Форлана

Форлана фyрлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. нар. танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.:

Название Ф. объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; нек-рые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Ф. была широко распространена в простонар. среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для Ф. типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка Ф. развивается из одного мотива, исступлённое звучание к-рого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы Ф. относятся к 16 в. (Phalйse, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда Ф. больше напоминала аллеманду и пассамеццо:

Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса.

В 17 в. Ф. сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. Ф. становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра ("Венецианский карнавал", "Галантная Европа") становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается Ф. "а la Veneziane"). P. встречается также в опере П. А. Монсиньи "Алина, королева голкондская", в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др.

И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066).

Очень редко к Ф. обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере "Джоконда", М. Равель в фп. сюите "Гробница Куперена"), хотя Унгарелли и называет её среди "живых" танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить Ф. взамен "скандального" танго; она не увенчалась успехом.

Литература: Вlasis С, Manuel complet de la danse, P., 1830; Ungarelli G., Le vecchie-danze italiane, Roma, 1894; Casellati G., Trombini G., Forlana, Venezia, 1914; Сaссialuri A., La forlane, P., 1914; Lach R., Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Merian W., Der Tanz in den deutschen Tabulaturbьchern, Lpz., 1927; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., Le Forlane, "RM", 1940, t. 14; его же, The story of dance music, N. Y., 1947.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Свирель Музыкальные инструменты
Фортепиано Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Секста Термины и понятия
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры
Конкурсы балетные Балет и танец
Курай Музыкальные инструменты
Римская школа Термины и понятия
Дробь Термины и понятия
Бемоль Термины и понятия
Регтайм Музыкальные жанры
Белград Города

Реклама



Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 3333
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть