Франк. Фортепианное и органное творчество

Piano and organ music

Сезар Франк / César Franck

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром (Лист полагал, что со времен Баха не было таких исполнителей), Сезар Франк много внимания уделял своему любимому инструменту и писал для него на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Часто Франк обращался и к его «младшему собрату» — фортепиано, особенно в первый период творчества. Однако среди четырнадцати сочинений, написанных в 40-х годах, мало таких, которые могли бы теперь заинтересовать нас. В большинстве своем — это модные парафразы на темы из опер или бравурные виртуозные пьесы (каприсы, фантазии). Выделяются среди них пасторальная «Эклога» (1842) и Первая баллада (1844).

Как и в камерной музыке, лишь спустя примерно четыре десятилетия, Франк вернулся к фортепиано. Зрелый художник, он нашел теперь свой круг тем и образов, свой метод композиции. Знаменательной вехой на этом пути явились «Шесть пьес для большого органа» (1860—1862), представляющие собой опыт новой, углубленной трактовки музыки для клавишных инструментов. Показательна в данном отношении следующая за Фантазией c-moll «Большая симфоническая пьеса» fis-moll, которую образуют четыре части: первая — сонатное allegro, вторая — Andante песенного склада, третья — скерцо, четвертая — финал, с использованием тем первой части.

Примечательна также третья пьеса сборника — «Прелюдия, фуга и вариации»; ее фортепианная транскрипция широко известна. Здесь намечен типичный для Франка метод построения сюиты, основанной на сочетании гомофонно-хоральных, вариационных и полифонических принципов. В следующей пьесе — «Пасторали» — использованы вариационные приемы фигурированного хорала; они обогащаются закономерностями сонатного allegro в последних двух пьесах — «Молитве» и «Финале».

Дальнейшие искания Франка были направлены к сближению специфики органной и фортепианной техники, которые закреплены в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886—1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.

В основе первого цикла — сочетание гомофонной прелюдии и фуги. Возвышенный, близкий позднему Бетховену строй звучания устанавливается в «Прелюдии» (главная тема излагается сначала в h-moll, потом в тональности доминанты). В «Хорале» постепенно кристаллизуются контуры темы фуги; они намечались еще во второй теме «Прелюдии» (ср. примеры 206 а и 206 в). Краткая интермедия ведет (от es-moll к h-moll) к последней, кульминационной части цикла, где в обширной коде (цосле раздела «Come una cadenza») воедино сплавляются характер движения и фигурационный рисунок «Прелюдии», мелодия «Хорала» и тематизм фуги (см. пример 206 г).

Во втором цикле активнее выдвигается роль вариационных и сонатных принципов. В форме широко развернутой «Прелюдии» можно обнаружить четыре раздела (третий открывается фугато; четвертый замыкается торжественно-маршевой музыкой начального раздела). «Ария» двухчастна; в ее развитии применены приемы баховской хоральной вариации, тогда как в «Финале» своеобразно претворены сонатные принципы. Необычным, однако, является то, что основная тональность E-dur устанавливается только в репризе, с утверждением побочной партии, характер которой близок маршевой поступи «Прелюдии». В «Финал» включена и тема «Арии» (эпизод Des-dur в разработке), и начальная мелодия первой части (в коде). Под конец, когда музыка истаивает в нежнейшем рр, сближается тематизм всех частей цикла.

Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (Фантазия, Cantabile, Героическая пьеса, 1878) и написанные в год смерти композитора «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

Дженкинс. Кантата Memoria Вокально-симфонические

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама