Опера Гречанинова «Добрыня Никитич»

Композитор
Дата премьеры
14.10.1903
Жанр
Страна
Россия

Гречанинов. "Добрыня Никитич". Ария Забавы (Антонина Нежданова)

Александр Тихонович Гречанинов / Alexander Gretchaninov

Опера А. Т. Гречанинова в трех актах, четырех картинах. Либретто композитора по русским былинам.
Премьера: Москва, Большой театр, 27 октября 1903 г., под управлением И. Альтани.

Действующие лица:

  • Владимир Красное Солнышко, князь Киевский (бас)
  • Забава Путятична, его племянница (сопрано)
  • Добрыня Никитич, богатырь (высокий бас)
  • Настасья Микулична, жена его (сопрано)
  • Мамелфа Тимофеевна, мать его (альт)
  • Алеша Попович, богатырь (тенор)
  • Змей Горыныч (без слов)
  • Марина, чародейка, живет у Змея (меццо-сопрано)
  • Придверник на пиру у князя Владимира (тенор)
  • Богатыри, их жены, народ, пленники и пленницы Змея Горыныча

Действие происходит в Киеве и во владениях Змея Горыныча в былинные времена.

История создания

В 1895 году Гречанинов, недавно окончивший консерваторию и живший в столице, возможно, не без влияния своего педагога Римского-Корсакова, только что закончившего «Садко», взялся за работу над первой оперой — тоже на былинный сюжет. В качестве основы либретто, над которым композитор работал сам, были избраны три былины: «Добрыня Никитич и Змей», «Добрыня Никитич и Алеша Попович» и «Добрыня Никитич и Маринка». В первой Гречанинова заинтересовал мотив борьбы со Змеем, послать на которую Добрыню князю советует Алеша Попович, поскольку у Добрыни:

Со змеей заповедь положена
А не ездить боле во чисто поле...
Не топтать-то ведь младых детенышей,
А змее не летать да на святую Русь,
Не полонить ей да людей русских.
Так он может достать без бою,
Без драки кровопролития.

В этой былине Добрыня не женат, а имя его матери Мальфа Тимофеевна. Из второй былины, где присутствуют жена Настасья и мать Офимья Олександровна, автор заимствовал мотив завета Добрыни, уезжающего на подвиги, ждать его шесть лет, а потом выйти замуж, только не за Алешу. Наконец, из последней былины взято, по существу, только имя «ставщицы да ожеленщицы», колдуньи, жившей в Киеве. В былине Добрыня приходит к ней за своей стрелой, ненароком залетевшей в сад. Маринка обращает его в жабу, затем в кобеля, затем в тура и освобождает только принудив богатыря дать клятву жениться на ней. Добрыня сдерживает клятву, но наутро срубает жене голову. Объединив различные сюжетные линии, частично изменив как события, так и их мотивировки, Гречанинов сжал до предела действие, в былинах традиционно растянутое, уложив его в четыре картины, события в которых происходят на протяжении шести лет.

Опера создавалась долго. Лишь в 1901 году была поставлена последняя точка в партитуре, посвященной жене, Вере Ивановне Гречаниновой. Премьеры оперы пришлось ждать еще два года. Она состоялась 14 (27) октября 1903 года в московском Большом театре.

Сюжет

На широком дворе киевской усадьбы Добрыни прядут Мамелфа и Настя. Мамелфа рассказывает сон, который, как ей кажется, сулит беду сыну, Настя успокаивает ее. Приходит Добрыня и объявляет, что князь Владимир послал его в поход на Змея Горыныча, похитившего княжескую племянницу Забаву Путятичну. Жене Добрыня приказывает ждать его шесть лет, а потом считать убитым и выйти замуж, только не за Алешу Поповича. Настя дает ему перстень, а мать — камень-самоцвет, который охранит его от беды. Добрыня уезжает, провожаемый народом. Тут же появляется Алеша, поет Насте песенки и пытается соблазнить ее. На крик Насти входит Мамелфа с палкой и прогоняет незадачливого ухажера. Алеша объявляет, что тоже пойдет на бой со Змеем, и убегает. Вернувшийся с проводов Добрыни народ смеется над ним.

Во владениях Змея Горыныча горюют пленницы. Змей пролетает вдали, Марина провожает его злобными возгласами: не может она простить, что забыл он ее, украв Забаву. Вбегает Алеша и прячется, когда мимо пролетает Змей, преследуемый Добрыней. Вскоре Доб- рыня появляется с головой Змея. Он рад Алеше, который говорит, что его послал князь в помощь Добрыне. Отворяются двери терема, выходит Марина, окруженная невольницами, и приглашает богатырей отдохнуть. Очарованные ее красотой, витязи следуют за чародейкой.

В тереме Марины спят богатыри. Марина колдует, чтобы влюбить в себя Добрыню. Добрыня просыпается привороженный, забывший Настю, и объясняется красавице в любви. Марина велит волшебным девам усладить их танцами. Просыпается Алеша и, увидев происходящее, убегает в Киев с тем, чтобы объявить себя победителем Змея и жениться на Насте. Но Добрыней овладевает тревога, ему душно. Непроизвольно хватается он за шею и срывает шнурок с талисманом. Самоцвет загорается, и богатырь приходит в себя. Он велит Марине указать, где спрятаны пленные. Волшебница отказывается, Добрыня поднимает меч, но она оборачивается птицей и улетает. Исчезают волшебные девы. Добрыня идет на поиски и вскоре возвращается с освобожденными пленниками и Забавой.

В гриднице князя Владимира пир. Сам князь сосватал Настю за Алешу Поповича. Тот рассказывает о своих подвигах и о смерти Добрыни. Князю докладывают, что калика перехожий рвется в терем. Входит переодетый Добрыня с гуслями и просит разрешения спеть песню. Владимир в гневе, но уступает просьбам гостей. Добрыня славит князя и княгиню, затем поет песню и просит разрешения поднести чару вина, кому сам знает. Князь соглашается. Добрыня опускает в чару кольцо, данное Настей на прощанье, и подносит ей чару с требованием выпить до дна. Настя узнает кольцо и просит мужа простить ее — не своей охотой, а по повелению князя шла она за Алешу. Добрыня упрекает князя, Алеша хочет незаметно выбраться из гридницы, но в дверях сталкивается с Мамелфой. Мать бросается к сыну, терем наполняется освобожденными Добрыней пленниками, среди них и Забава. Все ликуют, славят богатыря.

Музыка

«Добрыня Никитич» не отличается самостоятельностью стиля. При явном стремлении автора опереться на традиции русской эпической оперы — «Руслана и Людмилы» и «Князя Игоря» — отчетливы влияния не только Глинки и Бородина, но и Чайковского и Римского-Корсакова, в частности оперы-былины «Садко». Образная сфера оперы делится на русскую народную и фантастическую, причем первая решена в романсово-лирическом плане.

Это относится и к единственному номеру оперы, сохранившему популярность до наших дней — второй песне Алеши из I акта «Расцветали в поле цветики, расцветали дни весенние» с широкой распевной мелодией и аккомпанементом, имитирующим звучание гуслей.

Л. Михеева

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама