Немецкий балет

С нач. 17 в. при княжеских и герцогских дворах устраивались пышные танцевальные празднества (по образцу итал. и франц.). В Штутгарте были показаны "Балет верных рыцарей" и "Балет Эринии" (1609), гротесковый "Балет лягушек" (1618). В Дрездене при дворе саксонского кюрфюрста ставился "Балет об Орфее и Эвридике" на муз. Шюца (хореограф Г. Мёлих). Затем пост. "Балет о Парисе и Елене" (1650), "Музыкальная опера и балет о действии семи планет" (1678). Мн. нем. князья (особенно во 2-й пол. 17 в.) приглашали франц. и итал. балетмейстеров, композиторов, танцовщиков и музыкантов, однако отдельные театры стремились развивать нац. балетное искусство. В кон. 17 в. наряду с придворным возникает гор. бюргерский балет, берущий начало от мистерий и комедийных представлений ("Гансвурстиад"). В 1678 в Гамбурге был создан первый в Германии общедоступный постоянный оперный театр. В оперные спектакли вставлялись разл. танцы - крестьянские, аллегорич., гротесковые (танцы чертей, зверей) и др. Особой популярностью пользовались танц. представления "Ярмарка в Гамбурге" и "Гамбургская баталия". Нем. балетные спектакли ставились также в Лейпциге, главным образом во время ярмарок. В сер. 18 в. началась реформа нем. балета. В Германии работал франц. балетмейстер Ж. Ж. Новер. В 1760-67 при герцогском дворе в Штутгарте Новер пост. первые трагич. балеты "Смерть Геркулеса" (1762) и "Медея и Язон" (1763) Родольфа. Примадонной берлинского балета была итал. танцовщица Б. Кампанини. Сюжетный балет постепенно утверждался на нем. сцене. Один из наиболее значит. нем. балетов "Творения Прометея" Бетховена (сценарист и балетм. С. Вигано) впервые был пост. в Вене (1801). В последующие годы крупные нем. композиторы не обращались к балету. Однако К. М. Вебер, Дж. Мейербер, Р. Вагнер включали в свои оперы отдельные балетные номера. Высокого проф. уровня достиг балет Берлинской придворной оперы при балетм. Ф. М. Оге и П. Тальони. Балеты ставились в Берлине, Дрездене, Мюнхене, Гамбурге, Лейпциге и др. городах. Мн. знаменитые австр. и итал. балерины того времени (М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито и др.) выступали в нем. театрах. В кон. 19 в. большая роль придавалась эффектности сценич. оформления и блестящей технике солистов.

Поиски самостоятельных путей нем. балетного искусства начались в 20 в. Этому способствовал расцвет экспрессивно-пластич. танца, выступления последователей амер. танцовщицы А. Дункан, которая в 1904 открыла в Берлине свою школу. Т. н. "выразительный танец", "пластический танец", или "новый художественный танец" (наз. иногда также "немецким художественным танцем" и танцем модерн), был доведён до совершенства балетм. Р. фон Лабаном, М. Вигман, Х. Кройцбергом, Г. Палуккой и др. Творч. искания и эксперименты Лабана, крупнейшего нем. исследователя и теоретика танца, легли в основу разл. танц. школ, получивших распространение в Германии и др. странах. Одним из направлений нем. балета 20-30-х гг. 20 в. был экспрессионизм, важнейшими представителями которого были К. Йосс и М. Терпис. Большой успех имели пост. Йосса - антивоенный балет "Зелёный стол" Коэна и "Большой город" Тансмана (оба - 1932) и др. В то же время наблюдались попытки обновить балет на основе классич. традиций. Г. Крёллер - один из немногих нем. хореографов, которые остались в 20-х гг. верными классич. традициям.

После установления фаш. диктатуры (1933) многие крупнейшие балетные деятели покинули Германию. Йосс эмигрировал со своей труппой в Англию (создал балетную школу, гастролировал во мн. странах Европы и Америки). В 1933 Б. Брехт, композитор К. Вейль и хореограф Дж. Баланчин пост. в Театре Елисейских полей (Париж) балет "Семь смертных грехов мещанина". Ж. Вейдт также эмигрировал в Париж и организовал там балетную труппу. В эти годы в Германии господствовало поверхностно-развлекательное искусство, в то же время некоторые композиторы стремились к созданию гуманистических произв.: "Праздник в Дельфте" Рейтера (1937), "Жоан из Цариссы" Эгка (1940), "Любовники из Вероны" (1942) и "Путина в Штралау" (1936) Шписа. В пост. этих балетов проявлялась всё более тесная связь между классич. и экспрессивно-пластич. танцем. После разгрома фашизма во 2-й мировой войне 1939-45 и образования ФРГ и ГДР балет в этих странах развивался каждый своим путём. См. Германской Демократической Республики балет и Федеративной Республики Германии балет.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Тетралогия Термины и понятия
Датская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Сирийская музыка Национальные культуры
Хота Музыкальные жанры
Шумовое оформление Термины и понятия
Чембало Музыкальные инструменты
Туркменская музыка Национальные культуры
Нотный стан Термины и понятия
Зурна Музыкальные инструменты
Гиджак Музыкальные инструменты
Балетоман Балет и танец

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3974
добавлено: 14.07.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть