Джон Браунинг

John Browning

Джон Браунинг

Четверть века тому назад в американской прессе можно было встретить буквально десятки восторженных эпитетов, адресованных этому артисту. Одна из статей о нем в "Нью-Йорк тайме" содержала, например, такие строки: "Американский пианист Джон Браунинг поднялся на невиданные высоты в своей карьере после триумфальных выступлений со всеми лучшими оркестрами во всех ведущих городах США и Европы. Браунинг - одна из ярчайших молодых звезд в галактике американского пианизма". Строжайшие критики нередко ставили его в первый ряд американских артистов. Для этого, казалось, были все формальные основания: ранний старт вундеркинда (уроженца Денвера), солидная музыкальная подготовка, полученная сначала в лос-анжелесской Высшей музыкальной школе им. Дж. Маршалла, а затем в Джульярде под руководством лучших педагогов, среди которых были Иосиф и Розина Левины, наконец, победы на трех международных конкурсах, в том числе на одном из труднейших - Брюссельском (1956).

Однако слишком бравурный, рекламный тон прессы настораживал, оставлял место для недоверия, особенно в Европе, где тогда еще не были как следует знакомы с молодыми артистами из США. Но постепенно лед недоверия начал таять, и слушатели признали Браунинга действительно значительным артистом. Тем более, что сам он настойчиво расширял свои исполнительские горизонты, обращаясь не только к классическим, как говорят американцы, стандартным произведениям, но и к современной музыке, находя свой ключ к ней. В этом убеждали его записи концертов Прокофьева и тот факт, что в 1962 году один из крупнейших композиторов США Сэмюэл Барбер доверил ему первое исполнение своего фортепианного концерта. А когда Кливлендский оркестр в середине 60-х годов отправился в СССР, то маститый Джордж Сэлл пригласил солистом молодого Джона Браунинга.

В тот приезд он играл в Москве концерт Гершвина и Барбера и завоевал симпатии слушателей, хотя и не "раскрылся" до конца Но следующие гастроли пианиста - в 1967и 1971 годах-принесли ему бесспорный успех. Его искусство предстало в очень широком репертуарном спектре, и уже эта многогранность (о которой говорилось вначале) убеждала в его больших возможностях. Вот два отзыва, первый из которых относится к 1967-му, а второй-к 1971 году.

В. Дельсон: "Джон Браунинг - музыкант яркого лирического обаяния, поэтической одухотворенности, благородного вкуса. Он умеет играть проникновенно - передавая эмоции и настроения „от сердца к сердцу". Умеет исполнять с целомудренной строгостью интимно хрупкое, нежное, высказать с большой теплотой и истинным артистизмом живые человеческие чувства. Браунинг играет сосредоточенно, внутренне углубленно. Он ничего не делает „на публику", не занимается пустопорожней, самоцельной „фразировкой", совершенно чужд показной бравуры. В то же время свободное владение всеми видами виртуозности у пианиста удивительно незаметно, и его „обнаруживаешь" лишь после концерта, как бы ретроспективно. На всем искусстве его исполнения лежит печать индивидуального начала, хотя сама по себе художественная индивидуальность Браунинга не относится к кругу необычайных, неограниченно масштабных, поражающих, а скорее медленно, но верно заинтересовывает. Однако образный мир, раскрываемый сильным исполнительским талантом Браунинга, несколько односторонен. Пианист не мельчит, но деликатно смягчает контрасты света и тени, порой даже с органической естественностью „переводит" элементы драматизма в лирический план. Он романтик, но ему в большей степени подвластны тонкие душевные эмоции, с их подтекстами чеховского плана, чем драматургия открыто бушующих страстей. Поэтому скульптурная пластичность свойственна более его искуссву, чем монументальная архитектурность".

Г. Цыпин: "Игра американского пианиста Джона Браунинга - это, прежде всего, образец зрелого, прочного и неизменно стабильного профессионального мастерства. Можно дискутировать относительно тех или иных черт творческой индивидуальности музыканта, по-разному оценивать меру и степень его художественно-поэтических достижений в искусстве интерпретации. Бесспорно одно: исполнительское умение здесь сомнению не подлежит. Причем умение которое подразумевает абсолютно свободное, органичное, умно и обстоятельно продуманное владение всем многообразием средств фортепианной выразительности... Говорят, ухо - это душа музыканта. Нельзя не воздать должного американскому гостю - у него действительно чуткое, на редкость деликатное, аристократически утонченное внутреннее "ухо". Создаваемые им звуковые формы всегда стройны, изящны и со вкусом очерчены, конструктивно определены. Равно хороша и красочно-живописная палитра исполнителя; от бархатистого, "безударного" форте до нежно-переливчатой игры полутонов и легких бликов на пиано и пианиссимо. Строг и элегантен у Браунинга и ритмический рисунок. Словом, рояль под его руками всегда звучит красиво и благородно... Чистота и техническая точность пианизма Браунинга не могут не вызвать у профессионала самого почтительного чувства".

Эти две оценки не только дают представление о сильных сторонах дарования пианиста, но и помогают понять, в каком направлении он развивается. Став профессионалом в высоком смысле, артист до некоторой степени утерял юношескую свежесть чувств, но не утратил поэтичности, проникновенности интерпретации.

В дни московских гастролей пианиста это особенно ярко проявилось в его трактовке Шопена, Шуберта, Рахманинова, тонкой звукописи Скарлатти. Бетховен в сонатах оставляет у него менее яркое впечатление: не хватает масштаба и драматического накала. Новые бетховенские записи артиста, и в частности Вариации на тему вальса Диабелли, свидетельствуют о том, что он стремится раздвинуть рамки своего дарования. Но независимо от того, удается ему это или нет, Браунинг является художником, который говорит со слушателем серьезно и вдохновенно.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Гражина Бацевич Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

23.05.1933

Дата смерти

26.01.2003

Профессия

пианист

Страна

США

просмотры: 2510
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть