Шопен. Болеро

Boléro, Op. 19

Композитор
Год создания
1833
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Болеро ор. 19 (сочинено в 1833 году, опубликовано в 1834 году) — весьма любопытная попытка Шопена писать в испанском духе. Некоторые (например, Никс, Биду) совершенно отрицают испанский характер болеро Шопена, называя его „переодетым" полонезом. Другие (например, Яхимецкий) считают, что Шопен в своем болеро схватил суть испанской музыки („Какая душистая мелодия, и как страстно поет влюбленный голос под нервический аккомпанемент цитры! Не слышите ли звуков кастаньет, не охватывает ли вас горячее дыхание южной ночи?" — писал о болеро Шопена Н. Ф. Христианович.). На наш взгляд, в Piu lento и в начале Allegro vivace действительно слышатся отзвуки ритмов и интонаций испанского фольклора. Однако Risoluto A-dur и другие разделы болеро можно лишь с очень большой натяжкой назвать „испанскими" (так, скажем, такты 9-12 Risoluto разительно напоминают мелодику мазурки ор. 24 № 4).

Замысел болеро с его драматическими перипетиями и триумфально-праздничной развязкой намечает некоторые новые тенденции творчества Шопена, продолжая одновременно традиции финала концерта f-moll. Тональный план болеро (С—а—А—As—а—А) явственно тоничен. (Что касается фрагмента As, то эта тональность — типичное следствие плагального энгармонизма, согласно которому доминантсептаккорд A-dur равен терцквартаккорду второй ступени As-dur (с повышенными основным тоном и терцией и пониженной квинтой).)

Отметим ряд моментов. Прежде всего — вступление, где развитие доминанты (с первых же трех тактов пустых октав соль) служит как бы подготовкой слушателя к самому „рассказу" (см. позднее вступления четвертой баллады и баркаролы). Затем: начало Piu lento с его остинатными басами, синкопами и имитацией гитарного аккомпанемента; хроматические внетональные обыгрывания в конце Piu lento; плагальные обороты (столь свойственные Шопену, что не хочется их каждый раз отмечать) и остинатные басы в Allegro vivace. Кстати сказать, вряд ли можно сомневаться, что вступление болеро повлияло на Дебюсси (см., например, начало прелюда из фортепианной сюиты Дебюсси „Прелюд, сарабанда и токката").

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Глазунов. Струнный квартет No. 4 Камерные и инструментальные

Словарные статьи

Болеро 12.01.2011 в 22:22

рекомендуем

смотрите также

Реклама