Блюз

англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, грусть

Первоначально сольная лирическая песня американских негров с берегов Миссисипи.

Известна с конца 19 в.; зародилась, возможно, ещё в сер. века. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Прошла неск. стадий развития. Самая ранняя форма - сельский, или архаический, Б. Позднее сложился т.н. городской, или классич., Б. В нём утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от музыки афр. негров: синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада (т.н. блюзовые интонации, обычно на III и VII ступенях мажора, образующие вместе с обычными ступенями 9-тоновый "блюзовый" лад), импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса). В основе Б. лежит 12-тактный период из трёх фраз по 4 такта; первый четырёхтакт - на тонич. гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике и по два на доминанте и тонике. Городской Б. исполнялся в сопровождении банджо, позднее - гитары. Широкому распространению Б. в негр. гор. кварталах положили начало песни негр. музыканта У. Хэнди "Мемфис блюз" (1912) и в особенности "Сен-Луи блюз" (1914) - первые Б., созданные профессионалом. С этого времени прослеживается и сам термин "Б.". В текстах Б. нач. 20 в. встречаются мотивы социального протеста.

Moderato espressivo У. Хэнди. "Сен-Луи блюз".

Б. оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. В джазовых коллективах культивировались как вок.-инстр., так и чисто инстр. Б. В джазовых Б. текст обычно имеет лирич. характер, изложение строится в виде чередования "возгласов" (call) и "ответов" (response). В 1940-60-е гг. главенствующее положение занял инстр. Б., служащий и муз. сопровождением для танцев. Первоначально Б. исполнялись в медленном темпе; в 1950-60-е гг. в Б. применяются разнообразные темпы, напр., в разновидности блюза - буги-вуги. Б., исполняющиеся эстрадными коммерч. джазами, как правило, утратили нац. черты, к-рые были присущи его ранним формам. Жанровые особенности Б. использованы многими композиторами 20 в. - Дж. Гершвином ("Рапсодия в блюзовых тонах" для фп. с оркестром), М. Равелем (соната для скрипки и фп.), Д. Мийо, Э. Кшенеком.

Литература: Сильверман Дж., Песенное движение в США, "СМ", 1959, No 11; Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, М., 1965; Handy W., Father of the Blues, N. Y., 1941; Mecklenburg К. G., Schenk W., Die Theorie des Blues im modernen Jazz, StraЯb. - Baden-Baden, 1963; Jones L., Blues people, N. Y., 1964; Myrus D., Ballads, blues and the big beat, Highlights of American folk singing from Leadbelly to Dylan, N. Y., 1966; Lehmann T., Blues and trouble, В., 1966; Кeil С., Urban blues, Chi.-L., 1966; Сharters S. В., The bluesmen: the story and the music of the men who made the blues, v. 1, N. Y., 1967; Oliver P., Savannah syncopators: African retentions in the blues, L., 1970.

С. П. Панкратов

реклама

вам может быть интересно

Певческие праздники Опера, вокал, пение
Корейская музыка Национальные культуры

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Секстаккорд Термины и понятия
Концертина Музыкальные инструменты
Клавикорд Музыкальные инструменты
Полифонические вариации Термины и понятия
Croise, круазе Балет и танец
Уменьшённый лад Термины и понятия
Синкопа Термины и понятия
Позиция Термины и понятия
Акт Термины и понятия
Опера комик Опера, вокал, пение

Реклама



Категории словаря

музыкальные жанры

просмотры: 4423
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть