Альфредо Казелла

Alfredo Casella

Альфредо Казелла / Alfredo Casella

Итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный писатель. Родился в семье музыкантов (отец был виолончелистом, преподавателем Музыкального лицея в Турине, мать — пианисткой). Учился в Турине у Ф. Буфалетти (фортепиано) и Дж. Краверо (гармония), с 1896 — в Парижской консерватории у Л. Дьемера (фортепиано), К. Леру (гармония) и Г. Форе (композиция).

Музыкальную деятельность начал в качестве пианиста и дирижёра. Гастролировал во многих европейских странах (в России — в 1907, 1909, в СССР — в 1926 и 1935). В 1906-09 участник (играл на клавесине) ансамбля старинных инструментов А. Казадезюса. В 1912 сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «L’Homme libre». В 1915-22 преподавал в римском музыкальном лицее «Санта-Чечилия» (класс фортепиано), с 1933 — в академии «Санта-Чечилия» (курс усовершенствования игры на фортепиано), а также в академии «Киджана» в Сиене (руководитель кафедры фортепиано).

Продолжая концертную деятельность (пианист, дирижёр, в 30-е гг. участник Итальянского трио), Казелла пропагандировал современную европейскую музыку. В 1917 основал в Риме Национальное музыкальное общество, преобразованное затем в Итальянское общество современной музыки (1919), а с 1923 в Корпорацию новой музыки (секция Международного общества современной музыки).

В раннем периоде творчества испытал влияние Р. Штрауса и Г. Малера. В 20-е гг. перешёл на позиции неоклассицизма, соединяя в своих произведениях современную технику и старинные формы («Скарлаттиана» для фортепиано и 32 струнных, ор. 44, 1926). Автор опер, балетов, симфоний; своими многочисленными фортепианными транскрипциями Казелла способствовал возрождению интереса к старинной итальянской музыке. Принимал активное участие в издании классического репертуара пианистов (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен).

Казелле принадлежат музыковедческие работы, в т.ч. очерк об эволюции каданса, монографии об И. Ф. Стравинском, И. С. Бахе и др. Редактор множества классических фортепианных произведений.

С 1952 в Неаполе проводится Международный конкурс пианистов им. А. Казеллы (один раз в 2 года).

C. M. Грищенко


Сочинения:

оперы — Женщина-змея (La donna serpente, по сказке К. Гоцци, 1928-31, пост. 1932, т-р «Опера», Рим), Сказание об Орфее (La favola d’Orfeo, по А. Полициано, 1932, т-р Гольдони, Венеция), Пустыня искушения (Il deserto tentato, мистерия, 1937, т-р «Комунале», Флоренция); балеты — хореография, комедия Монастырь над водой (Le couvent sur l’eau, 1912-1913, пост. под назв. Венецианский монастырь, Il convento Veneziano, 1925, т-р «Ла Скала», Милан), Чаша (La giara, по новелле Л. Пиранделло, 1924, «Т-р Елисейских полей», Париж), Комната рисунков (La camera dei disegni о Un balletto per fulvia, детский балет, 1940, т-р «Арти», Рим), Роза сновидения (La rosa del sogno, 1943, т-р «Опера» Рим); для оркестра — 3 симфонии (b-moll, op. 5, 1905-06; c-moll, op. 12, 1908-09; op. 63, 1939-1940), Героическая элегия (op. 29, 1916), Деревенский марш (Marcia rustica, op. 49, 1929), Интродукция, ария и токката (op. 55, 1933), Паганиниана (op. 65, 1942), концерт для струнных, фп., литавр и ударных (ор. 69, 1943) и др.; для инструментов (соло) с оркестром — Партита (для фп., ор. 42, 1924-25), Римский концерт (для органа, медных духовых, литавр и струнных, ор. 43, 1926), Скарлаттиана (для фп. и 32 струнных, ор. 44, 1926), концерт для скр. (a-moll, op. 48, 1928), концерт для фп., скр. и влч. (ор. 56, 1933), Ноктюрн и тарантелла для влч. (ор. 54, 1934); инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; романсы; транскрипции, в т.ч. оркестровка фортепианной фантазии «Исламей» Балакирева.

Литературные сочинения: L’evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta, L., 1923; Политональность и атональность, Л. 1926 (рус. пер. статьи К.); Strawinski, Roma, 1929, Brescia, 1947; 21+26 (сб. статей), Roma, 1930; Il pianoforte, Roma — Mil., 1937, 1954; I segreti della giara, Firenze, 1941 (автобиография, англ. пер. — Music in my time. The memoirs, Norman, 1955); G. S. Bach, Torino, 1942; Beethoven intimo, Firenze, 1949; La tecnica dell’orchestra contemporanea (совм. с V. Mortari), Mil., 1950, Buc., 1965.

Литература: И. Глебов, А. Казелла, Л., 1927; Соrtеsе L., A. Casella, Genova, 1930; A. Casella — Simposium, a cura di G. M. Gatti e F. d’Amico, Mil., 1958.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

25.07.1883

Дата смерти

05.03.1947

Профессия

композитор

Страна

Италия

просмотры: 4373
добавлено: 03.02.2013



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть