Каприччио, каприс

или каприччо (итал. capriccio, букв. — каприз, прихоть; множеств. число — каприччи), также каприс (франц. caprice).

Инструментальная пьеса свободной формы, в блестящем виртуозном стиле. Для множества каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений.

Первоначально в 16 в. К. называлась многоголосная вок. пьеса типа мадригала. В кон. 16 и нач. 17 вв. термин "К." применяли по отношению к разл. рода полифонич. инстр. пьесам, гл. обр. имитационного склада, порой свободного построения, близким ричеркару, канцоне, фантазии, прелюдии и токкате. В 1618 М. Преториус определил К. как свободную, импровизируемую фантазию, не связанную с к.-л. предустановленной схемой развития тематич. материала. "12 каприччи" для органа Дж. Фрескобальди (1624) представляют собой блестящие полифонич. пьесы в виртуозном стиле; в своей ремарке автор требует от органиста "огня в исполнении". "Причудливое каприччо" для скрипки соло К. Фарина (1627) - это серия программно-изобразительных жанровых сценок в нар. духе, в к-рых использованы приёмы натуралистич. звукоподражания. В нач. 18 в. И. С. Бах создаёт для клавира своё программное "Каприччо на отъезд возлюбленного брата". П. Локателли ("Искусство скрипки", 1733), как и др. скрипачи 18 в., понимал К. по-иному - как импровизируемую каденцию, позволяющую исполнителю показать богатство своей муз. фантазии. К такой трактовке К. позднее склонялся и В. А. Моцарт. Француз А. Фюретьер, упоминая в 1690 в своём "Универсальном словаре" К., писал "о силе гения, свободе композиции, немного причудливой и беспорядочной". Увлечение инструментальными К., а также разл. рода "фантазиями" и всевозможными stravaganza, т. е. "необычностями", "своеобразностями", было в 17-18 вв. всеобщим. Композиторы того времени как бы подчёркивали, что им особенно близки творч. фантазия, озарение, внезапные находки, выдумки. Новое ощущение мира, природы, явившееся неожиданным для самих композиторов "открытием", отражено в самом названии "каприччо". В нач. 19 в. Н. Паганини в своих "24 каприччи" для скрипки соло ор. 1 вдохнул в форму К. новое содержание, создав художеств. произведения, в к-рых полёт фантазии и "игра трудностями" сочетаются с богатством муз. мысли. В дальнейшем в скрипичной лит-ре К. приближается к этюду (Р. Крейцер, П. Роде и др.), скерцо. В клавирной и фп. музыке развитие жанра шло от программного "каприччо" Баха, скерцозных каприччи Гайдна и Бетховена к характерной фп. пьесе (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Регер, А. Дворжак). В орк. музыке 19 в. К., подобно фантазии и рапсодии, является пьесой с ярко выраженной нац. окраской муз. материала ("Итальянское каприччио" Чайковского, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, "Арабское каприччио" Сен-Санса и др.).

И. М. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Оратория Музыкальные жанры
Гобой Музыкальные инструменты

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Нью-Йорк Города
Coda, кода в балете Балет и танец
Латышская музыка Национальные культуры
Portаto, портaто Термины и понятия
Брюссель Города
Зона Термины и понятия
Темп Термины и понятия
Полифонические вариации Термины и понятия
Молдавская музыка Национальные культуры
Pas de chat, па де ша Балет и танец

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 4791
добавлено: 21.02.2012



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть