Александр Абрамович Чернов

Alexander Chernov

Александр Абрамович Чернов / Alexander Chernov

Чернов — ленинградский композитор, музыковед, педагог и лектор. Его отличительные черты — многогранность и широта интересов, внимание к различным музыкальным жанрам, стремление к современной тематике.

Александр Абрамович Пэн (Чернов) родился 7 ноября 1917 года в Петрограде. Сочинять музыку он начал в середине 30-х годов, когда поступил в Музыкальный техникум при Ленинградской консерватории, но тогда еще он не избрал музыку окончательно своей профессией. В 1939 году Пэн окончил химический факультет Ленинградского университета и стал работать по этой специальности, а через несколько месяцев был призван в армию. Шесть лет военной службы он провел на Дальнем Востоке, осенью 1945 года был демобилизован и вернулся в Ленинград. В 1950 году Пэн окончил Ленинградскую консерваторию (классы композиции М. Штейнберга, Б. Арапова и В. Волошинова). С этого времени начинается разнообразная музыкальная деятельность Пэна, взявшего в качестве композиторского псевдонима фамилию Чернов в память своего тестя М. Чернова, известного ленинградского композитора и педагога.

Чернов обращается в своем творчестве к разным музыкальным жанрам, ярко проявляет себя как музыковед, автор книг и статей о музыке, как талантливый лектор и педагог. К жанру оперетты композитор обращался дважды в 1953—1960 годах («Улица белых ночей» и — совместно с А. Петровым — «Жили три студента»).

Жизненный путь А. А. Пэна (Чернова) оборвался 5 мая 1971 года. В списке созданного за двадцать пять лет творческой деятельности, кроме упомянутых оперетт, — симфоническая поэма «Данко», опера «Первые радости», вокальный цикл на стихи Превера, балеты «Икар», «Овод», «Оптимистическая трагедия» и «Так решили в ауле» (два последних — в соавторстве с Г. Хунгером), песни, пьесы для эстрадного оркестра, музыка к спектаклям и кинофильмам, книги — «И. Дунаевский», «Как слушать музыку», главы в учебнике «Музыкальная форма», «О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе» (в соавторстве с Бяликом), статьи в журналах и газетах и пр.

Л. Михеева, А. Орелович


Андрей Петров об Александре Чернове

В первые послевоенные годы я занимался в Ленинградском музыкальном училище им. Н.А.Римского-Корсакова. Помимо сольфеджио и гармонии, теории и истории музыки мы проходили общеобразовательные предметы: литературу, алгебру, иностранный язык...

Курс физики к нам пришёл читать молодой, очень обаятельный человек. Насмешливо поглядывая на нас — будущих композиторов, скрипачей, пианистов, — он увлекательно рассказывал об Эйнштейне, о нейтронах и протонах, стремительно чертил на доске формулы и, не особенно надеясь на нашу понятливость, для большей убедительности своих объяснений забавно перемешал физические термины с музыкальными.

Потом я увидел его на эстраде Малого зала консерватории, смущенно раскланивающегося после исполнения своей симфонической поэмы «Данко» — юношески романтического и очень эмоционального сочинения. А затем, как и все присутствующие в тот день, я был захвачен его страстным выступлением на студенческой дискуссии о долге молодого советского музыканта. Это был Александр Чернов.

Первое впечатление о нём, как о человеке разносторонне и ярко проявляющем себя во многих областях, оказалось отнюдь не случайным.

Есть музыканты, сконцентрировавшие свой талант, свои усилия в одной сфере деятельности, одном жанре творчества, последовательно и упорно разрабатывающие какой-либо один пласт музыкального искусства. Но есть и такие музыканты, которые стремятся проявить себя в самых разных областях и жанрах, во всём том, что в конечном итоге и составляет понятие музыкальной культуры. Этот тип музыканта-универсала весьма характерен для нашего века — века открытой и острой борьбы эстетических позиций, века особо развитых музыкантских и слушательских контактов. Такой композитор — не только автор музыки, но и пропагандист, и критик, и лектор, и педагог.

Роль подобных музыкантов и величие содеянного ими можно понять, лишь только оценивая их труды в совокупности. Талантливые сочинения в различных музыкальных жанрах, умные, увлекательные книги, блестящие выступления по радио и телевидению, на композиторских пленумах и международных, симпозиумах — вот итог, по которому можно судить о том, что успел сделать за свою короткую жизнь музыканта Александр Чернов.

Сегодня вряд ли нужно пытаться определить, в какой из областей он сделал больше: в композиторском творчестве, в публицистике или в музыкально-просветительской деятельности. Тем более что даже самые выдающиеся устные выступления музыкантов, подобно песням Орфея, остаются в памяти только слышавших их. Сегодня перед нами его сочинения: опера, балеты, симфоническая поэма, вокальный цикл, вызванные к жизни дилогией Федпна и вечно современной легендой об Икаре, «Оводом» Войнич, антифашистскими романами Ремарка и философской лирикой Превера. И здесь же книги «Как слушать музыку», «О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе», оставшаяся неоконченной «К спорам о современной музыке». Во всём этом воплотились и наиболее волнующие сегодня наше сердце художественные темы, образы, и постоянно занимающие наш ум музыкально-эстетические проблемы. Чернов был музыкантом ярко выраженного интеллектуального типа. Это проявилось и в его музыкальной публицистике, отличающейся глубиной и остротой мышления, и в композиторском творчестве, где он постоянно обращался к большой литературе философского плана. Его идеи и замыслы были всегда счастливыми находками, неизменно неся в себе свежесть и глубокий смысл. Своей творческой практикой он словно подтверждал слова Пушкина о том, что удачный замысел — это половина успеха.

И в жизни, и в творчестве этому музыканту было чуждо затворничество. Он был предельно общителен и жадно тянулся к людям. Он постоянно работал в их окружении и стремился к таким музыкальным областям и жанрам, где мог рассчитывать на максимальную возможность человеческого общения: много писал для театра и кино, выступал с лекциями, участвовал в различных дискуссиях.

В совместных поисках, обсуждениях, спорах Чернов загорался и увлекался. Словно аккумулятор, он «заряжался» от общения с режиссёрами и поэтами, актёрами и певцами. И наверное, этим можно объяснить и то, что несколько раз — в балете «Икар», в оперетте «Жили три студента», в книге «О легкой музыке, о джазе, о хорошем вкусе» — он выступил в соавторстве со своими друзьями.

Его интересовало всё, что занимает и будоражит интеллектуальный мир современного человека. И не только в музыке. Он был информирован о новейших достижениях физики, великолепно разбирался в литературе (сам сделал превосходное либретто для своей оперы по роману К. Федина), глубоко интересовался проблемами современного кинематографа.

Чернов очень чутко следил да барометром столь бурной и переменчивой нашей музыкальной жизни. Его всегда глубоко волновали запросы и вкусы любителей музыки, и особенно молодёжи. Из огромного количества самых различных музыкальных явлений и течений он старался использовать и применить всё, что считал, как советский музыкант, важным и необходимым для себя и своих слушателей. Он писал квартетную музыку и песни, серьёзно интересовался джазом и фольклором «бардов», а в своей последней партитуре — балете «Икар» — использовал некоторые приёмы серийной техники.

Александр Чернов — ровесник Октября, и годы становления, мужания нашей страны не могли не сказаться на формировании его гражданского и музыкантского облика. Его детство совпало с годами первых пятилеток, молодость — с войной. Он начал самостоятельную жизнь музыканта только в начале 50-х годов, и всё, что он успел сделать, сделал лишь за два десятилетия. И всё это отмечено печатью ума, таланта и творческой увлечённости. В своих сочинениях Чернов больше всего лирик. Его музыка очень романтична, её образы рельефны и выразительны. Многие его сочинения овеяны какой-то легкой грустью,— казалось, он чувствовал недолговечность дней своих. Многого он так и не успел совершить. Думал о симфонии, хотел написать ещё одну оперу, мечтал о симфонической поэме, посвящённой Курчатову.

Его последним, лишь только начатым сочинением был романс на стихи А. Блока.

...И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придёт назад.

Романс этот должен был стать лебединой песней Александра Чернова. Но остались лишь стихи... Они звучат как светлая эпитафия умному и талантливому музыканту.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Джошуа Белл Инструменталисты
Жюль Барбье Писатели
Карл Миллёкер Композиторы
Луи Дюпре Танцовщики
Жан Франсе Композиторы

Реклама

Дата рождения

07.11.1917

Дата смерти

05.05.1971

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 899
добавлено: 14.08.2016



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть