Игорь Фёдорович Бэлза

Igor Boelza

Игорь Фёдорович Бэлза / Igor Boelza

Профессор Игорь Бэлза — замечательный человек и ученый, внесший огромный вклад в развитие отечественного искусствоведения и славистики, непревзойденный знаток европейской культуры, музыковед и композитор, литератор и филолог-полиглот, историк и вообще энциклопедист, каких всегда было немного и, увы, остается все меньше.

Он прожил долгую и насыщенную творческим трудом жизнь, не только воспитав своих учеников, но и дождавшись старости иных из них — в то время как сам всегда был молод душой. Совсем немного — чуть больше месяца — не дожил до своего 90-летия, которое мы, не хотевшие предвидеть трагическую неотвратимость, готовились назвать «славным юбилеем» и сердечно поздравить любимого Учителя, в сотый раз признавшись ему, что счастливы быть его «юными друзьями». Не пришлось. Наш маэстро ушел в «сады иной земли...»

Игорь Федорович Бэлза родился 8 февраля 1904 года в Кельце, детство провел в Варшаве, и польский наравне с русским был его родным языком. Бонна выучила его немецкому. Латынь, итальянский, французский, английский, чешский довелось освоить позже, а также другие европейские языки, кроме разве что самых экзотических вроде венгерского. Причем степень владения языками была такова, что в Сорбонне он читал лекции по-французски, в Вене — по-немецки, во Флоренции — по-итальянски, не говоря уже о Варшаве и Праге.

Помимо варшавской гимназии учился на Украине, окончил Киевскую консерваторию, где потом преподавал и стал в 1936 году профессором. К этому же периоду относится начало его композиторской деятельности: он пишет симфонические, фортепианные и вокальные произведения, музыку к фильмам, включая ставший киноклассикой «Арсенал» А.Довженко.

В Москву переехал в 1942 году, был назначен главным редактором Государственного музыкального издательства, профессорствовал в Московской консерватории, работал в Институте истории искусств, а с 1961 года — в академическом Институте славяноведения, где создал и возглавил сектор славянских культур.

Капитальные труды Игоря Бэлзы по истории польской и чешской музыки, монографии о великих славянских композиторах были по достоинству оценены не только в нашей стране, но и за рубежом, о чем свидетельствует присвоение ему почетных докторатов Карлова университета в Праге и Музыкальной академии им. Ф.Шопена в Варшаве.

Однако музыкой далеко не исчерпывался круг интересов ученого. Глубочайшие познания в области литературы, истории, философии, театра, изобразительного искусства давали ему возможность создавать комплексные исследования — такие, как «Литература романтизма и музыка», «Коперник и польская культура», «Шекспир и русская музыка», «Э.-Т.-А.Гофман и романтический синтез искусств», «Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры», «Философские истоки образного строя „Прометея“ А.Н.Скрябина».

Особо нужно сказать о дантологических интересах Игоря Федоровича. В 1965 году он создал и до конца своих дней оставался председателем Дантовской комиссии при Научном совете по истории мировой культуры Академии наук. В издательстве «Наука» вышел подготовленный им коллективный сборник статей «Данте и славяне», а затем под его редакцией увидели свет девять выпусков «Дантовских чтений».

Наш шеф неизменно называл Данте «центральным человеком мира» и присутствие духа великого флорентийца ощущал во всех дорогих ему шедеврах: и в «Медном всаднике», и в «Мастере и Маргарите», и в романах Хемингуэя ему виделись отсветы «Божественной комедии». Влюбленность в Данте у него распространялась и на Беатриче, которая стала героиней нескольких работ ученого, а «Дантовские чтения-1990» по решению главного редактора целиком посвящены 700-летию со дня ее смерти. Было в этом что-то рыцарственное, столь присущее натуре Игоря Федоровича и так не похожее на будни нашей жизни и искусства — некий культ Прекрасной Дамы.

«Данте и Мицкевич», «Данте и Норвид», «Данте и Шопен» — вот проблемы, которые увлекали ученого. И конечно же — «Данте и Пушкин». Если Бэлза вообще был доверчив и доброжелателен к людям, которых любил, то уж гениям доверял тем более. Данте и Пушкин правы для него всегда и во всем. Отравил ли Сальери Моцарта — вопрос. Но ведь Пушкин полагал, что это именно так, а Пушкин не ошибается. Вам нужны доказательства? Пожалуйста, и Бэлза их находит в отечественных и зарубежных архивных хранилищах.

Из всех русских поэтов XX столетия самым любимым у Игоря Федоровича был Николай Гумилев (разумеется, в его стихах он тоже отмечал дантовское начало). Бэлза еще в молодости сочинил «Похоронный марш памяти последнего конкистадора» и мечтал написать о поэте книгу. К работе над ней приступил, когда был уже неизлечимо болен. Ему, знавшему Серебряный век не понаслышке (личное знакомство с А.Ахматовой, О.Мандельштамом и другими представителями этой плеяды), было что сказать о Гумилеве, имя которого упоминается и в прежних работах И.Ф.Бэлзы. Тогда оно не очень-то пропускалось в печать, но репутация маститого ученого оказывалась сильнее расставленных «препон и рогаток», и бдительные редакторы, понимавшие, что такое не поощряется, тем не менее уступали автору, не решаясь посягнуть на его права. Он же не боялся выглядеть политически неблагонадежным, будучи уже закален испытаниями посерьезнее — ведь во времена «ждановщины» его объявляли в «Правде» «адвокатом музыкального уродства» за поощрение «формалистов». Кстати, наш наставник любил рассказывать, как в день публикации той злополучной статьи (26 марта 1948 года) его встретил Николай Яковлевич Мясковский (посвятивший Игорю Федоровичу свою «Славянскую рапсодию») и сказал: «Не расстраивайтесь, вы ведь только адвокат, а уродство — это мы...»

В 1975 году под редакцией академика Б.А.Рыбакова вышел солидный том «Славяне и Запад. Сборник статей к 70-летию И.Ф.Бэлзы», в котором приняли участие не только наши ученые, но также коллеги из Польши, Чехословакии, Франции и ФРГ. Завершает том «краткий» список печатных работ И.Ф.Бэлзы — «всего лишь» 352 позиции без учета многих сотен статей, опубликованных в периодике. Библиография состоит из следующих тематических разделов, названия которых отражают основные направления исследований ученого: «Русская классика и советская музыкальная культура», «Польская музыкальная культура», «Чешская и словацкая музыкальная культура», «Культурные связи славянских народов и общие проблемы музыкальной славистики», «Музыкальная культура Запада», «Данте», «Пушкин». К библиографии приложен также список изданных музыкальных произведений — 38 опусов. Следующие почти два десятилетия тоже были наполнены непрекращавшимся трудом мыслителя.

Книги и статьи И.Ф.Бэлзы имели широкий международный резонанс, их переводили, на них ссылаются до сих пор. Это ученый с мировым именем, и магия его имени сохраняет свою властительность и после его кончины. Творческие силы его казались неиссякаемыми. Сделанное им — целый мир культуры.

Поистине он был пассионарий, пассионарная личность, если воспользоваться словом, которое ввел в употребление Л.Н.Гумилев — сын столь любимого им поэта.

Александр Илюшин

реклама

вам может быть интересно

Теодор Адорно Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

08.02.1904

Дата смерти

05.01.1994

Профессия

писатель

Страна

СССР

просмотры: 119
добавлено: 12.07.2017



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть