Немецкий балет

С нач. 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались пышные танцевальные празднества (по образцу итал. и франц.). В Штутгарте были показаны "Балет верных рыцарей" и "Балет Эринии" (1609), гротесковый "Балет лягушек" (1618). В Дрездене при дворе саксонского кюрфюрста ставился "Балет об Орфее и Эвридике" на муз. Шюца (хореограф Г. Мёлих). Затем пост. "Балет о Парисе и Елене" (1650), "Музыкальная опера и балет о действии семи планет" (1678). Мн. нем. князья (особенно во 2-й пол. 17 в.) приглашали франц. и итал. балетмейстеров, композиторов, танцовщиков и музыкантов, однако отдельные театры стремились развивать нац. балетное искусство. В кон. 17 в. наряду с придворным возникает гор. бюргерский балет, берущий начало от мистерий и комедийных представлений ("Гансвурстиад"). В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр. В оперные спектакли вставлялись разл. танцы - крестьянские, аллегорич., гротесковые (танцы чертей, зверей) и др. Особой популярностью пользовались танц. представления "Ярмарка в Гамбурге" и "Гамбургская баталия". Нем. балетные спектакли ставились также в Лейпциге, главным образом во время ярмарок. В сер. 18 в. началась реформа нем. балета. В Германии работал франц. балетмейстер Ж. Ж. Новер. В 1760-67 при герцогском дворе в Штутгарте Новер пост. первые трагич. балеты "Смерть Геркулеса" (1762) и "Медея и Язон" (1763) Родольфа. Примадонной берлинского балета была итал. танцовщица Б. Кампанини. Сюжетный балет постепенно утверждался на нем. сцене. Один из наиболее значит. нем. балетов "Творения Прометея" Бетховена (сценарист и балетм. С. Вигано) впервые был пост. в Вене (1801). В последующие годы крупные нем. композиторы не обращались к балету. Однако К. М. Вебер, Дж. Мейербер, Р. Вагнер включали в свои оперы отдельные балетные номера. Высокого проф. уровня достиг балет Берлинской придворной оперы при балетм. Ф. М. Оге и П. Тальони. Балеты ставились в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Гамбурге, Лейпциге и др. городах. Мн. знаменитые австр. и итал. балерины того времени (М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито и др.) выступали в нем. театрах. В кон. 19 в. большая роль придавалась эффектности сценич. оформления и блестящей технике солистов.

Поиски самостоятельных путей нем. балетного искусства начались в 20 в. Этому способствовал расцвет экспрессивно-пластич. танца, выступления последователей амер. танцовщицы А. Дункан, которая в 1904 открыла в Берлине свою школу. Т. н. "выразительный танец", "пластический танец", или "новый художественный танец" (наз. иногда также "немецким художественным танцем" и танцем модерн), был доведён до совершенства балетм. Р. фон Лабаном, М. Вигман, Х. Кройцбергом, Г. Палуккой и др. Творч. искания и эксперименты Лабана, крупнейшего нем. исследователя и теоретика танца, легли в основу разл. танц. школ, получивших распространение в Германии и др. странах. Одним из направлений нем. балета 20-30-х гг. 20 в. был экспрессионизм, важнейшими представителями которого были К. Йосс и М. Терпис. Большой успех имели пост. Йосса - антивоенный балет "Зелёный стол" Коэна и "Большой город" Тансмана (оба - 1932) и др. В то же время наблюдались попытки обновить балет на основе классич. традиций. Г. Крёллер - один из немногих нем. хореографов, которые остались в 20-х гг. верными классич. традициям.

После установления фаш. диктатуры (1933) многие крупнейшие балетные деятели покинули Германию. Йосс эмигрировал со своей труппой в Англию (создал балетную школу, гастролировал во мн. странах Европы и Америки). В 1933 Б. Брехт, композитор К. Вейль и хореограф Дж. Баланчин пост. в Театре Елисейских полей (Париж) балет "Семь смертных грехов мещанина". Ж. Вейдт также эмигрировал в Париж и организовал там балетную труппу. В эти годы в Германии господствовало поверхностно-развлекательное искусство, в то же время некоторые композиторы стремились к созданию гуманистических произв.: "Праздник в Дельфте" Рейтера (1937), "Жоан из Цариссы" Эгка (1940), "Любовники из Вероны" (1942) и "Путина в Штралау" (1936) Шписа. В пост. этих балетов проявлялась всё более тесная связь между классич. и экспрессивно-пластич. танцем. После разгрома фашизма во 2-й мировой войне 1939-45 и образования ФРГ и ГДР балет в этих странах развивался каждый своим путём. См. Германской Демократической Республики балет и Федеративной Республики Германии балет.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Экспромт Музыкальные жанры
Сирийская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Лезгинка Музыкальные жанры
Угандийская музыка Национальные культуры
Каватина Термины и понятия
Аллилуйя Церковная музыка
Венесуэльский балет Балет и танец
Марокканская музыка Национальные культуры
Металлофоны Музыкальные инструменты
Бриндизи Опера, вокал, пение
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 6244
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть