Альфредо Казелла

Alfredo Casella

Альфредо Казелла / Alfredo Casella

Итальянский композитор, пианист, дирижёр и музыкальный писатель. Родился в семье музыкантов (отец был виолончелистом, преподавателем Музыкального лицея в Турине, мать — пианисткой). Учился в Турине у Ф. Буфалетти (фортепиано) и Дж. Краверо (гармония), с 1896 — в Парижской консерватории у Л. Дьемера (фортепиано), К. Леру (гармония) и Г. Форе (композиция).

Музыкальную деятельность начал в качестве пианиста и дирижёра. Гастролировал во многих европейских странах (в России — в 1907, 1909, в СССР — в 1926 и 1935). В 1906-09 участник (играл на клавесине) ансамбля старинных инструментов А. Казадезюса. В 1912 сотрудничал в качестве музыкального критика в газете «L’Homme libre». В 1915-22 преподавал в римском музыкальном лицее «Санта-Чечилия» (класс фортепиано), с 1933 — в академии «Санта-Чечилия» (курс усовершенствования игры на фортепиано), а также в академии «Киджана» в Сиене (руководитель кафедры фортепиано).

Продолжая концертную деятельность (пианист, дирижёр, в 30-е гг. участник Итальянского трио), Казелла пропагандировал современную европейскую музыку. В 1917 основал в Риме Национальное музыкальное общество, преобразованное затем в Итальянское общество современной музыки (1919), а с 1923 в Корпорацию новой музыки (секция Международного общества современной музыки).

В раннем периоде творчества испытал влияние Р. Штрауса и Г. Малера. В 20-е гг. перешёл на позиции неоклассицизма, соединяя в своих произведениях современную технику и старинные формы («Скарлаттиана» для фортепиано и 32 струнных, ор. 44, 1926). Автор опер, балетов, симфоний; своими многочисленными фортепианными транскрипциями Казелла способствовал возрождению интереса к старинной итальянской музыке. Принимал активное участие в издании классического репертуара пианистов (И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен).

Казелле принадлежат музыковедческие работы, в т.ч. очерк об эволюции каданса, монографии об И. Ф. Стравинском, И. С. Бахе и др. Редактор множества классических фортепианных произведений.

С 1952 в Неаполе проводится Международный конкурс пианистов им. А. Казеллы (один раз в 2 года).

C. M. Грищенко


Сочинения:

оперы — Женщина-змея (La donna serpente, по сказке К. Гоцци, 1928-31, пост. 1932, т-р «Опера», Рим), Сказание об Орфее (La favola d’Orfeo, по А. Полициано, 1932, т-р Гольдони, Венеция), Пустыня искушения (Il deserto tentato, мистерия, 1937, т-р «Комунале», Флоренция); балеты — хореография, комедия Монастырь над водой (Le couvent sur l’eau, 1912-1913, пост. под назв. Венецианский монастырь, Il convento Veneziano, 1925, т-р «Ла Скала», Милан), Чаша (La giara, по новелле Л. Пиранделло, 1924, «Т-р Елисейских полей», Париж), Комната рисунков (La camera dei disegni о Un balletto per fulvia, детский балет, 1940, т-р «Арти», Рим), Роза сновидения (La rosa del sogno, 1943, т-р «Опера» Рим); для оркестра — 3 симфонии (b-moll, op. 5, 1905-06; c-moll, op. 12, 1908-09; op. 63, 1939-1940), Героическая элегия (op. 29, 1916), Деревенский марш (Marcia rustica, op. 49, 1929), Интродукция, ария и токката (op. 55, 1933), Паганиниана (op. 65, 1942), концерт для струнных, фп., литавр и ударных (ор. 69, 1943) и др.; для инструментов (соло) с оркестром — Партита (для фп., ор. 42, 1924-25), Римский концерт (для органа, медных духовых, литавр и струнных, ор. 43, 1926), Скарлаттиана (для фп. и 32 струнных, ор. 44, 1926), концерт для скр. (a-moll, op. 48, 1928), концерт для фп., скр. и влч. (ор. 56, 1933), Ноктюрн и тарантелла для влч. (ор. 54, 1934); инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; романсы; транскрипции, в т.ч. оркестровка фортепианной фантазии «Исламей» Балакирева.

Литературные сочинения: L’evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta, L., 1923; Политональность и атональность, Л. 1926 (рус. пер. статьи К.); Strawinski, Roma, 1929, Brescia, 1947; 21+26 (сб. статей), Roma, 1930; Il pianoforte, Roma — Mil., 1937, 1954; I segreti della giara, Firenze, 1941 (автобиография, англ. пер. — Music in my time. The memoirs, Norman, 1955); G. S. Bach, Torino, 1942; Beethoven intimo, Firenze, 1949; La tecnica dell’orchestra contemporanea (совм. с V. Mortari), Mil., 1950, Buc., 1965.

Литература: И. Глебов, А. Казелла, Л., 1927; Соrtеsе L., A. Casella, Genova, 1930; A. Casella — Simposium, a cura di G. M. Gatti e F. d’Amico, Mil., 1958.

реклама

вам может быть интересно

Эрнст Кшенек Композиторы

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

25.07.1883

Дата смерти

05.03.1947

Профессия

композитор

Страна

Италия

просмотры: 4565
добавлено: 03.02.2013



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть