Четвертитоновая система

Четвертитоновая система, четвертитоновая музыка

нем. Vierteltonmusik, англ. quarter-tone music, франц. musique en quarts de ton, итал. musica a quarti di tono

Наиболее распространённый вид микрохроматики, звуковая (интервальная) система, гамма к-рой состоит из звуков, расположенных по четвертитонам. Октава в Ч. с. включает 24 звукоступени (по определению М. В. Матюшина, "Система удвоенного хроматизма"). К специфич. интервалам Ч. с., помимо простых четвертитонов, относятся производные (составные) микроинтервалы - 3/4 тона, 5/4 тона, 7/4 тона и т. д. При нотировании микротонов Ч. с. используются специальные знаки (см. таблицу).

Встречаются также особые ключи:

image

("высокий ключ") - исполнение одного из разделов пьесы на 1/4 тона выше,

image

("низкий ключ") - 1/4 тона ниже. Наиболее распространённые типы трактовки Ч. с.: мелизматическая (микротоны как мелодич. украшение, опевание осн. устоев), ступенная (микротоны как самостоятельные и равноправные ступени системы), сонорная (микротоны как часть темброзвуковых комплексов, используемых в качестве самостоят. мелких единств; см. Соноризм).

Элементы Ч. с. первоначально развились в муз. практике и были осознаны теоретически ещё в древности в качестве микроинтервалов энармонич. рода (см. Энармоника). Четвертитоны трактовались в мелодии преим. мелизматически. (Образец др.-греч. "энбрмона" см. в ст. Мелодия) Интервалы Ч. с. применяются в традиционной музыке ряда вост. народов (арабов, турок, иранцев).

В эпоху средневековья элементы Ч. с. изредка встречаются как отголосок антич. энармоники. Попытки перенесения греч. ладов (и родов) в совр. практику привели нек-рых музыкантов 16-17 вв. к использованию четвертитонов (в мелизматич. трактовке, см. таблицу, а также в ступенной, см. пример в колонке 524). Канун 20 в. ознаменовался новой волной интереса к Ч. с. и к микрохроматике вообще (в числе первых - опыты А. Й. Грусса). В 1892 вышла книга Г. А. Беренс-Зенегальдена о Ч. с. (трактуемой уже в новейшем смысле, как 24-ступенная система), в к-рой предлагался и соответствующий инструмент ("achromatisches Klavier"), в 1898 Дж. Фулдсом был сочинён четвертитоновый струнный квартет. В 1900-1910-е гг. к Ч. с. обратились композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, И. А. Вышнеградский, Ч. Айвс и др. Особенно последовательно разрабатывал Ч. с. чеш. композитор и теоретик А. Хаба. В это же время появились первые работы о Ч. с. в России (М. В. Матюшин, А. С. Лурье). В 20-е гг. 20 в. Ч. с. изучалась и творчески осваивалась сов. композиторами и теоретиками (соч. Г. М. Римского-Корсакова, А. А. Кенеля, Н. А. Малаховского; теоретич. работы Г. М. Римского-Корсакова, В. М. Беляева, А. М. Авраамова и др.). Разнообразное применение Ч. с. получила после 2-й мировой войны 1939-45: в рамках совр. хроматич. тональности (12 полутонов образуют своего рода "диатонику" в отношении к четвертитонам), в т. н. свободной атональности, в связи с серийностью, в особенности при сонорной трактовке ресурсов Ч. с. К ней обращались П. Булез, М. Кагель, С. Буссотти, А. Циммерман, ряд советских композиторов. Образец Ч. с. (сонорно окрашенное звучание струнных инструментов с выразительным эффектом нежных вздохов):

Э. В. Денисов. Трио для скрипки, виолончели и фп., 1-я часть, такты 28-29.

Литература: Матюшин М. В., Руководство к изучению четвертей тона для скрипки,..., 1915; Лурье A., К музыке высшего хроматизма, в сб.: "Стрелец", П., 1915; Беляев В. М., Четвертитонная музыка, "Жизнь искусства", 1925, No 18; Римский-Корсаков Г. М., Обоснование четвертитоновой музыкальной системы, "De musica", сб. 1, Л., 1925; Капелюш Б. Н., Архивы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, в кн.: Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год, Л., 1976; Vicentino N., Lantica musica ridotta alla moderna prattica, Roma, 1555, факсим. изд., Kassel, 1959; Behrens-Senegalden G. A., Die Vierteltцne in der Musik, В., 1892; Wellek A., Viertelton und Fortschritt, "NZfM", 1925, Jahrg. 92; Wyschnegradsky I., Quartertonal music..., "Pro Musica Quarterly", 1927; его же, Manuel dharmonie a quarts de ton, P., (1932); Haba A., Flьgel und Klavier der Vierteltonmusik, "Die Musik", 1928, Jahrg. 21, H. 3; eго же, Mein Weg zur Viertel- und Sechstelton-Musik, Dьsseldorf, 1971; Schneider S., Mikrotцne in der Musik des 20. Jahrhunderts, Bonn, 1975; Gоjоwy D., Neue sowjetische Musik der 20-en Jahre, (Laaber), 1980; Ludvovб J., Anton Joseph Gruss (1816-1893) a jeho ctvrttуny, "Hudebnн veda", 1980, No 2.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Тарантелла Музыкальные жанры
Сирийская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Металлофоны Музыкальные инструменты
Пунктирный ритм Термины и понятия
Трубадур Национальные культуры
Акустика музыкальная Термины и понятия
Куранты Музыкальные инструменты
Чехословацкая музыка Национальные культуры
Македонская музыка Национальные культуры
Четвертитоновая система Термины и понятия
Эхо Термины и понятия
Чеченская и ингушская музыка Национальные культуры

Реклама



Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 6477
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть