Экспериментальная музыка

Экспериментальная музыка (от лат. ехреrimentum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. п. Понятие Э. м. неопределённо; оно соприкасается с такими выражениями, как "творческий поиск", "новаторство", "смелый опыт" или (с негативным оттенком) "путь, оказавшийся бесперспективным". Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин "Э. м." чётких и постоянных границ. Нередко произв., рассматривавшиеся как Э. м., с течением времени входят в исполнительскую практику и утрачивают первонач. оттенок экспериментальности ("атональность" в "Багатели без тональности" Листа, 1885; мобильность звуковой ткани в пьесе для камерного ансамбля "Вопрос, оставшийся без ответа" Айвса, 1908; значительно развитая додекафонная структура в миниатюре Веберна "Оркестровая пьеса No 1", 1913; "подготовленный рояль" в "Вакханалии" Кейджа, 1938, и др.). К Э. м. можно отнести также и эксперименты-шутки, напр. музыку, написанную по рецептам книги баховского ученика Кирнбергера "Всечасно готовый сочинитель полонезов и менуэтов" (1757) или приписываемой Моцарту книги "Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции" (1793).

В 50-е гг. 20 в. Э. м. называли главным образом конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки). Как Э. м. рассматривают также, напр., синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку.

Экспериментирование в муз. иск-ве, создавая ощущение яркости и новизны художеств. приёма, не всегда приводит к эстетически полноценному результату, поэтому музыканты нередко относятся к Э. м. скептически: "Эксперимент что-то значит в науках, но ничего не значит в (муз.) композиции" (И. Ф. Стравинский, 1971, с. 281).

Литература: Зарипов Р. X., Уральские напевы (о процессе сочинения музыки электронной вычислительной машиной "Урал"), "Знание - сила", 1961, No 2; его же, Кибернетика и музыка, М., 1963, 1971; Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; его же, Светомузыка: становление и сущность нового искусства, Казань, 1976; Kirnberger J. Ph., Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist, В., 1757; Vers une musique expйrimentale, "RM", 1957, Numйro spйcial (236); Patkowski J., Z zagadnien muzyki eksperimentalnej, "Muzyka", 1958, rok 3, No 4; Stravinsky I., Craft R., Conversations with Igor Stravinsky, N. Y., 1959 (рус. пер. - Стравинский И., Диалоги..., Л., 1971); Cage J., Zur Geschichte der experimentellen Musik in den Vereinigten Staaten, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 2, 1959; Hiller L. A., Isaacson L. M., Experimental music, N. Y., 1959; Moles A., Les musiques expйrimentales, P.-Z.-Bruz., 1960; Kohoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropskй hudby, Praha, 1962, под назв.: Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус. пер. - Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976); Schдffer В., Maly informator muzyki XX wieku, Kr., 1975. См. также лит. при статьях Конкретная музыка, Электронная музыка.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Вёрджинел Музыкальные инструменты
Тема Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Переменный лад Термины и понятия
Музыкальный момент Музыкальные жанры
Репетиция Термины и понятия
Гальярда Музыкальные жанры
Кобза Музыкальные инструменты
Словенская музыка Национальные культуры
Израильский балет Балет и танец
Виолончель Музыкальные инструменты
Риспоста Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3302
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть