Фелиция Блументаль

Felicja Blumental

Дата рождения
28.12.1908
Дата смерти
31.12.1991
Профессия
Страна
Польша
Фелиция Блументаль

Эта скромная, старомодная на вид и уже довольно пожилая теперь женщина не стремилась конкурировать на концертной эстраде не только с ведущими пианистами или восходящими "звездами", но и со своими коллегами-соперницами. То ли потому, что артистическая судьба ее поначалу сложилась трудно, то ли она сознавала, что не обладает для этого достаточными виртуозными данными и сильной индивидуальностью. Во всяком случае, о ней, уроженке Польши и воспитаннице довоенной Варшавской консерватории, в Европе узнали лишь в середине 50-х годов, да и сегодня еще ее имя не занесено в музыкально-биографические словари и справочники. Оно, правда, сохранилось в списке участников Третьего международного конкурса Шопена, но не в перечне лауреатов.

Между тем имя это заслуживает внимания, ибо принадлежит артистке, принявшей на себя благородную миссию возрождения старой, веками не исполнявшейся музыки классиков и романтиков, а также содействия современным авторам, ищущим пути к слушателям.

Первые концерты в Польше и за ее пределами Блументаль дала незадолго до начала второй мировой войны. В 1942 году ей удалось бежать из оккупированной фашистами Европы в Южную Америку. Она стала со временем бразильской гражданкой, начала преподавать и концертировать, завязала дружбу со многими бразильскими композиторами. Среди них был и Эйтор Вила Лобос, посвятивший пианистке свой последний, Пятый фортепианный концерт (1954). Именно в те годы и определились основные направления творческой деятельности артистки.

С той поры Фелиция Блументаль дала сотни концертов в странах Южной Америки, записала десятки произведений, почти или вовсе незнакомых слушателям. Даже перечень ее открытий занял бы много места. Среди них концерты Черни, Клементи, Фильда, Паизиелло, Стамица, Виотти, Кулау, Кожелуха, Ф. А. Хоффмейстера, Фердинанда Риса, Блестящее рондо на русские темы Гуммеля... Это только из "стариков". А наряду с этим - Концерт Аренского, Фантазия Форэ, Концертштюк Ант. Рубинштейна, "Свадебный пирог" Сен-Санса, "Фантастический концерт" и "Испанская рапсодия" Альбениса, Концерт и "Польская фантазия" Падеревского, Концертино в классическом стиле и Румынские танцы Д. Липатти, Бразильский концерт М. Товариса... Мы упомянули только сочинения для фортепиано с оркестром...

В 1955 году Фелиция Блументаль, впервые после долгого перерыва, выступала в Европе и с тех пор неоднократно возвращалась на старый континент, играла в лучших залах и с лучшими оркестрами. В один из приездов в ЧССР она записала с Брненским и Пражским оркестрами интересную пластинку, содержащую забытые произведения Бетховена (к 200-летию великого композитора). Здесь зафиксированы Фортепианный концерт ми-бемоль мажор (соч. 1784 года), фортепианная редакция скрипичного концерта, неоконченный концерт ре мажор, Романс-кантабиле для фортепиано, деревянных духовых и струнных инструментов. Эта запись - документ несомненной исторической ценности.

Понятно, в необъятном репертуаре Блументаль и немало традиционных произведений классиков. Правда, в этой сфере она, конечно, уступает известным исполнителям. Но неверно было бы думать, что игра ее лишена необходимого профессионализма и художественного обаяния. "Фелиция Блументаль,- подчеркивает авторитетный западногерманский журнал „Фонофорум",- хорошая пианистка, которая представляет неизвестные сочинения с технической уверенностью и чистотой формы. То, что она играет именно их, лишь заставляет еще больше ценить ее".

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама