Cantus firmus, кантус фирмус

лат., букв. — сильное, или твёрдое, пение, прочная, неизменная мелодия; итал. canto fermo

В 15-16 вв. тема крупного хорового произв. (иногда только его части), заимствованная композитором из бытующих (светских, духовных) напевов или сочинённая им и служащая основой муз. формы. Предшествующей С. f. формой был cantus planus (ровное пение), по объяснению Тинкториса, состоявший из нот неопределённой (собственно, большой) длительности и характерный для григорианского хорала (см. Григорианское пение). С. f., как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere - держу, тяну).

С. f. определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах С. f. в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от С. f. и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с С. f. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях С. f. использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре - месса "Вооружённый человек", части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. С. f. постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку С. f. получает в нем. "теноровой песне" (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17-18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) - мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса ("Немецкие народные песни", 1858). Как трансформация старого принципа использования С. f. могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое распространение в 17-18 вв.

Литература: Соколов Н., Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля. Л., 1928; Aubry P., (Gastоuй A.), Recherches sur les "Tenors"latins dans les motets du XIII siиcle d'aprиs le manuscript de Montpellier, "La Tribune de Saint-Gervais", XIII, 1907, отд. изд. - Aubry P., Recherches sur les "Tenors" franзais..., P., 1907; Sawyer F. H., The use and treatment of canto fermo by the Netherlands school of the fifteenth century, "Papers of the American Musicological Society", v. LXIII, 1937; Meier В., Die Harmonik im cantus firmus-haltigen Satz des 15. Jahrhunderts, "AfMw", Jahrg. IX, 1952, H. 1; Schmidt G., Zur Frage des Cantus firmus im 14. und beginnenden 15. Jahrhundert, "AfMw", Jahrg. XV, 1958, H. 4; Finsсher L., Zur Cantus firmus-Behandlung in der Psalm-Motette der Josquinzeit, в кн.: H. Albrecht in memoriam, Kassel, 1962, s. 55-62; Sparks E. H., Cantus firmus in mass and motet. 1420-1520, Berk. - Los Ang., 1963.

Т. Ф. Мюллер

реклама

вам может быть интересно

Рог Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Загреб Города
Кабалетта Опера, вокал, пение
Фермата Термины и понятия
Дробь Термины и понятия
Попевка Церковная музыка
Чонгури Музыкальные инструменты
En face, ан фас Балет и танец
Пианино Музыкальные инструменты
Ракоходное движение Термины и понятия
Финский балет Балет и танец

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3516
добавлено: 16.09.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть