Вилли Ферреро

Willy Ferrero

Вилли Ферреро
Вилли Ферреро (Москва, 1913)

Имя этого крупнейшего итальянского дирижера хорошо известно во всем мире. Но особенно теплой любовью слушателей, может быть, не меньшей, чем на своей родине, пользовался он в нашей стране. Старожилы московских концертных залов имели счастливую возможность на протяжении долгих лет следить за творческим развитием музыканта, с радостью убеждаться в том, что из вундеркинда он вырос в великолепного и своеобразного мастера.

Ферреро впервые выступил в Москве еще до первой мировой войны, когда ему было всего семь лет, — вскоре после его дебюта в римском зале «Костанци» в 1912 году. Уже тогда он поразил слушателей исключительной музыкальностью и незаурядной дирижерской техникой. Во второй раз он приехал к нам в 1936 году уже зрелым артистом, окончившим в 1919 году Венскую музыкальную академию по классам композиции и дирижирования.

К середине тридцатых годов искусство артиста получило признание во многих странах. Москвичи были раду тому, что природное дарование его не только сохранилось, но и обогатилось художественным мастерством. Ведь из чудо-детей далеко не всегда вырастают крупные артисты.

С волнением встречали Ферреро в Москве в третий раз, после пятнадцатилетнего перерыва. И снова ожидания были оправданы. Успех артиста был огромен. Повсюду очереди у касс, переполненные концертные залы, восторженные аплодисменты. Все это придавало какую-то особую праздничность концертам Ферреро, создавало незабываемую атмосферу значительного художественного события. Этот успех остался неизменным и в следующий приезд артиста в 1952 году.

Чем же покорял аудиторию итальянский дирижер? Прежде всего, необычайным артистическим обаянием, темпераментом, своеобразием своего таланта. Это был художник высокой волевой устремленности, подлинный виртуоз дирижерской палочки. Слушатель, сидящий в зале, не мог оторвать глаз от его стройной, динамичной фигуры, от его предельно выразительного жеста, всегда точного, насыщенного эмоциональностью. Порой казалось, что он дирижирует не только оркестром, но и воображением своей аудитории. И в этом была заключена почти гипнотическая сила его воздействия на слушателей.

Естественно поэтому, что настоящих художественных откровений артист достигал в произведениях, полных романтической страстности, яркого колорита, накала чувств. Его творческой натуре были сродни праздничность, демократическое начало, стремление увлечь и захватить всех непосредственностью переживания и красотой создаваемых им образов. И он успешно достигал этого, потому что продуманность творческих намерений сочеталась у него со стихийной силой темперамента.

Наиболее рельефно все эти качества проявляются в интерпретации небольших симфонических пьес—увертюр итальянских классиков, отрывков из опер Вагнера и Мусоргского, сочинений Дебюсси, Лядова, Рихарда Штрауса, Сибелиуса. Всегда чудесно звучали у Ферреро такие популярные шедевры, как увертюры к операм «Синьор Брускино» Россини или «Сицилийская вечерня» Верди, как вальсы Иоганна Штрауса. Необычайную легкость, полетность, чисто итальянскую грацию вкладывал в их исполнение дирижер. Ферреро выступил замечательным истолкователем французских импрессионистов. Широчайшую гамму красок раскрывал он в «Празднествах» Дебюсси или в «Дафнисе и Хлое» Равеля. Настоящей вершиной его творчества можно считать исполнение «Болеро» Равеля, симфонических поэм Рихарда Штрауса. Напряженная динамика этих произведений всегда передавалась дирижером с потрясающей силой.

Репертуар Ферреро был достаточно широк. Так, наряду с симфоническими поэмами, оркестровыми миниатюрами, он включал в свои московские программы и произведения крупной формы. Среди них — симфонии Моцарта, Бетховена, Чайковского, Дворжака, Брамса, «Шехеразада» Римского-Корсакова. И хотя в трактовке этих произведений было много необычного, а порой и спорного, хотя дирижер не всегда был способен охватить масштаб и философскую глубину монументальных творений классики, однако и здесь ему удавалось многое прочесть по-своему замечательно.

Московские концерты Вилли Ферреро вписали неизгладимые строки в славную летопись музыкальной жизни нашей столицы. Последние из них состоялись незадолго до безвременной кончины талантливого музыканта.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Сергей Иванович Зимин Театральные деятели

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Джером Роббинс Балетмейстеры
Верджил Томсон Композиторы
Жорж Циффра Пианисты
Зденек Фибих Композиторы
Гаэтано Вестрис Танцовщики
Александр Бузлов Инструменталисты
Теодор Герино Танцовщики

Реклама

Дата рождения

21.05.1906

Дата смерти

23.03.1954

Профессия

дирижёр

Страна

Италия

просмотры: 2942
добавлено: 14.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть