Йорг Демус

Jörg Demus

Йорг Демус / Jörg Demus

Артистическая биография Демуса во многом сходна с биографией его друга Пауля Бадура-Скоды: они ровесники, росли и воспитывались в Вене, окончили здесь Музыкальную академию, одновременно начали концертировать; оба любят и умеют играть в ансамблях и вот уже четверть века составляют один из популярных во всем мире фортепианных дуэтов. Много общего и в их исполнительском стиле, отмеченном уравновешенностью, культурой звука, вниманием к деталям и стилистической выверенностью игры, то есть характерными чертами современной венской школы. Наконец, сближают двух музыкантов и репертуарные склонности - оба отдают явное предпочтение венской классике, настойчиво и последовательно пропагандируют ее.

Но есть и различия. Бадура-Скода несколько раньше завоевал известность, причем, известность эта базируется прежде всего на его сольных концертах и выступлениях с оркестрами во всех крупнейших центрах мира, а также на педагогической деятельности и музыковедческих трудах. Демус концертирует не так широко и интенсивно (хотя тоже объездил весь мир), не пишет книг (хотя ему принадлежат интереснейшие аннотации ко многим записям и изданиям). Его репутация зиждется в первую очередь на самобытном подходе к интерпретаторским проблемам и на активной деятельности ансамблиста: помимо участия в фортепианном дуэте, он завоевал славу одного из лучших аккомпаниаторов мира, выступал со всеми крупнейшими инструменталистами и певцами Европы, систематически сопровождает концерты Дитриха Фишера-Дискау.

Все сказанное отнюдь не значит, что Демус не заслуживает внимания просто как пианист-солист. Еще в 1960 году, когда артист выступил в США, рецензент журнала "Мюзикал Америка" Джон Ардойн писал: "Сказать, что игра Демуса была солидной и значительной, вовсе не значит принизить его достоинства. Просто это объясняет, почему она оставила ощущение скорее тепла и удобства, чем подъема. В его интерпретациях не было ничего причудливого или экзотического, и никаких фокусов. Музыка лилась свободно и легко, самым естественным образом. А этого, кстати говоря, вовсе не легко достичь. Это требует большой доли самоконтроля и опыта, которыми и обладает артист".

Демус - до мозга костей венец, и его интересы сосредоточены почти исключительно на австрийской и немецкой музыке. Причем, в отличие от Бадура-Скоды, центр тяжести приходится не на классиков (которых Демус играет много и охотно), но на романтиков. Еще в 50-х годах его признали выдающимся интерпретатором музыки Шуберта и Шумана. Позднее программы его концертов состояли почти исключительно из произведений Бетховена, Брамса, Шуберта и Шумана, хотя иногда в них встречались также Бах, Гайдн, Моцарт, Мендельсон. Еще одна область, привлекающая внимание артиста,- музыка Дебюсси. Так, в 1962 году он удивил многих своих почитателей, записав "Детский уголок". Десять лет спустя неожиданно для многих вышло в записи Демуса полное собрание - на восьми пластинках - фортепианных сочинений Дебюсси. Здесь далеко не все равноценно, не всегда хватает пианисту необходимой легкости, полета фантазии, но многое, по мнению специалистов, "благодаря полноте звучания, теплоте и изобретательности, достойно встать в один ряд с лучшими интерпретациями Дебюсси". И все же австро-немецкая классика и романтика остаются основной сферой творческих поисков талантливого артиста.

Особый интерес вызывают, начиная с 60-х годов, его записи произведений венских мастеров, сделанные на роялях, относящихся к их эпохе, причем, как правило, в старинных дворцах и замках с акустикой, помогающей воссоздать атмосферу первозданности. Появление первых же пластинок с произведениями Шуберта (самого, пожалуй, близкого Демусу автора) критика встретила восторженно. "Звук поразителен - музыка Шуберта становится сдержаннее и тем не менее красочнее, и, несомненно, эти записи чрезвычайно поучительны",- писал один из рецензентов. "Самое большое преимущество его шумановских интерпретаций - их утонченная поэзия. Она отражает внутреннюю близость пианиста к миру чувств композитора и всей немецкой романтики, который он передает здесь, нисколько не теряя своего лица",- отмечал Э. Кроэр. А после появления пластинки с ранними сочинениями Бетховена в прессе можно было прочесть и такие строки: "В лице Демуса мы нашли исполнителя, чья плавная, полная раздумий игра оставляет исключительное впечатление. Так, судя по воспоминаниям современников, мог бы играть свои сонаты сам Бетховен".

С тех пор Демус записал на пластинки (как самостоятельно, так и в дуэте с Бадура-Скодой) десятки разнообразных произведений, используя при этом все доступные ему инструменты из музеев и частных собраний. Под его пальцами наследие венских классиков и романтиков предстало в новом свете, тем более что значительную часть записей составляют редко исполняемые и мало известные сочинения. В 1977 году он, вторым из пианистов (после Э. Ней), был удостоен высшей награды Бетховенского общества в Вене - так называемого "Бетховенского кольца".

Однако справедливость требует отметить, что его многочисленные пластинки отнюдь не вызывают единодушного восторга, и чем дальше, тем чаще слышны и нотки разочарования. Все, конечно, отдают должное мастерству пианиста, отмечают, что он способен проявить экспрессивность и романтическую полетность, как бы возмещая суховатость и отсутствие настоящей кантилены у старых инструментов; бесспорны поэтичность, тонкая музыкальность его игры. И все же многие согласны и с претензиями, высказанными недавно критиком П. Косее: "Записывающая деятельность Йорга Демуса заключает в себе нечто калейдоскопическое и тревожное: чуть ли не все маленькие и большие фирмы издают его пластинки, двойные альбомы и объемистые кассеты, репертуар простирается от дидактических педагогических пьес до поздних сонат Бетховена и концертов Моцарта, исполняемых на молоточковых фортепиано. Все это несколько пестро; тревога же возникает, когда обращаешь внимание на средний уровень этих записей. День содержит всего 24 часа, даже такому одаренному музыканту едва ли под силу с равной ответственностью и отдачей подходить к своей работе, производя на свет пластинку за пластинкой". Действительно, подчас - особенно за последние годы - на результатах работы Демуса отрицательно сказываются излишняя поспешность, неразборчивость в выборе репертуара, несоответствие возможностей инструментов и характера исполняемой музыки; нарочито непритязательный, "разговорный" стиль интерпретации ведет иногда к нарушению внутренней логики классических произведений.

Многие музыкальные критики справедливо советуют Йоргу Демусу расширить концертную деятельность, тщательнее "обыгрывать" свои трактовки и лишь после этого фиксировать их на пластинку.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.12.1928

Профессия

пианист

Страна

Австрия

просмотры: 2196
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть