Дивертисмент

от франц. divertissement, букв. — увеселение, развлечение

1) Муз. произв. развлекат. характера, а также сборник таких произведений. Самое раннее сочинение с этим назв. относится к кон. 17 в., оно принадлежит К. Гросси ("Il divertimento..., musiche da camera тper servizio di tavola... con un dialogo amoroso et un dialogo in idioma", op. 9, 1681). Первоначально сочинялись как инстр., так и вок. Д. (напр., Divertimenti serenissimi P. Кайзера, написанные в 1713, представляют собой 9 кантат). В 18 в. ведущее положение постепенно заняли инстр. Д. Они становятся излюбленным родом развлекат. музыки в аристократич. и придворных кругах, позднее в домах богатых буржуа. Особое распространение Д. получил в Австрии и Чехии. Большую дань этому жанру отдали Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты, много Д. было создано композиторами мангеймской школы, писали их и немецкие, итальянские, французские композиторы. Иногда Д. создавались для одного инструмента (струнного клавишного - Й. Гайдн, Г. К. Вагензейль), чаще же для камерного ансамбля или оркестра. Количество частей в Д. бывало различным - от одной и до 12; в большинстве Д. их от 4 до 10.

Как муз. жанр Д. соединяет в себе черты сонаты и сюиты, более приближаясь к сонате. В них постоянно включаются типичные для сонаты части - сонатное allegro, вариации, менуэт, рондо и т. д. (мн. ранние сочинения, названные Д., в действительности представляют собой сонаты). В то же время колеблющееся (часто большое) количество частей и широкое применение в Д. танц. форм сближают их с сюитой, в особенности с такой её разновидностью, как серенада. Если у В. А. Моцарта Д. зальцбургского периода, в отличие от орк. серенад, являются сочинениями камерными, то в последующее время подобное разграничение не сохраняется, и границы между Д. и серенадой во многом стираются. Родств. черты Д. обнаруживают также с кассацией и ноктюрном. С конца 18 в. Д. утрачивает прежнее значение. В 19 в. Д. превращается в жанр салонной музыки, аналогичный попурри, обычно на заимствованные, напр. оперные, темы (к числу немногих исключений принадлежит "Венгерский дивертисмент" Ф. Шуберта для фп. в 4 руки). В 20 в. термин "Д." нередко применяется для обозначения балетной сюиты (напр., Д. для оркестра И. Ф. Стравинского, составленный в 1938 из музыки балета "Поцелуй феи", 1928); иногда композиторы сознательно воспроизводят черты Д. 18 в. (Дивертисмент для 5 духовых инструментов и фп. А. Русселя, 1900; Дивертисмент для струнного трио ор. 22 Й. Хаса, 1909; Дивертисмент для струн. инструментов Б. Бартока, 1939, и др.).

2) Промежуточные эпизоды в фуге, в к-рых прерывается полифонич. разработка темы и вводится новый интермедийного плана материал. См. Фуга.

3) Вставные эпизоды из балетных, иногда и вок. номеров между актами спектакля и в его конце; могут составлять целое представление развлекат. характера, объединённое общим сюжетом (в особенности Д., исполнявшиеся в конце спектакля). С сюжетом осн. представления, к к-рому они присоединяются, обычно не связаны (балет "Щелкунчик" Чайковского, 2-е действие). Появились ранее всего в комедии-балете 17 в. (напр., "Мещанин во дворянстве" Мольера с муз. номерами Люлли, 1670), в лирич. трагедиях Люлли (напр., "Кадмус и Термина", 1673). Ж. Ф. Рамо на основе Д. создаёт новый жанр оперы-балета. Д. встречаются во мн. франц. операх 19-20 вв. ("Фауст" Гуно, редакция 1869; "Самсон и Далила" Сен-Санса, 1877; "Падмавати" Русселя, 1923).

4) В России во 2-м десятилетии 19 в. Д. назывались представления нар.-бытового характера, состоявшие из песен, танцев и драматич. диалога. Они создавались гл. обр. на патриотич. сюжеты, связанные с событиями Отечественной войны 1812, напр. "Ополчение, или Любовь к отечеству" (1812), муз. К. А. Кавоса, "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815), муз. С. И. Давыдова.

E. A. Мнацаканова


1) Театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматич., вокальных, танцевальных); истоки такого Д. - в нар. представлениях итал. Возрождения (14-15 вв.). Термин появился в 17 в., но и прежде итал. и франц. балеты, а также англ. маски 16 в. часто имели характер Д. В России Д. появился во 2-й пол. 18 в. и был наиболее распространён в 1-й четв. 19 в. (балеты-Д. на рус. темы в период Отечеств. войны 1812).

2) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танц. номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр). В 19 в. Д. получил академич. разработку в балетах М. И. Петипа, иногда предваряя трагич. развязку спектакля или венчая благополучный исход событий. Внутри Д. имелись свои кульминации (обычно - развёрнутый ансамбль классич. танца, окружённый номерами характерных танцев). Образцы академич. формы Д. - во 2-х актах "Баядерки" и "Лебединого озера", а также в последнем акте "Спящей красавицы". Формы дивертисментной сюиты сохраняются в некоторых балетах сов. композиторов: "Красный мак" и "Медный всадник", "Гаянэ" и "Спартак", "Семь Красавиц" и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Октет Термины и понятия

Произведения

Па-де-катр (Перро) 25.04.2017 в 16:08

рекомендуем

смотрите также

Комуз Музыкальные инструменты
Секундаккорд Термины и понятия
Эстетика музыкальная Термины и понятия
Горизонталь Термины и понятия
Путевой распев Церковная музыка
Художник в балете Балет и танец
Киргизская музыка Национальные культуры
Flic-flac, флик-фляк Балет и танец
Пассаж Термины и понятия

Реклама