Дени Дидро

Denis Diderot

Французский философ-просветитель, писатель и теоретик искусства, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Основатель и руководитель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers», t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем которой представлено и музыкальное инструментоведение (ок. 300 статей).

В философских, научных, критических работах Дидро осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с другими просветителями Дидро принимал участие в т. н. «войне буффонов» (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере).

Для Дидро музыка - самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Дидро, способна передавать «все явления природы и все страсти человека». Пение должно следовать естественному выражению страсти, брать пример в декламации, инструментальное сопровождение - усиливать выразительность пения. В подражании пению Дидро видел задачу инструментальной музыки.

Взгляды Дидро на музыку отражены в его публицистике и критике («Correspondance litteraire, philosophique et critique», t. 1-16, 1877-82), в сочинении «Беседы о «Побочном сыне»« (в кн.: «Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu», изд. 1757), в брошюре «Уведомление к VI тому» («Avertisment au tome VI», 1756), написанной в ответ на критику Ж. Ф. Рамо («Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии»), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762-79, впервые изд. в нем. пер. И. В. Гёте, 1805; заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа - племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Дидро выдвигает преимущественно проблематику оперного искусства.

Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Дидро («Письмо о слепых в назидание зрячим» - «La lettre sur les a veugles а l'usage de ceux qui voient», 1749, где между прочим говорится о многоголосном сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Дидро) специальном теоретическом пособии для любителей музыки А. Бемецридера «Уроки игры на клавесине и принципы гармонии» («Lecons de clavecin et principes d'harmonie», 1771). В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Дидро «Об «Уроках игры на клавесине и принципах гармонии», вошедшая в «Корреспонденции Грима и Дидро») затрагиваются общие проблемы музыкальной эстетики; авторы приближаются к диалектическому пониманию явлений (например, взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий).

Дидро занимался также вопросами музыкальной акустики, чему посвящены многие страницы в «Записках на разные темы математики» («Memoires sur differents sujets de mathematique», 1748).

Сочинения: OEuvres completes, t. 1-20, P., 1875-77, переизд., N. Y., 1966; OEuvres, P., 1957; Correspondance, v. 1-9, P., 1955-63; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Об искусстве, т. 1-2, Л.-М., 1936; Племянник Рамо, М., 1956.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Джон Ланчбери Композиторы
Барри Дуглас Дирижёры
Рудольф Лабан Балетмейстеры
Фердинандо Паэр Композиторы
Джузеппе Тартини Композиторы

Реклама



Профессия

писатель

Страна

Франция

просмотры: 4189
добавлено: 16.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть