Донат Антонович Донатов

Donat Donatov

Мыслимое ли дело, чтобы, например, в истории живописи, музыки или литературы остались какие-то талантливые художники, незаслуженно забытые? Если такое и бывает, то это скорее исключение, возможное, преимущественно, по отношению к мастерам старых эпох, чье наследие по каким-либо причинам полностью или частично утрачено. В основном же, история расставляет всех и вся по своим местам - непризнанных при жизни слава "настигает" после смерти!

В исполнительских же искусствах такое случается сплошь и рядом, а в вокале тем более - слишком уж тонкая это и субъективная "материя". Кроме того, исполнительское искусство эфемерно с точки зрения "вещности", оно существует только здесь и сейчас. Оно также зависит от многих привходящих обстоятельств. В каких театрах или концертных залах выступал артист, кто ему протежировал и как он был "раскручен", остались ли после него записи? Ну и, конечно, вкусовщина "руководителей" от искусства - исполнитель всецело зависел от нее.

Теперь мне хочется спросить: многие ли знают замечательного тенора Доната Донатова, если не считать, разумеется, узких специалистов по истории вокала и страстных меломанов-филофонистов? Если имя Ивана Жадана, например (о нем мы уже писали), искусственно замалчивалось по политическим причинам, то что же такое произошло с Донатовым, отчего имя его широкому кругу любителей оперы неизвестно? А ничего особенного. Просто он не пел в Большом или Кировском театрах. И этого уже оказывается достаточно? Но вот еще удивительный факт. Недавно вышел шикарно оформленный двухтомник о МАЛЕГОТе, в котором Донатов в начале 50-х провел несколько сезонов, вызывая восторг публики. Однако у авторов книги не нашлось ни одного (?) слова для этого артиста, в то время как для его соперника по сцене М. Довенмана отыскались.

Донат Антонович Лукшторауб, выступавший под псевдонимом Донатов, родился в Петербурге в 1914 году. После революции его семья, спасаясь от большевистского режима, эмигрировала в Ригу. Его педагогом по вокалу был Владимир Шетохин-Альварец, ученик Ламперти. Здесь в Риге Донатов дебютировал в Рижской частной передвижной опере в партии Германа.

Новая страница его жизни - Италия, куда Донатов отправляется в 1937 году. Здесь он прослушивался у Джильи, занимался с Пертиле. 7 марта 1939 года певец дебютирует на сцене венецианского театра Ла Фениче в "Трубадуре". Вместе с ним в этом спектакле пели Мария Канилья и Карло Тальябуэ. Среди других ролей Донатова на этой сцене также Альфред в "Травиате", в которой его партнершей была Тоти даль Монте.

Начавшаяся война помешала дальнейшей итальянской карьере певца. Он собирался вновь в Италию, но вынужден был остаться в Риге. После оккупации Латвии немецкими войсками все ее жители были объявлены подданными Третьего Рейха. Донатова направляют на работу в Германию. Здесь он пел в театрах Дрездена, Кёнигсберга. Накануне освобождения Латвии певец вернулся на родину, где участвовал в партизанском движении.

После восстановления мирной жизни карьера Донатова возобновилась уже в Советском Союзе. В 1949-51 гг. он два сезона выступал в Одессе. Об этом периоде его карьеры сохранились воспоминания современников. Одесская оперная публика, привыкшая еще с дореволюционных времен к отменным итальянским традициям, с восторгом встретила артиста. Весть о блистательном теноре распространилась по городу мгновенно, и театр стал заполняться до отказа на его выступлениях. Удивительно, но в те годы борьбы с "безродным космополитизмом" Донатов был, практически, единственным певцом, которому дозволялось петь на итальянском. Среди его коронных ролей Хозе, Канио, Туридду, Отелло, Радамес, Герцог.

Вот фрагменты воспоминаний одной из почитательниц таланта Донатова в годы его одесских триумфов, опубликованных недавно в журнале "Одесса":

"... все спектакли Донатова шли при переполненном зале с обязательным бисированием коронных арий, с бесчисленным количеством цветов, бурей аплодисментов, которые продолжались так долго, что порой рабочие сцены, устав ждать, начинали опускать железобетонный занавес (тот занавес, который сегодня демонтирован из-за его внушительного веса, приведшего к началу разрушения здания). И когда между головой и занавесом оставалось 2-3 метра, артист покидал сцену, а зрители зрительный зал".

"Благодаря Донатову в одесской опере возник... подпольный бизнес: фотографы театра наперебой фотографировали певца в ролях и жизни, и эти фотографии из-под полы (!) продавались билетерами. И сейчас у многих старых одесситов хранятся эти фотографии".

Ереван, Баку, Тбилиси, Саратов, Новосибирск - такова география гастролей Донатова. Известный баритон Бату Кравейшвили в своих мемуарах "Незабываемое" утверждает, что во время спектаклей с участием Донатова на центральных улицах Тбилиси вблизи Театра Шоты Руставели останавливался транспорт - сотни людей слушали певца.

В 50-е годы Донатов вернулся в город своего детства. Он несколько сезонов выступал в ленинградском Малом театре оперы и балета. Его драматический тенор благородной баритональной окраски продолжал (к сожалению недолго) покорять любителей оперы. В городе на Неве он и закончил свой жизненный путь 27 апреля 1995 года.

Один мой знакомый филофонист хорошо знал Донатова и рассказывал мне о нем. Его удивляло, сколь беззаветно певец любил... не свой голос, а голоса других певцов, собирал пластинки с редкими записями.

При подготовке биографической справки о Донатове были использованы материалы М.Малькова.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1914

Дата смерти

1995

Профессия

певец

Тип голоса

тенор

Страна

СССР

просмотры: 3654
добавлено: 20.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть