Галантный стиль

Галантный стиль (от франц. galant - учтивый, вежливый, изысканный) - стиль европ. музыки начала и сер. 18 в. Наз. также стилем рококо (франц. rococo) по аналогии с соотв. стилем изобразит. иск-ва. Термин "галантный" первоначально служил для обозначения салонно-аристократич поэзии, тяготеющей к малым формам и выдержанной в игриво-эротич. тонах. К музыке термин впервые применен, по-видимому, И. Г. Вальтером ("Praecepta", 1708, II, 10). Г. с. сформировался как антипод к "ученому" полифонич. стилю эпохи барокко. Идеологи Г. с считали, что судьей при оценке муз. произведения должно быть ухо любителя, ищущего в музыке наслаждения. Художеств. идеалами стали ясность, доступность, изящество, приятность. Музыка рассматривалась как подобие выразительной и вместе с тем утончённой речи, занимательной светской беседы. Характерно название пьес франц. композитора Г. Гийме: "Шесть сонат-квартетов, или Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью" ("Six sonates en quatuors, ou Conversations gбlantes et amusantes entre une flыte traversiиre, un violon, une basse de violon et un violoncelle", 1743). Полифония уступила место гомофонии; напевная мелодия развёртывалась на фоне скупого и прозрачного гармонич. сопровождения. Мелодии обильно уснащались орнаментальными украшениями - мелизмами, как бы перекликаясь с богатой изукрашенностью деталей в архитектуре и декоративном иск-ве того времени. Ранее в каждой пьесе композиторы выражали один аффект (см. Аффектов теория). Теперь, стремясь к "приятному разнообразию", композиторы наполняли свои произведения контрастами, в т.ч. и динамическими. Из муз. жанров предпочтение оказывалось инстр. миниатюре разл. рода - портретно- изобразительной, пасторальной, танцевальной. Исключит. значение для формирования Г. с. имели франц. лютневая и в особенности клавесинная музыка (Ф. Куперен и Ж. Ф. Рамо создали образцы клавесинной миниатюры Г. с.), итал. клавесинная музыка ("упражнения", или сонаты, Д. Скарлатти и др.). В то же время Г. с. проявился и в др. жанрах муз. иск-ва: в салонной песне-романсе, в опере, балете, порой превращавшихся в сюиты-дивертисменты. Таковы оперы-балеты "Венецианские празднества" ("Le carnaval de Venise", 1699) A. Кампра, "Галантная Индия" ("Les Indes galantes", 1735) Рамо. В числе первого поколения представителей Г. с. - Р. Кайзер и Г. Ф. Телеман (Германия).

В творчестве представителей второго поколения Г. с. Дж. Б. Перголези, Дж. Б. Саммартини, Б. Галуппи (Италия), И. Г. Грауна, Ф. Э. Баха и др. (Германия) выступают новые черты - стремление к особой выразительной насыщенности музыки, к нежности, элегантности музыкальных образов. В мелодике важнейшее значение приобретают интонации вздоха, в гармонии используются сопоставления мажора и минора, более развитые отклонения и модуляции. Г. с. перерастает в новый, "чувствительный" стиль.

В процессе развития "чувствительного" стиля выкристаллизовались новые муз.-эстетич. идеалы - естественность, правдивость, единство аффекта, одушевлённость и напевность мелодии, умение музыкой затрагивать человеческие сердца. Деятельность младших представителей Г. с. и "чувствительного" стиля - сыновей И. С. Баха, композиторов мангеймской школы и венской предклассич. школы - непосредственно вела к формированию венской классической школы. Термин "Г. с." не получил всеобщего признания; многие исследователи, в частности советские, применяют вместо него понятия предклассического или ранне- классического стиля.

Литература: Bьcken E., Der galante Stil, "ZfMw", VI, 1923/24; его же, Musik des Rokokos und der Klassik, Wildpark - Potsdam, 1928 (Handbuch der Musikwissenschaft, hrsg. von E. Bьcken, Lfg 1, 3, 5, 7-9, 11, 15), рус. пер. - М., 1934; Dahms W., The "galant" style of music, "MQ", XI, 1925; Gradenwitz P., Mid-18th century transformations of style, "ML", XVIII, 1937; Hoffmann-Erbrecht L., Der "galante Stil" in der Musik des 18. Jahrhunderts, "StMw", XXV, 1962.

реклама

вам может быть интересно

Вена Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Дрезден Города
Молдавская музыка Национальные культуры
Крюки Церковная музыка
Оркестр Термины и понятия
Бухарест Города
Цитра Музыкальные инструменты
Тремоло Термины и понятия
Ирмос Церковная музыка
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Вокальное искусство Опера, вокал, пение

Реклама

Категории словаря

течения в искусстве

просмотры: 4951
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть