Прокофьев Сергей

Категории словаря
Сергей Сергеевич Прокофьев / Sergei Prokofiev

Творческий портрет Прокофьева
Список сочинений Прокофьева

Прокофьев Сергей Сергеевич (11(23) IV 1891, с. Сонцовка, ныне с. Красное Донецкой обл. — 5 III 1953, Москва) — русский советский композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947).

Род. в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери — хорошей пианистки, ставшей его первой муз. воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармонич. мировосприятия. В 5 лет Прокофьев сочинил первую пьесу для фп. Дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев, по его рекомендации в Сонцовку дважды приезжал на летние месяцы Р. М. Глиэр — первый учитель Прокофьева по композиции. Годы учения в Петерб. консерватории (1904-14) были для Прокофьева периодом стремительного творч. развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. Прокофьев учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм). В 1909 Прокофьев окончил консерваторию по классу композиции, в 1914 — по классу фп. (у А. Н. Есиповой; премия им. А. Г. Рубинштейна за исп. своего 1-го концерта для фп. с оркестром); занимался также по дирижированию у H. H. Черепнина. В годы учения Прокофьев вместе с другом и соучеником Н. Я. Мясковским изучал новейшие соч. А. Н. Скрябина, М. Регера, Р. Штрауса. Композитор нашёл поддержку в петерб. кружке «Вечера современной музыки», а несколько позднее в моск. кружке критика В. В. Держановского. В 1911-18 Прокофьев увлекался новейшими муз. идеями. Разочаровавшись в эстетич. ценности позднего романтизма и рус. академизма, он не стал последователем ни эстетич. символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва Прокофьева сыграли новые течения в области т-ра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись рус. последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов Прокофьева в последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 Прокофьев выезжал за границу для знакомства с заруб. иск-вом. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Прокофьев много концертировал: в Петрограде, Москве и др. городах России. Острое, брызжущее молодостью и озорством иск-во композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников, среди к-рых были М. Горький, В. В. Маяковский, критики В. Г. Каратыгин, Б. В.Асафьев. Концертные фирмы А. И. Зилоти и С. А. Кусевицкого организовали авторские вечера Прокофьева, вызвавшие сенсацию.

Дореволюц. период творчества Прокофьева отмечен интенсивностью поисков и напряжённостью стилистич. эволюции. Его мужественное иск-во резко противостояло произв. господствовавших в музыке многочисл. эпигонов Скрябина и Дебюсси. Прокофьев шёл от наивности ранних фп. сказок и гавотов к стихийному конструктивизму токкаты (ор. 11), от неоклассического «моцартианства» симфониетты (ор. 5) к дерзким варваризмам «Скифской сюиты» (ор. 20) и кантаты «Семеро их» (ор. 30), от известной традиционности ранних романсов (ор. 9) к проницательным интонационным опытам вок. сказки «Гадкий утёнок» (ор. 18) и романсов на стихи Ахматовой (ор. 27). В лучших соч. этого времени обнаруживались возросшая энергия ритмов, смелое расширение рамок тональности за счёт полиладовых и плакатно-красочных созвучий, новая трактовка фп. Испытывая заметные воздействия группы деятелей иск-ва, объединившихся вокруг Дягилева, Прокофьев, однако, сохранил свою особую эстетич. позицию, продолжавшую традиции М. П. Мусоргского и др. рус. классиков. Первое из соч., заказанное Дягилевым, — балет «Ала и Лоллий» (по мотивам др.-слав. мифологии, либр. С. М. Городецкого) — было отвергнуто заказчиком. Музыка несостоявшегося балета целиком вошла в оркестровую «Скифскую сюиту». Премьера её (1916) вызвала острую борьбу мнений, разноречивые оценки. Второй заказ (1915) — балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по мотивам сказок Пермской губ.) — послужил стимулом для экспериментов Прокофьева в области обновления рус. мелоса. Вопреки эстетич. доктрине, утверждавшей приоритет балета над «отмирающим» оперным жанром, Прокофьев с увлечением работал и в области оперы. Вслед за романтически экспрессивной «Маддаленой» (1911, 2-я ред. 1913) он сочинил лирико-психологич. оперу «Игрок» (1915-16, по Ф. М. Достоевскому), заключающую в себе черты обличения нравов бурж. общества. В опере сочетаются тонкий лиризм и сатирич. заострённость, меткость декламации и захватывающие симф. нагнетания. Наибольшее признание в эти годы получают первые два концерта Прокофьева для фп. с оркестром. Не меньшее значение в формировании стиля Прокофьева принадлежало ранним фп. сонатам — особенно 2-й (1912), 3-й и 4-й (обе " 1917), а также циклу фп. миниатюр «Мимолётности». Плодотворным был для Прокофьева 1917-й год; наряду с двумя сонатами он закончил 1-й концерт для скрипки с оркестром, «Классическую симфонию», написал эскизы 3-го концерта для фп. с оркестром.

Весной 1918 Прокофьев выехал в конц. поездку в США. Выступая в Нью-Йорке, композитор столкнулся с консерватизмом амер. критики, не оценившей новаторской сущности его иск-ва и осудившей его как «большевика и скифа». В 1919 Прокофьев написал для Чикагского т-ра эксцентрич. оперу-сказку «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци), идея к-рой родилась ещё в России (пост. 1921, Чикаго, затем в СССР и Германии). Не встретив активной поддержки в США, Прокофьев в 1920 уехал в Париж, где вскоре добился признания благодаря содействию Дягилева и Кусевицкого (пост. балета «Сказка о шуте...» труппой Дягилева в Париже и Лондоне — 1921, исп. «Скифской сюиты» и кантаты «Семеро их» — 1921 и 1924). Заслуженного успеха удостоился его 3-й концерт для фп. с оркестром (1921), в к-ром рус. муз. стиль смело обновлён и динамизирован. Во время пребывания в Германии (1922-23) композитор продолжил работу над драм.-экспрессивной оперой «Огненный ангел» (по повести В. Я. Брюсова), воскрешающей трагические сцены «процессов ведьм» в 16 в.; создание этой масштабной оперы потребовало многих лет напряжённой работы (1919-27). С 1923 Прокофьев жил в Париже, где сблизился с прогрессивными музыкантами Франции (А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк). Здесь он продолжал напряжённую творч. и исполнительскую деятельность. В нач. 20-х гг. Прокофьев обратился к поискам более усложнённого хроматизированного стиля. Среди крупных произв. этих лет — эпическая 2-частная 2-я симфония (1924), сочетающая урбанистич. жёсткость конструкции (1-я часть) с красотой рус. распева и блестящей изобретательностью вариационного развития (2-я часть). Напряжённый драматизм и масштабность развития отличают и 3-ю симфонию (1928), осн. на тематизме оперы «Огненный ангел». В сотрудничестве с Дягилевым и по его заказу Прокофьев создал 2 одноактных балета. Балет «Стальной скок» (пост. 1927, либр. Г. Б. Якулова) вызвал широкий интерес в Париже и Лондоне благодаря новизне конструктивистской пост. (балетм. Л. Ф. Мясин) и попытке воплощения образов революц. России. В балете «Блудный сын» (балетм. Дж. Баланчин, 1929) отразилось новое для композитора стремление к утончённому лиризму и прозрачно-хрупкой оркестровке. Эмоц. смягчённость и прояснение стиля обнаружились и в сонате для 2 скрипок (1932), балете «На Днепре» (пост. 1932).

В 20-е и нач. 30-х гг. Прокофьев с успехом гастролировал как пианист в крупнейших центрах Зап. Европы и Америки, захватывая мужественным динамизмом, виртуозным размахом, мощью. В 1927 с триумфом выступал в СССР, где укрепились его связи с Н. Я. Мясковским. Б. В. Асафьевым, В. Д. Мейерхольдом. Поездки по США (1925, 1930, 1933) сопровождались новыми заказами (4-я симфония на материале музыки балета «Блудный сын» — к 50-летию Бостонского симфонического оркестра, 1-й квартет — по заказу Б-ки Конгресса в Вашингтоне). Однако отрыв от России стал отрицательно сказываться на творч. развитии Прокофьева (абстрактность и эмоциональная блёклость нек-рых фп. пьес — «Вещи в себе» и др.). Вместе с тем 4-й концерт для фп. с оркестром (для левой руки), предназначенный для австр. пианиста П. Витгенштейна (1931), и 5-й концерт для фп. с оркестром (1932) вновь продемонстрировали тяготение композитора к мощной, «атлетической» виртуозности. Ни успех у публики, ни общение с выдающимися деятелями зап.-европ. культуры не могли заменить Прокофьеву всё более недостававших ему контактов с Родиной. Поездки в СССР (1927, 1929, 1932) привели его к решению покончить с заруб. обязательствами и окончательно переехать в Москву.

Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов. культуры, не прекращая (до 1938) конц. поездок за границу. Он сотрудничает с сов. режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом.

Сов. период творчества Прокофьева отмечен плодотворными исканиями. Прокофьев воплощает в своих произв. новые идеи и тематику (темы Родины, её истории и др.). Чётче определяются реалистич. и нац.-эпические черты его музыки, богаче становится лирическая линия соч. композитора, органичнее — синтез традиционных тональных и мелодич. средств со стилистич. достижениями музыки 20 в. В годы, предшествующие Великой Отечеств. войне 1941-45, Прокофьев создаёт ряд новых шедевров: 2-й концерт для скрипки с оркестром (1935), балет «Ромео и Джульетта» (1935-36), музыку к фильму «Александр Невский» (1938). Сотрудничество с деятелями т-ра и кино рождает программные соч., отмеченные рельефностью и остротой характеристик, — сюита «Поручик Киже» (1934, на материале одноим. фильма), сюита «Египетские ночи» (1934) из музыки к одноим. спектаклю Камерного т-ра, симф. сказка для детей «Петя и волк» (1936), кантата «Александр Невский» (1938-39). В 1939 Прокофьев создаёт оперу «Семён Котко» в характере нар. бытовой драмы о событиях Гражд. войны на Украине (по повести «Я сын трудового народа» В. П. Катаева), в 1940 — комич. оперу «Обручение в монастыре» («Дуэнья», по Р. Шеридану). Композитор пробует силы и в жанрах массовой сов. песни и кантаты, среди них — монументальная Кантата к 20-летию Октябрьской революции (1936-37), в к-рой используются тексты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, лирико-эпич. кантата «Здравица» (1939) на тексты совр. нар. песен. В кантате «Александр Невский», опере «Семён Котко», 6-й фп. сонате зазвучали мотивы предчувствий грозной воен. бури, свидетельствуя о возросшей социальной чуткости автора. Одной из блистательных кульминаций иск-ва Прокофьева была пост. «Ромео и Джульетты» в Ленингр. т-ре оперы и балета (1940). В музыке балета с её щедрой пленительной мелодикой и шекспировской мощью контрастов Прокофьев подвёл итог своих многолетних исканий муз. реалистич. стиля.

Великая Отечеств. война 1941-45 обострила нац. чувство Прокофьева. Раздумья о судьбах России в тяжкую годину Отечеств. войны приводят композитора к монументальному замыслу патриотич. оперы-эпопеи «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1-я ред. 1941-43), в к-рой скрещиваются две важнейшие линии творчества Прокофьева — лирико-психологическая и эпическая. Прямое воплощение тема войны нашла в симф. сюите «1941 год», в кантате «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» (1942-1943), в ряде песен и маршей. Усилившееся тяготение Прокофьева к нац.-эпической образности проявилось в богатырски величавой 5-й симфонии (1944) и в музыке к фильму «Иван Грозный». Яркими документами тревожного времени стали сонаты для фп. — 6-я (1939-40), 7-я (1939-42) и 8-я (1939-44), в к-рых наряду с драм. конфликтностью образов нашли преломление мотивы рус. эпоса. Композитор проявляет интерес к муз. фольклору народов СССР (2-й струн. квартет на кабардинские темы, 1941; эскизы комич. оперы «Хан Бузай» по мотивам казах. сказок). Своеобразной разрядкой после трагически обострённых эмоций первых воен. лет были прозрачно светлые настроения, воплотившиеся в «неоклассической» сонате для флейты и фп. (1943) и в балете-сказке «Золушка» (1940-44). Тяжёлое заболевание Прокофьева с нач. 1945 ограничило возможности его творч. работы.

В послевоенные годы композитор создал рус. фантастич. балет «Сказ о каменном цветке» (1948-50) по мотивам уральских сказов П. П. Бажова и оперу «Повесть о настоящем человеке» (1947-48) на сюжет одноим. повести Б. Н. Полевого. Душевно чистые образы детства нашли выражение в симф. сюите «Зимний костёр» и оратории нa стихи С. Я. Маршака «На страже мира» (с использованием хора мальчиков и детского голоса соло). В эти же годы Прокофьев осуществляет новые редакции нек-рых своих ранних произв., в т.ч. 4-й симфонии, 5-й сонаты для фп. В ряде последних соч. появились новые для Прокофьева черты — созерцательность, светлое умиротворение (9-я соната для фп., 1947; соната для виолончели и фп., 1949). Особенно яркое выражение они получили в жанрово-лирич. 7-й симфонии (1951-52), ставшей «лебединой песнью» композитора. Вместе с тем такие произв., как 6-я симфония (1945-47), — эпическое напоминание о трагедиях минувшей войны, концерт-симфония для виолончели с оркестром, сказочно-эпическая 1-я соната для скрипки и фп. (1938-46), посв. Д. Ф. Ойстраху, отличаются масштабностью мышления, новизной колористич. и конструктивных решений.

Наряду с Б. Бартоком, П. Хиндемитом, К. Орфом, А. Онеггером, И. Ф. Стравинским и Д. Д. Шостаковичем Прокофьев решительно обновил образный и стилистич. строй муз. иск-ва, не порывая с классич. традициями. Громадное наследие композитора охватывает почтя все муз. жанры — от детских песен до симфоний и кантат. Особенно значительны его достижения в жанрах оперы и балета; здесь Прокофьев неизменно выступал как смелый реформатор, динамизируя и обновляя муз. драматургию. В его операх значит. место занимают основанные на сквозном действии сцены, в к-рых сложное симф. развитие сочетается со стремительным диалогом, броским речитативом, гибко претворяющим речевые интонации.

В сов. период в оперном творчестве Прокофьева возрастает роль вок. кантилены и завершённых муз. форм. Сходная эволюция заметна и в балетах: «скифские» и эксцентрич. мотивы ранних одноактных балетов позднее сменяются углублённостью психологич. содержания, выраженного в масштабных формах большого симфонизированного балета. Чрезвычайно плодотворной была работа Прокофьева в области фп. и симф. музыки. Его 5 концертов для фп. с оркестром, 9 фп. сонат, множество миниатюр для фп. открывают новую страницу в эволюции клавирного стиля.

Композитору присущи тяготение к сухим токкатным звучаниям, к простоте и «обнажённости» фактуры, к чётким, «ударным» звучностям, отказ от фигурационной пышности, свободные переходы от виртуозных нагнетаний к плавной кантилене. Прочно вошли в мировой репертуар 7 симфоний Прокофьева, образность к-рых во многом обусловлена содержанием и стилем его же театр. музыки. На граня симф. и театр. жанров сложился стиль кантатно-ораториальных опусов Прокофьева: ораторски-речевые или распевные приёмы использования хора свободно взаимодействуют в них с ярко характеристической партией оркестра. Новое в кантатах Прокофьева связано с воздействием динамич. образности кино либо со смелыми опытами муз. воплощения документальной прозы (Кантата к 20-летию Октября).

В стилистике Прокофьева, поначалу казавшейся дерзко-нигилистической, преобладает созидательное, творчески-конструктивное начало. В противовес дробности, измельчённости мелоса в модернистском иск-ве он упорно культивирует развёрнутые мелодия, линии, обогащенные свежестью модуляционных сдвигов; вопреки тяготению к разрушению тональности — неизменно утверждает чёткость ладово-функциональных устоев, одноврем. расширяя и усложняя тональную систему.

Гармония Прокофьева основывается на расширенной 12-ступенной звуковой системе. Она отличается многозвучными полиладовыми комплексами и резкими контрастами между «зоной неустоев» и тональными опорами. Примечателен интерес Прокофьева к масштабным, строго классичным конструкциям, к ритмически импульсивной технике остинато, к сочному орк. стилю, основанному на чистых тембрах — то острохарактерных, то мягких и прозрачных.

Творчество Прокофьева преемственно связано с классич. рус. музыкой 19 в. Величавый эпос М. И. Глинки и А. П. Бородина, красочность нар.-фантастич. образов Н. А. Римского-Корсакова, реалистич. характерность и драматизм М. П. Мусоргского нашли в его иск-ве достойное продолжение. Одноврем. с этим мн. черты муз. стиля Прокофьева отразили новое звуко-ощущение человека 20 в.: образная контрастность — от жёсткости до нежнейшего лиризма, ритмич. упругость, лапидарность гармонич. и тембровых эффектов, свобода политональных и полимодальных приёмов. Вместе с И. Ф. Стравинским и Б. Бартоком Прокофьев прокладывал пути совр. интерпретации фольклора.

Мощный динамизм музыки Прокофьева во многом обусловлен бурными социальными потрясениями эпохи. Современники угадывали в его лучших соч. живые отражения событий обеих мировых войн и революц. катаклизмов нач. 20 в. Образы обострённого гротеска, обличительного сарказма, свойственные музыке молодого Прокофьева, были своеобразным отголоском настроений русской интеллигенции в канун Октябрьской революции 1917. По мере возмужания таланта Прокофьева в его иск-ве всё большее значение приобретает тема утверждения новых духовных сил народа, вступившего на путь коренных социально-историч. преобразований. Прокофьев всё явственнее раскрывался как художник социалистич. эпохи: от интуитивного постижения стихии революц. обновления к сознательному воспеванию героики революции, пафоса нар.-освободит. войны, радости созидания. Музыка Прокофьева получила огромную популярность в СССР и за рубежом.

Статистика неоднократно подтверждала, что Прокофьев является одним из самых репертуарных авторов 20 в. Его оперы и балеты постоянно идут во многих сов. и заруб. муз. театрах. По всему миру звучат симф. и фп. пьесы Прокофьева. Сов. кинематографисты экранизировали балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Игрок» и «Любовь к трём апельсинам». Чл. академии «Санта-Чечилия» в Риме (1934), Швед. корол. муз. академии (1947), почётный чл. «Умелецкой беседы» в Праге (1946). Сталинская премия (1943, три — в 1946; 1947, 1951), Ленинская пр. СССР (1957, посмертно, за 7-ю симфонию). Имя Прокофьева присвоено Гос. струн. квартету и муз. школе в Москве.

Основные даты жизни и деятельности:

1891 — 11(23) IV в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губ. (ныне с. Красное Красноармейского района Донецкой обл.) в семье агронома С. А. Прокофьева родился сын Сергей.

1896 — Начало занятий музыкой под рук. матери. Первое соч. — «Индийский галоп» (для фп., записан матерью). 1898. — Гувернантка Луиза Роблен записала ряд фп. пьес юного П.

1900 — Поездка с родителями в Москву. — Посещение Большого т-ра. — Сочинение оперы «Великан» на собств. либр.

1901 — Сочинение оперы «На пустынных островах». — Поездка к родственникам в Калужскую губ.; любительская пост. «Великана» в усадьбе Раевских. — Занятия общеобразовательными предметами под рук. отца.

1902 — Поездка с родителями в Петербург и Москву. — Посещение Мариинского т-ра. — Занятия теорией музыки с С. И. Танеевым и Ю. Н. Померанцевым. — Летом в Сонцовке занятия с Р. М. Глиэром.

1903 — Летом второй приезд Р. М. Глиэра в Сонцовку. — Создание оперы «Пир во время чумы» по А. С. Пушкину и серии фп. миниатюр.

1904 — II. Поездка с матерью в Петербург для поступления в консерваторию. — Консультации у А. К. Глазунова. — Уроки у М. М. Чернова. — Работа над оперой «Ундина» (либр. М. Г. Кильштет). — IX. Экзамен и зачисление в консерваторию в класс композиции А. К. Лядова.

1905 — Участие в коллективном письме студентов в защиту Н. А. Римского-Корсакова, уволенного из консерватории.

1906— Начало дружбы с Н. Я. Мясковским; совместное музицирование. — Посещение авторских вечеров М. Регера; встреча с А. Н. Скрябиным. — Уроки инструментовки у Н. А. Римского-Корсакова.

1907— Посещение «Кружка начинающих композиторов». — Завершение работы над «Ундиной».

1908— Участие в кружке «Вечера современной музыки», сближение с В. Г. Каратыгиным, А. П. Нуроком, В. Ф. Нувелем. — Начало занятий дирижированием с Н. Н. Черепниным. — 18 XII. Дебют П. в 45-м собрании «Вечеров современной музыки» (исп. фп. пьес «Наваждение», «Отчаяние», «Сказка» и др.).

1909 — Исп. симфонии e-moll Придв. оркестром (дир. Г. Варлих). — Окончание консерватории по классу сочинения. — Поступление в класс А. Н. Есиповой (фп.).

1910 — Оркестровые соч. П. — эскиз «Осеннее» и симф. картина «Сны» исп. на ученическом вечере в консерватории. — Опыты в жанре романса и хор. музыки (ор. 7 и 9). — Выступления на «Вечерах современной музыки». — Знакомство с И. Ф. Стравинским.

1911 — Сближение с моск. кружком В. В. Держановского — редактора журн. «Музыка». — Исп. «Снов» и «Осеннего» на летних симф. концертах (дир. К. С. Сараджев, Москва, Сокольнический круг).

1912 — 25 VII. 1-й концерт для фп. с оркестром исполнен автором в моск. Нар. доме (дир. К. С. Сараджев). — Печатные выступления Н. Я. Мясковского в защиту музыки П. на страницах журн. «Музыка».

1913 — 23 VIII. Первое исп. автором 2-го концерта для фп. с оркестром. — Поездка с матерью за границу (Франция, Великобритания, Швейцария). — Встреча с К. Дебюсси в редакции петерб. журн. «Аполлон».

1914 — Окончание консерватории по классу фп. — Поездка в Лондон, посещение «Русских сезонов» С. П. Дягилева; создание по его заказу балета «Ала и Лоллий».

1915 — Поездка в Италию, — Авторские выступления в Риме. — Знакомство с итал. футуристами.

1916 — 16 I. Премьера «Скифской сюиты», созданной на материале балета «Ала и Лоллий». — Включение в репертуар Мариинского т-ра оперы «Игрок». — Авторские выступления в Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. — Начало сотрудничества с изд-вом С. А. Кусевицкого.

1917 — Контакты с В. Э. Мейерхольдом (постановщиком «Игрока»). — Знакомство с М. Горьким. — Восторженная реакция на события Февральской революции. — Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с А. А. Блоком, В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом. — Замысел оперы «Любовь к трём апельсинам» (по совету Мейерхольда).

1918 — Возвращение в Петроград. — Дружеские встречи с В. В. Маяковским (Москва, «Кафе поэтов»). — IV. «Прокофьевская» неделя в Петрограде: исп. Классической симфонии, «Мимолётностей», 3-й и 4-й фп. сонат. — Встреча с наркомом просвещения А. В. Луначарским. — Отъезд за границу по командировке Наркомпроса. — Путешествие через Сибирь и Дальний Восток. — Авторские концерты в Токио и Йокохаме (июнь), Нью-Йорке и Чикаго (окт.-дек.).

1919 — Завершение оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци для Чикагского оперного т-ра. — Конц. поездки по Америке.

1920 — Затруднения с постановкой оперы «Любовь к трём апельсинам» в Чикаго. — Поездка в Париж. — Конц. выступления в Калифорнии и Мексике.

1921 — Исп. «Скифской сюиты» и балета «Сказка о шуте...» в Париже; большой успех. — 16 XII. Первое исп. 3-го концерта для фп. с оркестром в Чикаго. — 30 XII. Премьера оперы «Любовь к трём апельсинам» (там же).

1922 — Переезд в Германию (местечко Этталь в Баварии). — Подготовка к печати серии рукописей (для изд-ва «Edition Musicale Russe»), — Встречи в Берлине с В. В. Маяковским. — Переписка с сов. друзьями (Н. Я. Мясковским, Б. В. Асафьевым, В. В. Держановским). — Женитьба на певице Л. Льюбера.

1923 — Переезд в Париж. — 18 X. Первое исп. 1-го концерта для скрипки с оркестром, его неприятие в модернистских кругах Франции.

1924 — 9 III. Исп. 5-й сонаты для фп. в Париже; неприятие произв. публикой. — Исп. 2-го фп. концерта (2-я ред., 8 V) и кантаты «Семеро их» (29 V).

1925 — 6 VI. Первое исп. 2-й симфонии в концерте С. А. Кусевицкого. — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Кёльне. — Переговоры о конц. поездках в СССР. — Успешные гастрольные турне по Зап. Европе и США.

1926 — пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» в Ленинграде (18 II) и Берлине (9 X). — Встреча с М. Горьким во время гастролей в Италии. — Переговоры с В. З. Мейерхольдом о переработке оперы «Игрок».

1927 — I-III. Пребывание в СССР. — Триумфальный успех авторских концертов П. в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе. — 14 IV. Конц. исп. в Париже фрагментов из оперы «Огненный ангел» под упр. Кусевицкого. — 7 VI. Премьера балета «Стальной скок» в Париже.

1929 — Первые исп. в Париже 3-й симфонии (17 V, дир. П. Монтё) и балета «Блудный сын» (21 V, хореография Дж. Баланчина). — XI. Вторая поездка в Москву; дружеские контакты с В. Э. Мейерхольдом и В. В. Маяковским.

1930 — Трёхмесячное гастрольное турне по США. — Исп. 4-й симфонии в Бостоне (14 XI) и Париже (18 XII).

1931 — Активная конц. деятельность (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Чехословакия).

1932 — 31 X. Первое исп. автором 5-го концерта для фп. с оркестром в Берлине (дир. В. Фуртвенглер). — Приглашение в Москву для занятий по композиции с аспирантами консерватории. — Первое исп. в Париже балета «На Днепре» (т-р «Гранд-Опера», хореограф С. Лифарь) и сонаты для 2 скрипок. — XI. Третья поездка в СССР; решение П. возвратиться на Родину («я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю»).

1933 — Летом отдых на юге Франции в доме видного коммунистич. деятеля Ж. Садуля. — Осень. Начало работы в качестве педагога-консультанта в Моск. консерватории (до 1937).

1934 — Конц. выступления на Украине и в Закавказье. — Отдых на берегу Средиземного моря. — Сотрудничество с моск. Камерным т-ром (музыка к спектаклю «Египетские ночи», пост. А. Я. Таирова).

1935 — IV. Премьера «Египетских ночей» в Камерном т-ре с музыкой П. — XII. Конц. поездка с франц. скрипачом Р. Соэтаном в Испанию и Сев. Африку.

1936 — 2 V. Первое исп. симф. сказки для детей «Петя и волк». — Первые исп. «Русской увертюры» и симф. сюит из «Ромео и Джульетты». — Гастрольная поездка по Зап. Европе и США.

1937 — Замысел кантаты о покорителях Сев. полюса.

1938 — Последнее конц. турне за границей. — Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. — XI. Исп. концерта для виолончели с оркестром на Декаде сов. музыки в Москве. — 1 XII. Выпуск на экраны фильма режиссёра С. М. Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой П. — 30 XII. Премьера балета «Ромео и Джульетта» в г. Брно (Чехословакия).

1939 — Работа в содружестве с В. Э. Мейерхольдом над оперой «Семён Котко». — Создание дополнит. номеров к балету «Ромео и Джульетта» для Ленингр. т-ра оперы и балета. — 17 V. Первое исп. кантаты «Александр Невский». — 21 XII. Первое исп. кантаты «Здравица».

1940 — 11 I. Первая пост. балета «Ромео и Джульетта» в Ленингр. т-ре оперы и балета (балетм. Л. М. Лавровский). — 20 IX. Премьера оперы «Семён Котко» в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского.

1941 — V-VI. Закрытые показы комич. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Моск. оперном т-ре им. К. С. Станиславского. — Главы автобиографии П. опубликованы в журн. «Советская музыка». — Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. — Первые отклики на события Великой Отечеств. войны 1941-45: симф. сюита «1941 год», песни и марши. — Эвакуация в Нальчик. — XI. Переезд в Тбилиси.

1942 — Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над фильмом «Иван Грозный». — IX. Первое исп. 2-го квартета в Москве. — Успешные исп. кантаты «Александр Невский» в Великобритании и США. — Поездка в Москву с остановкой в Семипалатинске (для работы над мушкой к фильму «Партизаны в степях Украины»).

1943 — 18 I. С. Т. Рихтер впервые исп. 7-ю сонату для фп. — II. Замысел казах, комич. оперы «Хан Бузай». — VI. Переезд в Пермь. — X. Возвращение в Москву.

1944 — 21 II. Первое исп. кантаты «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным». — 16 X. Первый показ оперы «Война и мир» (под фп., Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва). — 30 XII. Исп. Э. Г. Гилельсом 8-й сонаты для фп.

1945 — 13 I. Первое исп. 5-й симфонии (последнее дирижёрское выступление П.). — Тяжёлое заболевание (гипертония). — После длительного лечения работа в Доме творчества в Иваново. — 7 VI. Конц. исп. оперы «Война и мир» в Большом зале консерватории (дир. С. А. Самосуд). — 21 XI. Премьера балета «Золушка» в Большом т-ре (балетм. Р. В. Захаров).

1946 — 12 VI. Сценическая премьера оперы «Война и мир» в Ленингр. Малом оперном т-ре (первые 8 картин). — 23 X. Первое исп. сонаты для скрипки и фп. (ор. 80) Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. — 3 XI. пост. оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») в Ленингр. т-ре оперы и балета. — 22 XII. Балет «Ромео и Джульетта» впервые пост. в Большом т-ре.

1947 — Временное улучшение состояния здоровья в результате почти безвыездного пребывания на загородной даче в пос. Николина Гора. — Взлёт творч. активности: завершение 6-й симфонии (первое исп. 11 X, зал Ленингр. филармонии, дир. Е. А. Мравинский), новой редакции 4-й симфонии, а также 9-й фп. сонаты.

1948 — Сближение с дирижёром С. А. Самосудом. — 3 X. Неудачный показ оперы «Повесть о настоящем человеке» в Ленингр. т-ре оперы и балета (закрытый просмотр).

1949 — Тяжёлый рецидив болезни. — Сотрудничество с С. Я. Маршаком (начало работы над симф. сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира»).

1950 — 1 III. Первое исп. сонаты для виолончели и фп. — 19 XII. Первые исп. сюиты «Зимний костёр» и оратории «На страже мира».

1951 — 21 IV. Чествование П. в Союзе композиторов по случаю 60-летия со дня рождения.

1952 — 18 II. Первое исп. симфонии-концерта для виолончели с оркестром. — Присуждение П. персональной пенсии. — Решение об издании избранных сочинений композитора. — Окончание 7-й симфонии (по заказу Всесоюзного радио). — 11 X. Первое исп. 7-й симфонии. — Замысел концерта для двух фп. и струн. оркестра.

1953 — Работа с коллективами Большого т-ра и Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко по подготовке спектаклей балета «Каменный цветок» и оперы «Война и мир». — П. сочинил эскизы Концертино для виолончели с оркестром и сонаты для виолончели соло. — 5 III. Смерть на моск. квартире от кровоизлияния в мозг. — Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Собрания сочинений:

Тома 1-20, Москва, 1955-67.

Литературные сочинения и письма:

А. Станчинский. Эскизы для фортепиано, «Музыка», 1913, No 148; H. Мясковский. Соната No 1 для фортепиано, там же, 1915, No 210; Музыкальные инструменты футуристов, там же, 1915, No 219; (Об «Игроке»), «Вечерние биржевые ведомости», 1916, 12 мая; (Еще об опере «Игрок»), «Вечернее время», 1916, 13 мая; (О самом себе), «The Musical Observer» N. Y., 1918; Париж, весенний сезон 1925, «De Musica», Временник разряда истории и теории музыки, 1925, вып. 1; Беседа с С. Прокофьевым, «Музыка и революция», 1927, No 3; Музыкальная жизнь Парижа, «Советский театр», 1932, No 12; За шесть дней, «Советское искусство», 1933, 20 янв.; О музыке САСШ, там же, 1933, 26 ноября; Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна, «СМ», 1961, No 4; Письма С. С. Прокофьева к В. В. Держановскому, в кн.: Из архивов русских музыкантов, М., 1962; Прокофьев С. С. и Алперс В. В. Переписка, в сб.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962; Последнее письмо С. Прокофьева (фотокопия), «СМ», 1963, No 3; «Моя музыка навсегда останется русской», там же, 1970, No 4; Из эпистолярного наследия, публикация подготовлена И. Мартыновым, там же, 1971, No 4; Автобиография, М., 1973; Переписка (с Н. Я. Мясковским), М., 1977. Литература: Н. Сем, XLV вечер современной музыки (фп. пьесы), «Слово», 1908, 20 дек.; Каратыгин В., Молодые русские композиторы, «Аполлон», 1910, No 12; его же, Петербургский летний сезон, там же, 1913, No 7; его же, Музыка, там же, 1914, No 5; его же, 2-й абонементный концерт Зилоти, «Музыкальный современник», 1915, вып. 5; его же, Концерты Прокофьева, «Наш век», 1918, 6 апр., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Достоевский и музыка, «ЖИ», 1921, 15, 29 нояб., 13 дек., в кн.: Каратыгин В. Г., Избр. статьи, М.-Л., 1965; его же, Новая музыка, «ЖИ», 1924, No 23, то же, в кн.: С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, М., 1961; А, Н., Музыкальный вечер в «Аполлоне», «Аполлон», 1910, No 7; О. В., Концерты в С.-Петербурге. Консерваторский акт, «РМГ», 1914, 1-8 июня; Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Петроградские куранты, ст. 1, 3, 4, 9, 12, «Музыка», 1914, No 203; 1915, No 208-209, 226; 1916, No 249; его же, Первый абонементный концерт Зилоти, «Хроника журнала Музыкальный современник», 1916, No 3; его же, Второй внеабонементный концерт А. Зилоти, там же, 1916, No 5-6; его же, Путь к радости. (О намечающемся в русской музыке новом пути развития), «Новая жизнь», 1917, 26 июля; его же, Предвосхищение будущего, «ЖИ», 1918, 31 окт.; его же, Про композиторов-современников, там же, 1919, 15 янв.; его же, Русская симфоническая музыка за 10 лет, «Музыка и революция», 1927, No 11; его же, Сергей Прокофьев, Л., 1927; его же, За восемь лет, «Современная музыка», 1927, No 19; его же, Прокофьев-исполнитель, «ЖИ», 1927, No 7; его же, К 25-летию музыкальной деятельности Сергея Прокофьева, в кн.: Любовь к трем апельсинам. Опера С. Прокофьева, (Л.), 1934; его же, Три имени. Через прошлое к будущему, «СМ», 1943, No 1, то же, Избр. труды, т. 5, М., 1957; его же, Sergej Prokofev, «Tempo», Praha, 1947, rocnik 19, No 4; то же, «CM», 1958, No 3; (Мясковский H.), Сергей Прокофьев, op. 10. Первый концерт для фортепиано с оркестром, «Музыка», 1914, No 194, то же, в кн.: Н. Я. Мясковский, Статьи, письма, воспоминания, т. 2, М., 1960; Maлков Н., Концерты в Петрограде, «РМГ», 1915, No 5; его же, Прокофьев в Ленинграде, «ЖИ», 1927, No 8; его же (под псевд. Исламей), А. В. Луначарский о творчестве Бетховена и Прокофьева, там же, 1926, No 22, то же, в кн.: Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1971; Жиляев Н., Сергей Прокофьев, «К новым берегам», 1923, No 1; его же, Характерные черты творчества Прокофьева, в кн.: История русской музыки в исследованиях и материалах, т. 1, М., 1924; Сараджев К., Сергей Прокофьев. Концерт для скрипки, ор. 19, «К новым берегам», 1923, No 3; Фейнберг С., О фортепианном стиле С. Прокофьева, там же, 1923, No 1; Беляев В., Возвращение Прокофьева, «ЖИ», 1927, No 6; его же, Сергей Прокофьев. (Творческий и жизненный путь), М., 1932; Богданов-Березовский В., Сергей Прокофьев, «Рабочий и театр», 1927, No 18; Держановский Вл., Увертюра ор. 42 С. Прокофьева, «Современная музыка», 1927, No 19; Кузнецов К., Живой облик Прокофьева, там же, 1927, No 20; Нейгауз Г., Сергей Прокофьев, «Музыка», 1937, No 29; его же, Первая крупная удача, «СМ», 1940, No 10; Hестьев И., Материалы к творческой биографии Прокофьева, «СМ», 1941, No 4; его же, О стиле С. Прокофьева, в сб.: Сов. музыка, вып. 4, М., 1946; его же, Путь Сергея Прокофьева, «СМ», 1953, No 5, то же в кн.: Советская симфоническая музыка, М., 1955; его же, Прокофьев, М., 1957, перераб. и доп. изд. под назв.: Жизнь Сергея Прокофьева, М., 1973; Шлифштейн С., Творчество С. Прокофьева в дни войны, «Информационный сборник», 1944, No 5-6; его же, С. С. Прокофьев. Заметки о творчестве в годы Великой Отечественной войны, в сб.: Сов. музыка, вып. 5, М., 1946; его же, О Прокофьеве — композиторе и человеке, «МЖ», 1961, No 7; его же (сост.), С. С. Прокофьев, Нотографический справочник, М., 1962; его же (сост.), Сергей Прокофьев. (Альбом, М., 1965); его же, Слово о Прокофьеве. К 75-летию со дня рождения, «МЖ», 1966, No 8; Шостакович Д., Советская музыка в дни войны, «Литература и искусство», 1944, 1 апр.; его же, Опера «Война и мир» в концертном исполнении, «Советское искусство», 1945, 12 окт.; его же, Симфония света и радости жизни, «СМ», 1957, Мб; КабалевскийДм., Чудесная дружба, там же, 1961, No 4; Хохловкина A., «Война и мир» Сергея Прокофьева, там же, 1946, No 8-9; К 60-летию С. С. Прокофьева, там же, 1951, No 4; Памяти С. Прокофьева. (Некролог), там же, 1953, No 4; С. С. Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания, (сост., ред., примечания и вступ. статья С. И. Шлифштейна), М., 1956, 1961; Журдан-Моранж Э., Парижский сезон, (пер. с франц. Г. Эдельмана), «СМ», 1957, No 6; Берков В., О гармонии С. Прокофьева, там же, 1958, No 8; Maртынов И. И., Сергей Прокофьев, М., 1958; его же, С. Прокофьев. Жизнь и творчество, М., 1974; Сабинина М., Сергей Прокофьев, (М., 1958); её же, «Семён Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева, М., 1963; её же, «Поручик Ниже» в балете, «СМ», 1963, No 7; Ярустовский Б., Опера и современность. Заметки о стиле некоторых советских опер, там же, 1958, No 4; его же. Прокофьев и театр. Заметки о драматургии, там же, 1961, No 4; Боганова Т., О русских традициях в творчестве Прокофьева, там же, 1959, No 8; её же, О ладовых основах и вариантности строения мелодии в поздних симфониях Прокофьева, в кн.: Труды кафедры теории музыки Моск. гос. консерватории, вып. 1, М., 1960; её же, Национально-русские традиции в музыке С. С. Прокофьева, М., 1961; Гаккель Л., О пианистическом искусстве Прокофьева, «СМ», 1959, No 8; его же, Фортепьянное творчество С. С. Прокофьева, М., 1960; его же, О фортепьянном стиле Прокофьева периода 1914-1918 годов, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Блок В., Об эволюции стиля и о некоторых особенностях творческого метода С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Особенности варьирования в инструментальных произведениях Прокофьева, там же, вып. 3, М., 1965; его же, Утверждение героики, «СМ», 1966, No 11; его же, Основные особенности неимитационной полифонии Прокофьева, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; его же, Виолончельное творчество Прокофьева. Исследование, М., 1973; Левашёв Ю., Музыка балета «Золушка» С. Прокофьева, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963; Запорожец Н. В., Некоторые композиционные особенности творчества С. Прокофьева, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Слонимский Ю., Встречи с Прокофьевым, «МЖ», 1960, No 5; Pайер Ю., Записки балетного дирижера, «СМ», 1960, No 10; Чепелевский С., В мире шахмат, «Шахматы в СССР», 1960, No 12; Дельсон В. Ю., Фортепианные концерты С. Прокофьева, М., 1961; его же, художник мужественный, светлый..., «СМ», 1964, No 8; его же, Самобытный пианист, там же, 1967, No 4; его же. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева, М., 1973; Ермолаев A., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; Караев К., Мысли о Прокофьеве, там же; Самосуде., Вспоминая встречи с С. Прокофьевым, там же; Холопова В., Холопов Ю., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1961; Яунзем И., О Прокофьеве, «СМ», 1961, No 4; её же, Жизнь в песне, там же, 1967, No 12; Мендельсон М., В Алма-Ате, там же, 1962, No 8; её же. Из воспоминаний, там же, 1963, No 3; Орджоникидзе Г. Ш., Фортепианные сонаты Прокофьева, М., 1962; его же, Шекспир и Прокофьев, в сб.: Шекспир и музыка, Л., 1964; Сергей Прокофьев. 1953-1963. Статьи и материалы. (Сост. и ред. И. В. Нестьев и Г. Я. Эдельман), М., 1962, дополн. и перераб., М., 1965; Скорик М., Прокофьев и Шенберг, «СМ», 1962, No 1; его же, Особенности лада музыки Прокофьева, К., 1967; его же, Ладовая система С. Прокофьева, с предисл. Д. Кабалевского, К., 1969; Слонимский С., Черты симфонизма С. Прокофьева, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; его же, Симфонии Прокофьева. Опыт исследования, М.-Л., 1964; Черты стиля Прокофьева. Сб. теоретических статей, (сост., ред. Л. Бергер), М., 1962; Катонова С., Балеты Прокофьева, М., 1962; Арановский М., О некоторых стилевых особенностях лирической мелодики С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; его же, Стилевые черты инструментальной мелодики раннего Прокофьева, там же, вып. 4, М.-Л., 1965; его же, Мир Прокофьева, «МЖ», 1967, No 21; его же, Путь к расцвету, «СМ», 1968, No 4; его же, Мелодика С. Прокофьева. Исследовательские очерки, Л., 1969; Данько Л., Оперы Прокофьева, Л., 1963; Земцовский И., О двух типах трактовки вводного тона в произведениях С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, М., 1963; Рождественский Г., Неизведанный мир, в сб.: Музыка и современность, вып. 2, М., 1963; Roгожина Н., Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева, М.-Л., 1964; её же, Романсы и песни С. С. Прокофьева, М., 1971; Степанов О. Б., Мастерство, достойное восхищения, «СМ», 1964, No 11; его же, О некоторых особенностях музыкальной драматургии оперы С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», в кн.: Труды гос. ин-та им. Гнесиных, вып. 8, М., 1968; его же. Синтез новаторства и традиций. («Любовь к трем апельсинам»), «СМ», 1970, No 6; его же, Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», М., 1972; Бирман С, Встреча с Прокофьевым, «СМ», 1965, No 9; Василенко С., Балеты Прокофьева, М.-Л., 1965; Глиэр Р., Письма к М. Р. Ренквист (о С. С. Прокофьеве), «СМ», 1965, No 10-11; Кремлёв Ю., Эстетические взгляды С. С. Прокофьева. По материалам высказываний, М.-Л., 1966; Леман A., Его музыка живет, «СМ», 1966, No 4; Тер-Мартиросян Т., Некоторые особенности гармонии Прокофьева, Л., 1966; Тюлин Ю., На пути к признанию. Страницы воспоминаний, «МЖ», 1966, No 8; Якубов М., Величайший мелодист XX века, «СМ», 1966, No 4; его же, Полифонические черты мелодики Прокофьева. (Имитационные формы скрытой полифонии), в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Морозов С., Прокофьев, М., 1967 (Жизнь замечательных людей); Холопов Ю., Современные черты гармонии Прокофьева, М., 1967; его же, Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Xолoпова В., О ритмике Прокофьева, там же; её же, Симметрия интервалов в музыке Прокофьева, «СМ», 1972, No 4; Тараканов М., Стиль симфоний Прокофьева. Исследование, М., 1968; Кончаловская Н., Непридуманные рассказы. Праздник в будни, «Москва», 1969, No 11; Киселева Е. И., Полигармония и политональность в творчестве С. Прокофьева, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, M., 1970; Сохoр A., Воплощая ленинскую тему, «СМ», 1970, No 4; Pаисов Ю., Еще раз о политональности, «СМ», 1971, No 4; С. Прокофьев. Статьи и исследования, сост. В. Блок, М., 1972; Eвсеева Т., Сергей Прокофьев — пианист, «МЖ», 1972, No 8; Куницына И. С., Роль имитационной полифонии в драматургии музыкальной формы произведений С. С. Прокофьева, в кн.: Научно-методические записки Уральской консерватории, вып. 7, Свердловск, 1972; Poulenc F., La musique de piano de Prokofieff, в кн.: Musique russe, v. 2, P., 1953 (рус. пер. — Пуленк Ф., Его фортепианная музыка, «СМ», 1968, No 4).

И. В. Нестьев
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

Список сочинений Прокофьева
Оперное творчество Прокофьева
Фортепианное творчество Прокофьева
Фортепианные сонаты Прокофьева
Прокофьев-пианист

реклама

вам может быть интересно

Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты

Персоналии

рекомендуем

смотрите также

Итальянский балет Балет и танец
Трель Термины и понятия
Казахский балет Балет и танец
Канцона Термины и понятия
Штрих Термины и понятия
Эфиопская музыка Национальные культуры
Контратенор (Контртенор) Опера, вокал, пение
Канадский балет Балет и танец
Остинато Термины и понятия
Финская музыка Национальные культуры

Реклама