Дворжак. Оперное творчество

Opera music

Оперы:

«Альфред», либретто Кернера (1870)
«Король и угольщик» ор. 14, либретто Гульденера (1871, новые редакции — 1874, 1887)
«Упрямцы» ор. 17, либретто Штольбы (1874)
«Ванда» ор. 25, либретто Бенеш-Шумавского (1875)
«Хитрый крестьянин» ор. 37, либретто Веселого (1877)
«Димитрий» ор. 64, либретто Червинковой-Ригер (1881—1882, новая редакция — 1894)
«Якобинец» ор. 84, либретто Червинковой-Ригер (1887—1888, новая редакция — 1897)
«Черт и Кача» ор. 112, либретто Венига (1898—1899)
«Русалка» ор. 114, либретто Квапила (1900)
«Армида» ор. 115, либретто Врхлицкого (1902—1903)

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

В оперном творчестве Антонина Дворжака явственно намечаются три основные линии. В каждой из них по-своему претворились традиции музыкального театра Сметаны.

Первая линия — народно-бытовая, связанная с изображением деревенского или провинциального быта Чехии и характерных, точно из самой жизни выхваченных, национальных типов. «Проданная невеста» или «Две вдовы» послужили образцом для Дворжака. Таковы его музыкальные комедии «Упрямцы» и «Хитрый крестьянин», созданные в ранний период творчества. К той же группе может быть причислена первая зрелая, ярко самобытная опера Дворжака (седьмая по счету) «Якобинец» (1887—1888, новая редакция 1897). Действие ее происходит, согласно авторской ремарке, «в провинциальном городке Чехии, во время французской революции в 1793 году». Однако не о революционных событиях идет речь в опере, а о жизни и быте старого князя Вилема, его сына Богуша, оклеветанного племянником князя Альфредом (Богуш был прозван «якобинцем» — отсюда и название оперы), и простых, чистых сердцем горожан. Бесхитростный сюжет в сочетании с выразительной лиричной музыкой придали произведению Дворжака обаятельно поэтические черты. Это словно рассказ, почерпнутый из детских впечатлений композитора о патриархальных нравах и обычаях старинных чешских городов.

Вторую линию образуют нсторико-романтические оперы. Сметана дал их разнообразную трактовку: драматическую — в «Бранденбуржцах в Чехии», героическую — в «Далиборе», эпическую — в «Либуше». Дворжаку, по складу его дарования, свойственно лирико-драматическое истолкование подобных сюжетов. С той или иной оговоркой, к произведениям данной группы можно отнести четыре оперы: «Альфред», «Ванда», «Димитрий», «Армида». Но ни одна из них не увенчалась полным успехом, хотя в каждой содержится немало превосходной музыки. Объясняется это и недостатками либретто, и тем, что Дворжаку в меньшей мере, нежели Сметане, присуще чувство историзма: в названных сочинениях преобладает выражение личных чувств героев.

Третья линия — народно-сказочная — оказалась наиболее близкой Дворжаку. И Сметана затронул подобную тематику в своей последней опере «Чертова стена», но трактовал ее не в лирико-фантастическом, а в жанрово-бытовом плане. Так вновь убедительно подтверждается различие творческих индивидуальностей двух классиков чешской музыки.

Первое воплощение народно-сказочных образов находим в опере Дворжака «Король и угольщик», написанной, кстати сказать, примерно за два десятилетия до «Чертовой стены» Сметаны. В «Короле и угольщике», явившемся одним из самых ранних музыкально-театральных сочинений Дворжака, использован популярный сюжет чешских кукольных народных спектаклей. Однако прошло почти тридцать лет, прежде чем он вновь вернулся к той идейно-образной сфере, которая лучше всего отвечала его возможностям как оперного композитора. Этому предшествовала работа над четырьмя симфоническими поэмами, в которых убедительно и изобретательно воплощены народно-сказочные образы, фантастические персонажи, картины природы («Пьесы выдержаны в народном духе,— писал об этих поэмах Дворжак,— иногда в них выдвигается драматический элемент. Это баллады, и в каждой — по три или четыре персонажа, которые я хотел охарактеризовать».).

В 1898—1899 годах Дворжак написал оперу «Чёрт и Кача», в которой разработан типичный для славянских сказок мотив посрамления простыми крестьянами незадачливого черта — он именуется Марбуэлем,— проделки которого, однако, устрашают господ. На этот раз посрамляет чертей девушка Кача, наделенная не только большой физической силой, но и сварливым характером (Кача — имя собственное, по-русски Катя. В то же время «кача» по-чешски значит «кубышка», в чем содержится намек на могучее телосложение Качи.). В опере три акта. В первом изображается сельская пирушка. Второй происходит в аду, где чертей изводит Кача, похищенная Марбуэлем; сюда же прибывает пастух Йирка, измученный издевательствами господ. Третий акт — в княжеских хоромах: Кача и Йирка используют напуганного Марбуэля для того, чтобы заставить господ освободить крестьян.

В соответствии с тремя планами действия (деревня — преисподняя — княжеские хоромы) в музыке оперы используются три интонационных пласта: одним — то веселыми танцами, то напевными мелодиями — характеризуются крестьяне, другим, в гротесковом плане,— черти и третьим — мир господ. Но над всем главенствует чешкая народно-танцевальная и песенная стихия. Она прорывается даже в обрисовке жителей преисподней: например, одной из характеристик Марбуэля является угловатая, колючая полька, а черти в аду поют во славу золота в духе бытовой застольной песни и пляшут под звуки фурианта! Короче говоря, неисчерпаемая художественная фантазия, богатство и сочность музыкальных зарисовок, увлекательный темп действия, непрерывное симфоническое развитие — таковы бесспорные достоинства этой оперы.

В соответствии с замыслом, лирическая сущность дарования Дворжака здесь отступила на второй план. Зато с исключительной щедростью она выявилась в следующей его опере — «Русалка». Фантастика и лирика, бытовое и драматическое начало предстали в ней в органичном единстве.

М. Друскин

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Антонин Дворжак

Жанр

оперы

Страна

Чехия

просмотры: 384
добавлено: 06.08.2017



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть