии (1951). В 1925-27 работал в Краснодарском театре драмы. После занятий в частной балетной школе окончил вечернее отделение ЛХТ в 1930 (ученик В. Пономарева, В. Семенова, А. Ширяева, А. Монахова). В 1928-30 в ансамбле И. Кшесинского исполнил партии: Кули, Феникс («Красный мак»), Лука («Волшебная флейта»), Зигфрид, исп. танец («Лебединое озеро»), классич. вариация, панадерос («Раймонда»), Альберт.

В 1942-44 в блокадном Городском театре исполнил партии: Гренгуар («Эсмеральда»), Иван-царевич («Конек-Горбунок»), Юноша («Шопепиана»); одновременно работал балетмейстером.

В 1930-62 в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Шурале, Тибальд; Заал («Сердце гор»), Отец Кирима («Партизанские дни»), Красс («Спартак»), Герт («Тропою грома»), Огнен («Милица»), Остап («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов); др. партии: Ли Шанфу; Зураб («Сердце гор»), Флорестан («Карнавал»), Нурали, Юпоша, Гирей («Бахчисарайский фонтан»), Абдерахман, панадерос («Раймонда»), Ротбарт, исп. танец («Лебединое озеро»), Гико, Неизвестный, танец курдов («Гаянэ»), Эспада («Дон Кихот»), Арап Петра I («Медный всадник»), Клод Фролло («Эсмеральда», балетм. А. Ваганова), Тарас Бульба; танец басков («Пламя Парижа»), рапсодия («Конек-Горбунок»), Менго, танец с кастаньетами («Лауренсия»), мазурка («Золушка»).

Снимался в к/ф «Алеко» (цыганский танец).

Во время Великой Отечественной войны руководил танцевальной группой при 42-й армии. В 1948-78 организатор, руководитель и балетмейстер Ансамбля классического балета при Новгородской филармонии; в 1961-71 главный балетмейстер Театра муз. комедии, где поставил танцы более чем в 25 спектаклях; удостоен почетных дипломов за постановки танцев в опереттах «Поцелуй Чаниты» (1957) и «Черное домино» (1958).

В Оперной студии Ленинградской консерватории (1948-50) поставил балеты «Фея кукол», «Волшебная флейта» Р. Дриго; в Малом театре — «Тема с вариациями»; в Театре им. Джалиля — «Алые паруса» В. Юровского (1964), танцы в к/ф «Алеко» и «Дон Сезар де Базан»; перенес в Новосибирский театр «Лебединое озеро»; в Ансамбле классического балета поставил: «Цыгане» на муз. С. Рахманинова, «Барышня и хулиган», «Голубой Дунай», «Кармен-сюита», «До свиданья, мальчики» на муз. А. Петрова, осуществил новые редакции балетов классического наследия («Лебединое озеро», «Спящая красавица»); ставил танцы в операх.

В 1930-55 много и плодотворно занимался концертной деятельностью, его неизменной партнершей была тонкая, лирическая танцовщица Н. Сахновская.

Выдающийся характерный танцовщик, отличавшийся сценическим темпераментом, актерским дарованием; прекрасный исполнитель характерных и народных танцев. Одна из творческих вершин артиста — роль Тибальда, который в его исполнении являлся подлинно шекспировским образом. «Гербек — Тибальд одно из самых блестящих, самых выдающихся явлений в советском балете» (Советское искусство, 1940, 27 окт.).

В 1954-56 и 1964-65 преподавал характерный танец и вел класс поддержки в ЛХУ, с 1978 преподает там же характерный танец.

Сочинения: Сотворчество балетмейстера и артиста.— Сов. балет, 1983, № 3.

Литература: Чистякова В. Роберт Иосифович Гербек.— Театр. Ленинград, 1959, № 3; Роберт Иосифович Гербек.— Там же, 1960, № 18; Главный балетмейстер.— Там же, 1961, № 16; Сергеев К. Талант и труд.— Сов. культура, 1967, 3 июля; Прохорова В. Передвижной балетный.— Театральная жизнь, 1976, № 7; ее же. Линии танца,— Там же, 1980, № 7; Васильева В. 75-летие Р. Гербека.— Сов. балет, 1982, № 3; Ороховацкий 10. Свой стиль.— Сов. культура, 1982, 12 марта; Кортунова М. Артисты блокадного театра.— Сов. балет, 1985, № 3.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама