Брамс. Соната для скрипки и фортепиано No. 3, ре минор

Violin Sonata No. 3 (d-moll), Op. 108

Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Послушать

Генрик Шеринг (скрипка), Артур Рубинштейн (фортепиано)

Запись 30 декабря 1960 года

I — Allegro
II — Adagio
III — Un poco presto e con sentimento
IV — Presto agitato

Сонату для скрипки и фортепиано № 3 ре минор, Иоганнес Брамс начал писать в том же 1886 году, когда была сочинена Вторая соната, но окончил лишь два года спустя, и она оказалась во всем противоположной своей «старшей сестре». Это словно четырехчастная симфония в миниатюре. Каждой ноте придана весомость, она как будто достигается волевым усилием.

В драматичной первой части Брамс использует самые низкие ноты рояля в сочетании с самыми высокими нотами скрипки, до предела расширяя возможности ансамбля. Во второй части скрипке лишь дважды, в моменты кульминаций, позволяется покинуть низкий регистр. Соответственно и фортепиано звучит приглушенно и сдержанно. Третья часть – беспокойное скерцо. Если бы не авторская ремарка «с чувством», эту причудливую музыку можно было бы счесть фантастической.

Мощный финал сонаты выходит далеко за рамки камерной музыки, это чувствуется уже по масштабу его главной темы. Побочная тема – хорал, порученный фортепиано. Его спокойное течение длится недолго. Третья – соната сильных страстей, и даже хорал в ней уже к десятому такту наполняется лирическими эмоциями.

А. Булычева

В своих скрипичных сонатах Иоганнес Брамс проделывает тот же путь «от элегии к трагедии», что и в симфониях. Если первые две сонаты проникнуты светлым и безмятежным настроением, то соната № 3 ре минор играет в триаде произведений этого жанра роль трагического финала.

В сонате четыре части, что еще больше сближает ее с симфоническим циклом (предшествующие две сонаты трехчастны). Каждая из четырех частей – очередной этап развития драмы, которая достигает своей кульминации в финале. В музыке финала появляются контуры начальной интонации Allegro, а вся часть представляет собой безудержное движение, энергия и сила которого сравнима лишь с финалом «Крейцеровой» сонаты Бетховена.

Соната ре минор стала последним – и самым ярким – воплощением драматической концепции Брамса в рамках камерного жанра.

П. Великанов

реклама

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Иоганнес Брамс

Год создания

1888

Дата премьеры

22.12.1888

Жанр

камерные и инструментальные

Страна

Германия

просмотры: 3596
добавлено: 02.05.2015



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть