Рудольф Бухбиндер

Rudolf Buchbinder

Дата рождения
01.12.1946
Профессия
Страна
Австрия
Рудольф Бухбиндер / Rudolf Buchbinder

Основная сфера интересов австрийского пианиста — венская классика и романтика. Это естественно: Бухбиндер с юных лет жил и воспитывался в столице Австрии, что наложило отпечаток на всю его творческую манеру. Основным педагогом его был Б. Зайдльхофер — музыкант, куда более известный своими педагогическими достижениями, чем артистическими. 10-летним мальчиком Бухбиндер исполнял с оркестром Первый концерт Бетховена, а в 15- проявил себя незаурядным ансамблистом: Венское фортепианное трио с его участием завоевало первую премию на конкурсе камерных ансамблей в Мюнхене. Спустя несколько лет Бухбиндер уже регулярно гастролировал по Европе, Северной и Южной Америке, Азии, не имея, впрочем, слишком шумного успеха. Упрочению его репутации способствовали пластинки, на которых были записаны сочинения Гайдна, Моцарта, Шумана, а также сделанная с камерным оркестром Варшавской филармонии под управлением К. Тейтша запись нескольких моцартовских концертов. Однако при всей пианистической «гладкости», в ней отмечались и некоторая «близорукость», ученическая скованность.

Первыми несомненными удачами пианиста стали две пластинки с оригинальными программами: на одной были записаны фортепианные вариации Бетховена, Гайдна и Моцарта, на другой — все произведения в форме вариаций, написанные когда-либо на знаменитую тему Диабелли. Здесь были представлены образцы творчества Бетховена, Черни, Листа, Гуммеля, Крейцера, Моцарта, эрц-герцога Рудольфа и других авторов. Несмотря на разностильность, пластинка представляет определенный художественный и исторический интерес. Во второй половине 70-х годов артист осуществил два монументальных начинания. Одно из них — запись полного собрания сонат Гайдна, сделанная по авторским рукописям и первым изданиям и сопровождаемая комментариями самого артиста, была высоко оценена критикой и удостоена двух высоких наград — «Гран-при» французской академии грампластинки и премии грамзаписи в ФРГ. За ней последовал альбом, содержащий все произведения Бетховена, написанные в форме вариаций. На сей раз прием не был столь восторженным. Как отмечал, например. Ю. Кестинг (ФРГ), эта работа, при всей ее серьезности, «не в состоянии встать в один ряд с величественными интерпретациями Гилельса, Аррау или Серкина». Все же и сама идея, и ее воплощение в целом получили одобрение и позволили Бухбиндеру упрочить свое положение на пианистическом горизонте. С другой стороны, эти записи способствовали его собственному художественному созреванию, выявлению его исполнительской индивидуальности, лучшие черты которой болгарский критик Р. Стателова определила так: «Изысканное чувство стиля, эрудиция, чудесная мягкость звукоизвлечения, естественность и ощущение музыкального движения». Наряду с этим, другие критики отмечают в качестве достоинств артиста непредвзятость трактовок, умение избежать штампа, но вместе с тем констатируют и определенную поверхность исполнительских решений, сдержанность, переходящую иногда в сухость.

Так или иначе, но артистическая деятельность Бухбиндера достигла ныне значительной интенсивности: он дает ежегодно около ста концертов, основу программ которых составляет музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шумана, изредка исполняет и нововенцев — Шёнберга, Берга. В последние годы музыкант не без успеха пробует себя и на педагогическом поприще: он ведет класс в Базельской консерватории, а в летние месяцы руководит также курсами усовершенствования молодых пианистов в ряде городов Европы.

Григорьев Л., Платек Я., 1990


Всемирно известный пианист Рудольф Бухбиндер в 2018 году отметил 60-летие творческой деятельности. Основу его репертуара составляют произведения венских классиков и композиторов-романтиков. Интерпретации Бухбиндера основаны на скрупулезном исследовании первоисточников: страстный коллекционер исторических публикаций, он собрал 39 полных изданий фортепианных сонат Бетховена, обширную коллекцию первых изданий и авторских оригиналов, автографы фортепианных партий обоих концертов для фортепиано с оркестром Брамса и копии их авторских партитур.

Бухбиндер родился в 1946 году в Литомержице (Чехословакия), с 1947 года жил в Вене с семьей. В 1951 году начал обучение в Венском университете музыки и исполнительского искусства, где его первым педагогом была Марианна Лауда. С 1958 года совершенствовался в классе Бруно Зайдльхофера. Впервые выступил с оркестром в 1956 году в возрасте 9 лет, исполнив 11-й клавирный концерт Гайдна. Двумя годами позже дебютировал в Золотом зале венского Музикферайна. Вскоре началась его международная карьера: в 1962 году он выступил в Королевском Фестивал-холле в Лондоне, в 1965 году впервые гастролировал в Южной и Северной Америке, тогда же дебютировал в Японии в составе Венского фортепианного трио. В 1969 году выпустил первую сольную запись, в 1971 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, в 1972 году впервые выступил с Венским филармоническим оркестром под управлением Клаудио Аббадо.

Бухбиндер известен как непревзойденный интерпретатор сонат и концертов Бетховена. Более 60 раз он сыграл цикл из 32 сонат, в том числе четырежды — в Вене и Мюнхене, а также в Берлине, Буэнос-Айресе, Дрездене, Милане, Пекине, Санкт-Петербурге, Цюрихе. В 2014 году пианист впервые представил полное собрание сонат на Зальцбургском фестивале (цикл из семи концертов выпущен на DVD Unitel), в 2015-м — на Эдинбургском фестивале, в сезоне 2015/16 — на сцене венского Музикферайна (в 50-й раз).

Сезон 2019/20 пианист посвящает 250-летию со дня рождения Бетховена, исполняя его произведения по всему миру. Впервые в истории Музикферайна цикл из пяти фортепианных концертов Бетховена звучит с одним солистом и пятью разными коллективами — оркестром лейпцигского Гевандхауcа, Венским и Мюнхенским филармоническими, Симфоническим оркестром Баварского радио и оркестром Дрезденской государственной капеллы. Бухбиндер также исполняет сочинения Бетховена в лучших залах Москвы, Санкт-Петербурга, Франкфурта, Гамбурга, Мюнхена, Зальцбурга, Будапешта, Парижа, Милана, Праги, Копенгагена, Барселоны, Нью-Йорка, Филадельфии, Монреаля и других крупных городов мира.

Осенью 2019-го маэстро выступил с оркестром Гевандхауса под управлением Андриса Нелсонса, совершил тур с оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, дав также два сольных концерта в Чикаго. Выступил в Вене и Мюнхене с Мюнхенским филармоническим оркестром и Валерием Гергиевым и с сольным концертом на Люцернском фортепианном фестивале; дал серию концертов с Саксонской государственной капеллой и Венским филармоническим оркестром под управлением Риккардо Мути.

Бухбиндер записал более 100 грампластинок и CD, многие из которых удостоены международных премий. В 1973 году он впервые в истории записал полную версию «Вариаций на тему Диабелли», исполнив не только одноименный цикл Бетховена, но и вариации, принадлежащие другим композиторам. В его дискографии — записи сочинений И. С. Баха, Моцарта, Гайдна (в том числе все клавирные сонаты), Шуберта, Мендельсона, Шумана, Шопена, Брамса, Дворжака.

Рудольф Бухбиндер — основатель и художественный руководитель музыкального фестиваля в Граффенеге, одного из ведущих оркестровых форумов в Европе (существует с 2007 года). Автор автобиографии «Da Capo» (2008) и книги «Mein Beethoven — Leben mit dem Meister» («Мой Бетховен — жизнь с мастером», 2014).

Источник: meloman.ru

реклама

вам может быть интересно

Франческо Арайя Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама