Дворжак. Камерно-инструментальное творчество

Chamber and instrumental music

Композитор
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Список сочинений Дворжака
Статья о Дворжаке в Музыкальной энциклопедии

Наряду с симфонической важное значение в наследии Антонина Дворжака имеет камерно-инструментальная музыка. Конечно, во многом близки друг другу эти две сферы. Однако в связи с особенностями жанра камерно-инструментальные сочинения наделены более тонким рисунком, разнообразной отделкой психологических нюансов.

Всего к этому жанру принадлежит тридцать одно произведение Дворжака, с обычной для классического цикла четырехчастной структурой (лишь четыре цикла трехчастны и по одному — пятичастны и шестичастны).

Очень характерен для лирического дарования Дворжака его рано пробудившийся интерес к камерной музыке: он обратился к ней еще в 60-х годах, на заре своей творческой биографии. Это, казалось бы, удивительно, ибо первый чешский профессиональный квартет дебютировал в Праге лишь в 1873 году. Но если вспомнить, что в чешской народно-музыкальной практике инструментальные ансамбли были широко популярны еще с XVII века, тогда придется признать не только влияние Гайдна и Бетховена, Моцарта и Шуберта на первые юношеские годы Дворжака, но и прочно утвердившейся национальной традиции.

Так или иначе, к 1879 году, то есть в тридцативосьмилетнем возрасте, Дворжак уже являлся автором десяти струнных квартетов. Десятый квартет Es-dur op. 51 — относится к лучшим у Дворжака. Чарующей поэзией простых, радостных чувств проникнуты все части цикла. Незадолго до того композитор закончил первую тетрадь «Славянских танцев». Славянским колоритом отмечен и этот квартет, в первой части которого передано веселое, с оттенком юмора, настроение; вторую часть образует «думка» (по форме это рондо с двумя контрастирующими разделами), третью — безыскусный «романс»; четвертая же часть (как и первая — в сонатной форме) выдержана в духе оживленной, истинно чешской скочны.

К числу наиболее известных сочинений Дворжака принадлежит также фортепианный квинтет A-dur op. 81 (второй по счету, 1887 год). И здесь преобладает светлое, радостное приятие жизни. Слушая квинтет начиная с первой его части, не знаешь чему больше поражаться — мелодической щедрости композитора или его совершенному, в том числе и полифоническому, мастерству! Отметим попутно, что вторая часть квинтета вновь обозначена как «думка» (в концентрической форме: abcaba), а третья — как «фуриант». Музыка же финала увлекает зажигательным весельем.

Наконец, выделим еще одно сочинение Дворжака, опять обнаруживающее славянские симпатии автора. Это — «Думки» для фортепиано, скрипки и виолончели ор. 90 (1890—1891), содержащие тесно связанные друг с другом шесть пьес. Здесь Дворжак отошел от обычной структуры сонатного цикла. Вначале, как эпический запев, звучит тема у скрипки, приобретающая затем важное значение. В следующем разделе первой «Думки» та же тема идет в дважды убыстренном движении, тогда как в верхнем регистре фортепиано проходят контрапунктирующие подголоски танцевального склада.

Подобное сочетание распевности и танцевальности пронизывает все пьесы. Однако в четвертой «Думке» русская по духу протяжная песня неожиданно приобретает героически-балладный облик.

Взволнованная патетика слышится и в начальных жалобных интонациях шестой «Думки», а весь цикл завершается порывистым движением, звучащим как мятежный призыв.

Самобытное содержание, совершенство выражения, демократизм музыки Дворжака находят в данном цикле замечательное воплощение.

М. Друскин


Камерно-инструментальные ансамбли занимают важное место в творчестве Антонина Дворжака. Эти произведения были по достоинству оценены уже при жизни композитора – они исполнялись, о них восторженно отзывались современники, в том числе и знаменитые – например, Эдвард Григ называл его квартеты «шедеврами, которые надолго переживут своего автора». Камерное творчество Дворжака обширно – в том, сколько внимания уделил он камерному жанру, из композиторов-современников с ним можно сопоставить только Иоганнеса Брамса. В одном только жанре струнного квартета Дворжак создал более десяти произведений, кроме того, им написаны струнные квинтеты и секстет, ансамбли с участием фортепиано.

В своем камерном творчестве Антонин Дворжак объединил классические и романтические традиции, насытив музыкальный язык чертами чешского фольклора. Но не только в этом заключается его самобытность – даже при обращении к таким классическим составам, как струнный квартет или фортепианное трио, композитор зачастую создавал очень своеобразные произведения, сочетая черты сонатного цикла с сюитностью (Фортепианное трио № 4 «Думки») или придавая струнному квартету вид цикла миниатюр с песенной основой («Кипарисы»). Однако Антонин Дворжак обращался не только к традиционным инструментальным составам. Так, в 1867 г. – в ранний период творчества – композитор создал небольшую пьесу для необычного квартета – Серенаду для флейты, скрипки, альта и треугольника.

Выбор того или иного инструментального состава мог диктоваться предполагаемыми обстоятельствами исполнения. Например, в мае 1878 г. Антонин Дворжак написал ансамблевый цикл «Багатели» для своего друга – виолончелиста Йозефа Срб-Дербнова, который организовывал небольшие домашние концерты. Ни рояля, ни пианино у Срб-Дербнова не было, зато была фисгармония, и Дворжак написал цикл миниатюр для двух скрипок, виолончели и фисгармонии. Цикл содержит пять пьес – Allegretto scherzando, Tempo di minuetto. Grazioso, Allegretto scherzando, Canon. Andante con moto и Poco Allegro. Их темы на первый взгляд кажутся очень простыми, но их развитие поражает тонкостью переплетения голосов. Пьесы сопоставляются по принципу контраста: первая, третья и пятая пьесы – оживленные, вторая и четвертая – медленные и лирические. Особую цельность цикл приобретается благодаря появлению в третьей и пятой пьесах тематического материала из первой.

В том же году была написана Серенада для духовых, виолончели и контрабаса ре минор. Источником вдохновения послужила Серенада си-бемоль мажор для духовых и контрабаса Вольфганга Амадея Моцарта. Дворжак использовал несколько иной состав духовых – два гобоя, два кларнета, два фагота, контрафагот и три валторны, а наряду с контрабасом ввел виолончель. Серенаду Дворжака нельзя назвать подражанием Моцарту – следуя классическим принципам формы, он создает национальное по духу произведение, корнями уходящее в традиции музицирования в чешских замках. Первая часть – Moderato quasi marcia – традиционный вступительный марш. Во второй части – Tempo di minuetto – можно усмотреть черты не только менуэта, но и соуседски – чешского медленного трехдольного танца. Третья часть – Andante con moto – выдержана в характере лирического ноктюрна с оживленным средним разделом. Четвертая часть – Finale. Allegro molto – по метроритмической организации напоминает польку. Это произведение высоко оценил Иоганнес Брамс.

В 1887 г. Дворжак создал для произведения для двух скрипок и альта. К их созданию – подобно «Багателям» – подтолкнули случайные обстоятельства. Квартирант родственницы Дворжака Клотильды Чермаковой – студент-химик Йозеф Круис – брал уроки игры на скрипке у Яна Пеликана, оркестранта из Национального театра. Дворжак, будучи альтистом, иногда музицировал вместе с ними, и для этого небольшого ансамбля Дворжак написал Терцет до мажор. Перед композитором стояла нелегкая задача – виолончель, которая обычно ведет басовую линию, отсутствовала, и Дворжак компенсирует это очень изобретательным использованием альта. Структура произведения в основном соответствует трехчастному сонатному циклу, за исключением того, что первая часть – Introduzione. Allegro ma non troppo – не имеет сонатной формы. За медленной второй частью – Larghetto – и скерциозной третьей – Scherzo. Vivace – следует финал, Tema con variazioni. Poco adagio, представляющий собой оригинальную тему с десятью вариациями.

Создавая Терцет, Дворжак переоценил возможности Йозефа Круиса – партия оказалась слишком сложной для него, и композитор создал другое, более простое в техническом отношении произведение для такого же состава – «Миниатюры», представляющие собой цикл из четырех контрастных пьес: Каватина, Каприччио, Романс, Элегия. «Моя работа приносит мне столько удовольствия, как если бы я писал симфонию», – признавался Антонин Дворжак в письме к Зимроку в период работы над «Миниатюрами». Композитор отмечал, что произведение предназначено для любительского музицирования, и не склонен был считать создание такой музыки ниже своего достоинства: «Бетховен и Шуман тоже писали маленькие пьесы», – говорил он. В настоящее время и Терцет до мажор, и «Миниатюры» включают в свой репертуар профессиональные музыканты.


Камерно-инструментальные сочинения Дворжака

Дуэты

Для скрипки и фортепиано:
Романс для скрипки и фортепиано фа минор, op. 11. 1873—1879
Ноктюрн для скрипки и фортепиано си мажор, op. 40. 1883
Каприччио для скрипки и фортепиано. 1878
Мазурка для скрипки и фортепиано ми минор, op. 49. 1879
Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, op. 57. 1880
Баллада для скрипки и фортепиано ре минор, op. 15/1. 1884
Четыре романтические пьесы для скрипки и фортепиано, oр. 75. 1887
Сонатина для скрипки и фортепиано соль мажор, op. 100. 1893
Танец № 2 из «Славянских танцев» для скрипки и фортепиано ми минор, op. 46/2. 1891

Для виолончели и фортепиано:
Полонез для виолончели и фортепиано ля мажор. 1879
Рондо для виолончели и фортепиано соль минор, op. 94. 1891
«Тишина» для виолончели и фортепиано, ор. 68/5. 1891
Танец № 3 из «Славянских танцев» для виолончели и фортепиано ля мажор, op. 46/3
Танец № 8 из «Славянских танцев» для виолончели и фортепиано соль минор, op. 46/8. 1891

Трио:
Фортепианное трио № 1 си-бемоль мажор, ор. 21. 1875
Фортепианное трио № 2 соль минор, ор. 26. 1876
Фортепианное трио № 3 фа минор, ор. 65. 1883
Фортепианное трио № 4 «Думки», ор. 90. 1890—1891
Терцет для двух скрипок и альта до мажор, ор. 74. 1887
Миниатюры для двух скрипок и альта, ор. 75а. 1887
Гавот для трех скрипок. 1890

Квартеты:

Струнные квартеты
Струнный квартет № 1 ля мажор, ор. 2. 1862
Струнный квартет № 2 си-бемоль мажор. 1869
Струнный квартет № 3 ре мажор. 1869
Струнный квартет № 4 ми минор/си мажор. 1870
Струнный квартет № 5 фа минор, ор. 9. 1873
Струнный квартет № 6 ля минор, ор. 12. 1873
Струнный квартет № 7 ля минор, ор. 16. 1874
Струнный квартет № 8 ми мажор, ор. 80. 1876
Струнный квартет № 9 ре минор, ор. 34. 1877
Струнный квартет № 10 «Славянский» ми-бемоль мажор, ор. 51. 1878—1879
Струнный квартет № 11 до мажор, ор. 61. 1881
Струнный квартет № 12 «Американский» фа мажор, ор. 96. 1893
Струнный квартет № 13 соль мажор, ор. 106. 1895
Струнный квартет № 14 ля-бемоль мажор, ор. 105. 1895

Два вальса для струнного квартета, ор. 54. 1879—1880
Анданте аппассионато со струнного квартета № 6. 1873
Часть струнного квартета. 1881
12 песен из «Кипарисов» для струнного квартета. 1887

Прочие квартеты
Фортепианный квартет № 1 ре мажор, ор. 23. 1875
Фортепианный квартет № 2 ми-бемоль мажор, ор. 87. 1889
Пять багателей для двух скрипок, виолончели и фисгармонии, oр. 47. 1878
Серенада для флейты, скрипки, альта и треугольника. 1867

Квинтеты и секстеты
Струнный квинтет № 1 ля минор, ор. 1. 1861
Струнный квинтет № 2 соль мажор, ор. 77. 1875
Струнный квинтет № 3 ми-бемоль мажор, ор. 97. 1893
Фортепианный квинтет № 1 ля мажор, ор. 5. 1872
Фортепианный квинтет № 2 ля мажор, ор. 81. 1887
Струнный секстет ля мажор, ор. 48. 1878

реклама

Словарные статьи

Камерная музыка 12.01.2011 в 18:54

рекомендуем

смотрите также

Реклама