Франк. Фортепианное и органное творчество

Piano and organ music

Сезар Франк / César Franck

Орган и фортепиано… обоим этим инструментам уделил в своем творчестве внимание Сезар Франк, но их соотношение в авторских композициях отличалось в разные периоды творчества.

Свою исполнительскую деятельность Франк начинал как пианист, ведь его отец – тщеславный и предприимчивый человек – желал видеть в сыне, рано проявившем музыкальную одаренность, пианиста-виртуоза – любимца публики. Юный музыкант уже в тринадцатилетнем возрасте успешно гастролировал по бельгийским городам как концертирующий пианист. Критики с восторгом писали о «молодом Франке, пальцы которого бегают по клавиатуре с удивительной легкостью, словно играючи преодолевая самые большие трудности». Среди произведений, которые исполнял юный Франк, были и его собственные сочинения для фортепиано. В основном они соответствовали тому, чего ожидала публика того времени от пианиста-виртуоза: изящество, «россыпь» блестящих пассажей, знакомые популярные мелодии – все это было в вариациях и фантазиях на темы опер Гретри и Обера, песен Шуберта, но об индивидуальности творческого облика применительно к ним говорить нельзя. Впрочем, некоторые самобытные черты мелодии и гармонии Франка проявляются в оригинальных ранних пьесах – Эклоге, Балладе, Фантазии на темы двух польских песен (в действительности в пьесе три темы, одна из них сочинена самим Франком, но стилизована под польский танец куявяк).

В Парижской консерватории Франк обучался не только как пианист, но и как органист. Его успехи в классе органа и фуги не раз отмечались премиями – но не всегда речь шла о первой премии: то, что создавал молодой композитор в области полифонии, отличалось такой сложностью, что нередко ставило в тупик даже профессоров. Искусством игры на органе Франк овладел в совершенстве. С 1859 г. он служил органистом в церкви св. Клотильды, а в 1872 г. стал профессором органного класса в Парижской консерватории, сменив на этом посту своего наставника Франсуа Бенуа.

Произведения для органа составляют важную часть творчества Франка. Среди них – три крупных цикла, а также множество небольших пьес, которые могут исполняться не только на органе, но и на фисгармонии. Сорок четыре маленькие органные пьесы Франк создал по просьбе коллеги из провинциального города – по-видимому, они были призваны стать основой для органных импровизаций. В 1889 г. композитор начала работать над сборником мелких органных пьес педагогического назначения под названием «Органист». Франк планировал включить в сборник сто произведений, но успел написать только пятьдесят девять.

Произведения Франка для фисгармонии – «Офферторий на бретонскую тему», «Канон», «В духе марша» и другие – представляют собою прекрасную школу игры на фисгармонии. Они не особенно сложны в техническом отношении, но очень разнообразны по фактуре и характеру. Среди них есть и полифонические пьесы, и произведения песенного склада с использованием народных мелодий различных регионов Франции. По образному строю они в чем-то перекликаются с «Лирическими пьесами» Эдварда Грига, но самобытный стиль Франка проявился в них в полной мере, в них присутствуют такие типичные для него черты, как свобода модуляций и ладовая переменность.

Создав в юности несколько фортепианных произведений, композитор не возвращался к этой области творчества около четырех десятилетий. Правда, существуют фортепианные переложения его органных произведений, и сам композитор нередко играл их, но всё же пианисты исполняют их значительно реже, чем органисты. В 1880-х гг. Франк создает два крупных фортепианных произведения – Прелюдию, хорал и фугу (1884 г.) и Прелюдию, арию и финал (1887 г.).

Эти трехчастные циклы можно было бы назвать сонатами-фантазиями, поскольку оба они представляют собой весьма свободную трактовку сонатного цикла. В обоих случаях роль «центра тяжести» играет драматическая заключительная часть. Открываются оба цикла Прелюдиями – свободно построенными пьесами в медленном темпе, но аналогом медленной части сонаты становятся вторые части циклов – философски-углубленный Хорал в первом случае и лирическая Ария во втором. Примечательно также то, что в обоих произведениях все три части исполняются без перерыва. При всем сходстве произведений, каждое из них обладает индивидуальными особенностями. В первом цикле Прелюдия отличается взволнованностью с героическим оттенком, а во втором – светла и торжественна.

В этих циклах, хотя они и являются оригинальными произведениями для фортепиано, чувствуется «рука органиста» – полифонические приемы органного письма, берущие начало в творчестве Баха, проникают в фортепианную фактуру. Так возникает своеобразный стилистический синтез, объединивший в себе черты двух отдаленных друг от друга эпох.


Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром (Лист полагал, что со времен Баха не было таких исполнителей), Сезар Франк много внимания уделял своему любимому инструменту и писал для него на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Часто Франк обращался и к его «младшему собрату» — фортепиано, особенно в первый период творчества. Однако среди четырнадцати сочинений, написанных в 40-х годах, мало таких, которые могли бы теперь заинтересовать нас. В большинстве своем — это модные парафразы на темы из опер или бравурные виртуозные пьесы (каприсы, фантазии). Выделяются среди них пасторальная «Эклога» (1842) и Первая баллада (1844).

Как и в камерной музыке, лишь спустя примерно четыре десятилетия, Франк вернулся к фортепиано. Зрелый художник, он нашел теперь свой круг тем и образов, свой метод композиции. Знаменательной вехой на этом пути явились «Шесть пьес для большого органа» (1860—1862), представляющие собой опыт новой, углубленной трактовки музыки для клавишных инструментов. Показательна в данном отношении следующая за Фантазией c-moll «Большая симфоническая пьеса» fis-moll, которую образуют четыре части: первая — сонатное allegro, вторая — Andante песенного склада, третья — скерцо, четвертая — финал, с использованием тем первой части.

Примечательна также третья пьеса сборника — «Прелюдия, фуга и вариации»; ее фортепианная транскрипция широко известна. Здесь намечен типичный для Франка метод построения сюиты, основанной на сочетании гомофонно-хоральных, вариационных и полифонических принципов. В следующей пьесе — «Пасторали» — использованы вариационные приемы фигурированного хорала; они обогащаются закономерностями сонатного allegro в последних двух пьесах — «Молитве» и «Финале».

Дальнейшие искания Франка были направлены к сближению специфики органной и фортепианной техники, которые закреплены в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886—1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.

В основе первого цикла — сочетание гомофонной прелюдии и фуги. Возвышенный, близкий позднему Бетховену строй звучания устанавливается в «Прелюдии» (главная тема излагается сначала в h-moll, потом в тональности доминанты). В «Хорале» постепенно кристаллизуются контуры темы фуги; они намечались еще во второй теме «Прелюдии» (ср. примеры 206 а и 206 в). Краткая интермедия ведет (от es-moll к h-moll) к последней, кульминационной части цикла, где в обширной коде (цосле раздела «Come una cadenza») воедино сплавляются характер движения и фигурационный рисунок «Прелюдии», мелодия «Хорала» и тематизм фуги (см. пример 206 г).

Во втором цикле активнее выдвигается роль вариационных и сонатных принципов. В форме широко развернутой «Прелюдии» можно обнаружить четыре раздела (третий открывается фугато; четвертый замыкается торжественно-маршевой музыкой начального раздела). «Ария» двухчастна; в ее развитии применены приемы баховской хоральной вариации, тогда как в «Финале» своеобразно претворены сонатные принципы. Необычным, однако, является то, что основная тональность E-dur устанавливается только в репризе, с утверждением побочной партии, характер которой близок маршевой поступи «Прелюдии». В «Финал» включена и тема «Арии» (эпизод Des-dur в разработке), и начальная мелодия первой части (в коде). Под конец, когда музыка истаивает в нежнейшем рр, сближается тематизм всех частей цикла.

Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (Фантазия, Cantabile, Героическая пьеса, 1878) и написанные в год смерти композитора «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.

М. Друскин

реклама

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама