Канадская музыка

Музыка издавна составляла важную часть повседневного быта как коренных жителей страны, так и переселенцев, появившихся в Канаде в нач. 17 в. Рост муз. культуры тормозился рядом факторов (нац. неоднородность населения, неравномерность развития отд. р-нов страны и др.). Особенности историч. развития Канады обусловили тесную связь её муз. жизни с англ. и франц. культурой. Путешественники и священники-миссионеры использовали культовую музыку для приобщения индейцев и эскимосов к христианству. Уже в 17 в. мн. индейцы участвовали в церк. хорах. Традиц. духовные песнопения переводились на язык индейских племён и несколько видоизменялись для удобства исполнения. Кроме того, к текстам из Священного писания приспосабливали франц. и индейские мелодии. Однако индейские племена, сопротивлявшиеся принятию христианства, стремились сохранить свои песни и танцы. Для музыки индейцев характерны пентатоника, разнообразная и весьма сложная.ритмика (распространён переменный ритм 3/4-2/4). важная роль принадлежит ударным инструментам. В индейской нар. музыке нередко возникает своеобразная полиритмия: мелодия на 2/4, аккомпанемент ударных на 3/4. Известны песни воинов, охотников, знахарей, сборщиц ягод, лирические песни, хвалебные, любовные, колыбельные, погребальные и т.д. Различаются песни и инструментарий племён прибрежных и горных р-нов страны (последние имеют много общего с фольклором народов Сибири, в частности чукчей и коряков). Глубокое изучение индейского фольклора началось сравнительно недавно (первые попытки записи фольклора индейцев племени микмаков сделаны в 17 в. франц. историком М. Лекарбо).

С ранних времён колонизации сохранились песни белых переселенцев (гл. обр. из Франции). Авторами и исполнителями этих песен были бродячие торговцы, охотники, фермеры, лесники и особенно путешественники на лодках каноэ (voyageurs), создавшие популярный жанр песен (canoe-songs). Фольклор переселенцев испытал влияние индейской музыки (отсюда синкопированные ритмы, значит. распространение ударных инструментов). Первыми собирателями и исследователями канад. фольклора в 19 в. были Ф. А. Ю. Ла Рю и Э. Ганьон), отд. образцы нар. музыки записали М. Барбо, X. Крайтон, Э. Б. Гринлиф, Г. Мэнсфилд, Р. Джонстон, Э. Фаук и др., однако систематич. изучения нар. творчества не велось.

Развитию светского музицирования в Канаде препятствовали религиозные секты. Важное место в муз. жизни вплоть до 19 в. занимала церковь. С кон. 17 в. музыка становится существенной частью церк. празднеств. В 1657 в Квебекском кафедральном соборе был установлен первый в Сев. Америке орган, а в нач. 18 в. органы имелись уже во всех больших городах (первый известный органист - Ж. Б. Пуатье дю Бюиссон). Получают распространение и др. европ. инструменты - скрипка, флейта, труба, гитара и т. д. В 40-х гг. 18 в. в Квебеке работали скрипач М. Буте и миссионер К. Даблон, дававшие уроки игры на разл. инструментах. Одно из ранних муз. произв. было создано священником Ш. А. Мартеном (месса, из к-рой сохранился только отрывок).

В 18 в. рост муз. культуры Канады замедлялся частыми войнами между Англией и Францией. После завоевания Канады англичанами муз. жизнь областей, населённых франко- и англо-канадцами, развивалась обособленно. Возросла роль гарнизонных воен. оркестров, приобрели популярность марши, гимны, баллады. На основе воен. оркестров в нач. 19 в. возник ряд духовых оркестров - "Канадские музыканты" во главе с Ж. К. Браунейсом, танцевальный под упр. Ш. Соважо, оркестр П. Хьюза и др. В 18 в. в крупных городах возникли муз. об-ва. Один из первых проф. музыкантов Канады - Ф. Г. (Ф. А.) Глаккемайер (уроженец Германии), инструменталист, композитор, педагог (давал уроки игры на фп., скрипке, виолончели, органе), был основателем, президентом и директором Квебекского филармонич. об-ва (осн. 1820). В Квебеке работали также органист, педагог и комп. Т. Ф. Мольт, организатор и руководитель хора и оркестра при Англиканской церкви С. Кодмен. В 19 в. зарождаются муз. об-ва и конц. жизнь в Монреале, Сент-Джоне, Торонто, Виктории и др. городах. Начиная с последнего десятилетия 18 в. в Канаде ставились европ. оперы, выступали гастролёры, в т.ч. итал. труппы. Основоположником муз.-сценич. жанра в К. м. был поэт, драматург и музыкант-любитель Ж. Кенель - автор произв., близких франц. комич. опере ("Кола и Колинетта", 1790, Монреаль; "Лука и Сесиль", "Англомания").

В кон. 18 - нач. 19 вв. возникают музыкально-учебные заведения при церквах (среди первых муз. педагогов - А. Браман, Р. Макфарлен, С. Хамберт); зарождается нотопечатание (первые нотные сборники - духовные сочинения С. Хамберта - были изд. в 1800-1802 в Квебеке Дж. Нилсоном).

Во 2-й пол. 19 в., особенно после образования федерации (1867), возникли предпосылки для более быстрого развития К. м. Однако муз. жизнь по-прежнему была лишена прочной материальной и организационной основы. Достижения этого периода связаны гл. обр. с деятельностью отд. музыкантов-энтузиастов. Композитор и дирижёр К. Лавалле (автор комич. опер "Лоу-лоу", "Суд Соломона", "Вдова", орк., хор., камерных сочинений, а также популярной патриотич. песни "О, Канада", ставшей нац. гимном) сформировал оперную труппу, студию, способствовал совместной работе англо- и франко-канадских музыкантов. Органист и комп. А. Дессан, прозванный "отцом квебекской музыки", участвовал в создании об-ва "Юньон мюзикаль" (1866), руководил концертами т. н. "Септет-клуба", основал курсы по муз. воспитанию. В Квебеке работали также певец и скрипач А. Паре, органист и пианист Д. Поль, автор первых канад. оперетт и педагог С. Лавигёр, певец Э. Блен де Сент-Обен. Композитор и дирижёр А. Лавинь создал первый регулярно выступавший оркестр в Квебеке - "Септуор Гайдн" (1871); по его инициативе в город приглашались гастролёры, устраивались муз. фестивали, издавались произв. канад. авторов. Во 2-й пол. 19 в. оживилась муз. жизнь Монреаля, где возникло неск. объединений музыкантов-любителей (Квартетное об-во, Об-во орфеонистов, Филармонич. об-во и др.). Уже в 1848 по инициативе Р. Фаулера проводились симф. концерты (исполнялась англ. и франц. музыка). В 1860 состоялся первый в Канаде большой муз. фестиваль (его концертами дирижировал Г. Принс). Значит. место в жизни города заняло Филармонич. об-во Монреаля (1877-99), возглавлявшееся крупным дирижёром и автором камерных сочинений Г. Кутюром. В числе др. видных музыкантов города - скрипач Ф. Жеэн-Прюм, воспитавший многих проф. скрипачей, комп. Ш. В. Сабатье, скрипач Г. Торрингтон, хормейстер Ж. Ж. Перро, дирижёр и органист Ж. Б. Лабель и др.

Одним из муз. центров страны становится также Торонто, где высокого уровня достигает хор. исполнительство. Оживляется муз. жизнь и в др. городах - в Китченере (проводятся песенные фестивали нем. населения), Гамильтоне, Фредериктоне, Оттаве и др. В 50-х гг. 19 в. Канаду посетили мн. иностр. гастролёры - Е. Линд, З. Тальберг, У. Булль, А. Вьётан, А. Патти, Л. М. Готшалк, после провозглашения федерации - А. Г. Рубинштейн, Г. Венявский, X. Бюлов, Л. Годовский, Л. Лемон н др.

Муз. образование в Канаде в 19 в. ограничивалось частной практикой отд. музыкантов. В 1868 была открыта Квебекская академия музыки (по инициативе А. Лавиня, А. Дессана, Ф. Милса, А. Лагаса и др.), к-рая ведала установлением квалификации музыкантов и оказанием им помощи, но не имела возможности открыть учебные классы. В 1870-80 работала т. н. Канадская консерватория - небольшая муз. школа в Торонто (здесь ещё в 1852 была учреждена кафедра музыки при университетском Тринити-колледже). Однако одарённые музыканты получали проф. образование за границей. В сер. 19 в. значит. уровня достигает производство муз. инструментов - фп. органов и др. Предпринимались также попытки издания муз. журналов (существовали недолго ввиду ограниченного круга читателей).

В кон. 19 - нач. 20 вв. наблюдается оживление муз. жизни Канады. Возрастает число концертов и спектаклей, появляются первые проф. коллективы. Существенным элементом муз. жизни становятся фестивали, сопровождаемые конкурсами хоров и дух. оркестров. За пределами страны завоёвывают известность Нац. хор (1903-28, рук. А. Ната) и Мендельсоновский хор (осн. в 1894). Повышению исполнительского уровня музыкантов-любителей и организации проф. оркестров способствовали т. н. оркестровые клубы. Первые полупрофессиональные оркестры возникли в Квебеке (1903, инициатор А. Лавинь, первый дир. Ж. Ве-зина), Торонто (1908) и Калгари (1913). Существовали многочисл. камерные ансамбли (из педагогов и оркестровых музыкантов), в ряде городов сформировывались полупрофессиональные оперные труппы, среди к-рых выделялась Монреальская оперная компания (1910-13). Однако из-за недостатка средств вскоре большинство из них распалось. В этот же период открылось неск. крупных уч. заведений: консерватории - в Монреале (1876), Торонто (1886), Галифаксе (1887); Муз. колледж в Торонто (1888), Муз. ин-т в Гамильтоне (1888) и др. К 1913 в Канаде насчитывалось более 50 муз. уч. заведений, но уровень преподавания в них не был высоким.

На рубеже 19-20 вв. многие канад. артисты завоевали мировую известность, в том числе певица Э. Альбани, певцы Э. Готье, Э. Бурке, М. Эдвина, Э. Джонсон, скрипачки К. Парло (занималась у Л. С. Ауэра) и Э. Клинч, пианист А. Лалиберте (занимался у А. Н. Скрябина), органист Л. Фарнем и др. Выдвигается группа проф. композиторов, большинство из к-рых получило образование в Европе или переселилось в Канаду из Франции, Англии, Бельгии, Германии. Их творчество, связанное с европ. муз. школами и лишённое нац. характерности, в то же время в большой мере подготовило почву для роста нац. композиторской школы. Наряду с комп. К. Лавалле, А. Лавинем и Г. Кутюром выделяются Р. О. Пельтье, А. Контан, К. Лукас, У. О. Форсайт, а также А. Фортье, А. Трамбле, А. Лавалле-Смит, Ж. Л. Хон, О. Шатийон.

В 20-40-х гг. 20 в. усиливается интерес к нац. фольклору. Организуются фестивали нар. музыки, выходят сборники нар. песен и танцев. Это способствует постепенному формированию нац. направления К. м., инициаторами к-рого выступают видный комп. и дир. Э. Макмиллан, дир. В. Пельтье. К канад. муз. фольклору обращаются в своём творчестве комп. X. Уиллан, К. Шампань, Э. Граттон. В К. м. существует неск. направлений. Мн. композиторы ведут поиски нац. муз. стиля, сохраняя связи с европ. школами. Так, франц. ориентации придерживаются Ж. Ж. Ганье, Ж. Э. Тангуэй, Л. П. Морен, П. Меркюр, Ж. Папино-Кутюр, К. Пепен, Ж. Вальран, М. Блэкберн, Ф. Морель, Р. Матьё, М. Перро, М. Дела, В. Бушар; с англ. традицией связаны У. Макнатт, Г. Риду, Э. Ратберн, Р. Флеминг, X. Фридман, Г. Джордж, М. Адаскин, Л. Смит, А. Уайтхед, Т. Кроуфорд и др. К авангардистскому течению, возглавляемому Дж. Вайнцвайгом (учеником А. Шёнберга), примыкают X. Сомерс, Л. Аплбаум, А. Бротт и др.

Муз. жизнь Канады после 2-й мировой войны 1939-1945 стала развиваться более интенсивно и разнообразно. Этому в большой степени способствовали проф. объединения, поддерживающие музыкантов из разл. провинций страны: Канад. ассоциация композиторов, авторов и издателей (осн. 1951), Канад. муз. совет (1944), Канад. муз. центр (1958), отделение Междунар. об-ва "Музыкальная молодёжь" и др. Ведущими муз. центрами страны являются города Монреаль, Торонто, Квебек, Галифакс, Ванкувер, Оттава и др. В Канаде 3 постоянные оперные труппы (в Торонто, Монреале и Виннипеге). Балетные труппы работают в Онтарио (Нац. балет), Оттаве (Классич. балет) и Виннипеге (Корол. балет). Конц. жизнь страны находится преим. в руках амер. импрессарио. В Канаде насчитывается ок. 30 постояно действующих оркестров: в Торонто (Филармонический, осн. в 1934; Симфонический, 1908), Квебеке (1903), Монреале (1934), Галифаксе (1953), Гамильтоне (1950), Оттаве (1944), Ванкувере (1933) и др. Проф. хор. коллективы существуют при мн. ун-тах.

В сер. 20 в. завоевали известность канад. пианисты Г. Гулд, А. Куэрти, Р. Турини, И. Хеллер; скрипачи - И. Гендель, Б. Дж. Хигин; дирижёры - А. Бротт, В. Фелдбрилл, П. Дерво, Ф. П. Декке, Ж. Бодри; певицы - М. Форрестер, Л. Маршалл, Т. Стратас; певцы - П. Алари, Р. Верро, Э. Джонсон, Л. Килико, Л. Симоно и др. С 1965 в Монреале ежегодно проводится Междунар. муз. фестиваль и конкурс музыкантов-исполнителей. В Торонто издавался журн. "Canadian Music Journal" (1956-62), с 1967 издаётся журн. "Мusicanada".

Литература: Gagnon E., Chansons populaires du Canada, Quebeck, 1865, Montreal, 1935, 1956; Кa11mann H. (ed.), Catalogue of Canadian composers, Toronto, 1952, 1962; его же, A history of music in Canada 1534-1914, Toronto, 1960; Sargeant W., Folk and primitive music in Canada, "Journal of the International Folk Music Council", 1952, IV; Fowke E. F., Jоhnston R., Folk Songs of Canada, Waterloo, 1954; Music in Canada, ed. by E. С. MacMillan, Toronto, 1955.

M. M. Яковлев

реклама

вам может быть интересно

Албанская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Труба Музыкальные инструменты
Серенада Музыкальные жанры
Багатель Музыкальные жанры
Шведская музыка Национальные культуры
Виолончель Музыкальные инструменты
Ad libitum, ад либитум Термины и понятия
Метрика Термины и понятия
Бесконечная мелодия Термины и понятия
Чешская музыка Национальные культуры
Духовые музыкальные инструменты Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4983
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть