Опера Дворжака «Димитрий»

Dimitrij

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

Опера Антонина Дворжака в 4 действиях, либретто М. Червинковой-Ригровой.

Премьера: Прага, 8 октября 1882 г.; 2-й редакции — Прага, 20 ноября 1883 г.; 3-й редакции — 7 ноября 1894 г.

Дворжак, решив писать оперу на историческую тему, остановился на фигуре Лжедимитрия I, которая неоднократно привлекала внимание драматургов. В пьесах Ф. Шиллера и Ф. Геббеля, вопреки правде истории, Лжедимитрий выступает не как ставленник польской шляхты, авантюрист, а как человек, искренне убежденный в том, что он сын царя Ивана. Для него открытие правды — удар, от которого он уже не может оправиться.

По-видимому, Дворжак не знал о «Борисе Годунове» Пушкина и Мусоргского. Исторические факты в его опере изменены, многое домыслено, встающая перед зрителями картина имеет мало общего с действительностью. Хронологически действие начинается там, где кончаются события «Бориса Годунова».

Царь Борис умер. За престол идет борьба между Шуйским и Димитрием. Побеждает Димитрий, так как вдова Ивана Грозного, мать убитого царевича, признает в нем своего сына. Между новым царем и его женой, властолюбивой Мариной Мнишек, разгорается спор. Марина хочет, чтобы в России все было подчинено шляхетской власти: ведь Димитрий завоевал трон с помощью польского оружия. Сам же он хочет править как русский царь. У гробниц царей Ивана и Бориса в Кремле Димитрий встречает царевну Ксению, дочь Бориса, и влюбляется в нее. Он узнает о направленном против него заговоре Шуйского. Шуйскому грозит казнь, но Ксения, живущая в его доме (!), умоляет царя пощадить ее опекуна (!). Марина, видя, что Димитрий увлечен Ксенией, грозит выдать его тайну: он не сын Ивана Грозного, а монах Гришка Отрепьев. Димитрий потрясен. Шуйскому удается убить его. Народ оплакивает свою судьбу. Основной конфликт сведен к теме любви Ксении и Димитрия и борьбе с Шуйским. Несмотря на нарушение исторической правды, в музыке, особенно в партии Ксении и хорах, композитору удалось передать некоторые черты русской песенности.

Дворжак неоднократно возвращался к этому, одному из самых любимых своих сочинений. После премьеры критики высказали ряд замечаний, и он внес в партитуру изменения. После исполнения в Вене вновь раздались критические голоса — на сей раз автор предпринял более решительные переделки. Опера стала более компактной, но при этом понесла и немалые потери. Впоследствии при постановках делались сводные, компромиссные версии (такова, в частности, редакция К. Коваржовица). Доказала свою жизнеспособность и первоначальная редакция.

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Равель. «Игра воды» Фортепианные

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Композитор

Антонин Дворжак

Дата премьеры

08.10.1882

Жанр

оперы

Страна

Чехия

просмотры: 876
добавлено: 03.05.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть