Форлана

Форлана фyрлана (франц. forlane, итал. forlana, англ. и испан. forlana, furlana, нем. Foriana, Frulana, Friauler), - итал. нар. танец в быстром темпе; музыкальные размеры 6/8, 6/4. Характерен пунктирный ритм, близкий ритму сицилианы или жиги, напр.:

Название Ф. объясняется её происхождением из североитальянской провинции Фриули; нек-рые исследователи, основываясь на известном сходстве Ф. с коло, связывают её также с танцами южнослав. народов. Ф. была широко распространена в простонар. среде (в разл. источниках отмечается особая её популярность у венец. гондольеров). Исполнялась одной или двумя танцующими парами. Характер движений танцующих страстный, пылкий; для Ф. типичен неуклонный рост динамики; по мере развёртывания танца возбуждение исполнителей растёт, и они приходят в экстатич. состояние. Танец сопровождается ансамблем музыкантов, где ведущая роль принадлежит мандолине и ударным инструментам (кастаньеты, бубен). Музыка Ф. развивается из одного мотива, исступлённое звучание к-рого (как в тарантелле) завораживающе действует на танцоров. Первые письменные образцы Ф. относятся к 16 в. (Phalйse, Chorearum molliorum Collectanea, 1583); тогда Ф. больше напоминала аллеманду и пассамеццо:

Форлана из Органной табулатуры Я. Пэхса.

В 17 в. Ф. сближается с жигой, иногда обнаруживает мелодич. сходство с англ. контрдансами. В 18 в. Ф. становится известной в Европе (её называют среди любимейших танцев Вены) и благодаря операм-балетам А. Кампра ("Венецианский карнавал", "Галантная Европа") становится своего рода символом карнавальной Венеции (одна из сюит У. Корбетта для струн. инструментов, напр., заканчивается Ф. "а la Veneziane"). P. встречается также в опере П. А. Монсиньи "Алина, королева голкондская", в балетах Муре, а также у Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Телемана, Ж. Ф. Куперена и др.

И. С. Бах. Форлана из сюиты для оркестра C-dur (BWV 1066).

Очень редко к Ф. обращаются композиторы 19 и 20 вв. (А. Понкьелли в опере "Джоконда", М. Равель в фп. сюите "Гробница Куперена"), хотя Унгарелли и называет её среди "живых" танцев. В нач. 20 в. при поддержке папы римского была предпринята попытка возродить Ф. взамен "скандального" танго; она не увенчалась успехом.

Литература: Вlasis С, Manuel complet de la danse, P., 1830; Ungarelli G., Le vecchie-danze italiane, Roma, 1894; Casellati G., Trombini G., Forlana, Venezia, 1914; Сaссialuri A., La forlane, P., 1914; Lach R., Zur Geschichte des Gesellschaftstanzes im 18. Jahrhundert, W., 1920; Merian W., Der Tanz in den deutschen Tabulaturbьchern, Lpz., 1927; Sachs C., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933; Nettl P., Le Forlane, "RM", 1940, t. 14; его же, The story of dance music, N. Y., 1947.

Т. С. Кюрегян

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города
Бекар Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Баян Музыкальные инструменты
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Симфонизм Термины и понятия
Мадрид Города
Эстрадный танец Балет и танец
Spiccato, спиккaто Термины и понятия
Мотет Музыкальные жанры
Базель Города
Львов Города

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 2938
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть