Форлана

Форлана фyрлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. нар. танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.:

Название Ф. объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; нек-рые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Ф. была широко распространена в простонар. среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для Ф. типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка Ф. развивается из одного мотива, исступлённое звучание к-рого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы Ф. относятся к 16 в. (Phalйse, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда Ф. больше напоминала аллеманду и пассамеццо:

Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса.

В 17 в. Ф. сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. Ф. становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра ("Венецианский карнавал", "Галантная Европа") становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается Ф. "а la Veneziane"). P. встречается также в опере П. А. Монсиньи "Алина, королева голкондская", в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др.

И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066).

Очень редко к Ф. обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере "Джоконда", М. Равель в фп. сюите "Гробница Куперена"), хотя Унгарелли и называет её среди "живых" танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить Ф. взамен "скандального" танго; она не увенчалась успехом.

Литература: Вlasis С, Manuel complet de la danse, P., 1830; Ungarelli G., Le vecchie-danze italiane, Roma, 1894; Casellati G., Trombini G., Forlana, Venezia, 1914; Сaссialuri A., La forlane, P., 1914; Lach R., Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Merian W., Der Tanz in den deutschen Tabulaturbьchern, Lpz., 1927; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., Le Forlane, "RM", 1940, t. 14; его же, The story of dance music, N. Y., 1947.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Варшава Города
Чувашская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Кварта Термины и понятия
Туш Музыкальные жанры
Предъём Термины и понятия
Неоклассицизм Течения в искусстве
Септаккорд Термины и понятия
Хоровая музыка Музыкальные жанры
Румынский балет Балет и танец
Дансантность Балет и танец
Gargouillade, гаргуйад Балет и танец
Pas de trois, па-де-труа Балет и танец

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 2657
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть