Беляевский кружок

Группа музыкантов-композиторов, исполнителей, собиравшихся в 80-90-е гг. 19 века на музыкальных вечерах в доме музыкального деятеля и мецената, пропагандиста творчества русских композиторов М. П. Беляева («беляевские пятницы»). Возглавлял кружок Н. А. Римский-Корсаков; в состав входили главным образом его ученики: композиторы Ф. С. Акименко, Н. Н. Амани, К. А. Антипов, Ф. М. и С. М. Блуменфельды, Я. Витол (И. И. Витоль), А. К. Глазунов, В. А. Золотарёв, И. И. Крыжановский, А. К. Лядов, Н. А. Соколов, H. H. Черепнин, дирижёр Г. О. Дютш, пианист Н. С. Лавров, пианист и композитор А. А. Винклер. К постоянным посетителям Беляевского кружка принадлежали А. П. Бородин и В. В. Стасов. В 90-е гг. тесные связи с Беляевским кружком устанавливаются у некоторых московских композиторов, в т.ч. у С. И. Танеева и А. Н. Скрябина. Римский-Корсаков, а позднее также Глазунов и Лядов являлись художественными руководителями издательской и концертно-организаторской деятельности Беляева. После смерти Беляева этот триумвират составил Попечительный совет по управлению всеми делами беляевского издательства и концертов.

Преемственно связанный с «Могучей кучкой», Беляевский кружок не выдвигал определённой идейно-художественной программы. Как яркие творческие индивидуальности в нём выделялись Лядов и Глазунов. Творчество большинства «беляевцев», в отличие от смелого боевого новаторства «Могучей кучки», носило академически замкнутый, нередко эпигонский характер. Преимущественное внимание уделялось вопросам профессионального мастерства и технологии. На первый план выдвигались инструментальные жанры и отчасти камерно-вокальная лирика. Опера, занимавшая важнейшее место в творчестве Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, почти совсем выпадает из поля зрения «беляевцев». Приёмы творчества «кучкистов», главным образом Римского-Корсакова, часто приобретали у композиторов Беляевского кружка внешний, формальный характер. Сам Римский-Корсаков критически относился к этим тенденциям, осуждая молодых «беляевцев» за отсутствие творческой смелости, некоторый идейный индифферентизм и профессиональную ограниченность.

Литература: Курбанов М. М., Воспоминания о беляевском кружке и о «беляевских пятницах», в кн.: Памяти Митрофана Петровича Беляева. Сб. очерков, статей и воспоминаний, Париж, 1929; Римский-Корсаков A. H., H. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 3, М. 1936; Глиэр Р., Встречи с беляевским кружком, «СМ», 1949, No 8; Кюи Ц., Итоги русских симфонических концертов. Отцы и дети, Избр. статьи, Л., 1952, с. 381-86; Асафьев Б. В., Из моих бесед с Глазуновым (К десятилетию со дня его кончины), в кн.: Асафьев Б. В., Избр. труды, т. 2, М., 1954; Римский-Корсаков H. A., Полное собр. соч., Литературные произведения и переписки, т. 1, М., 1955; Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909, М., 1955; Золотарёв В., Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах, М., 1957; Асафьев В., Русская музыка XIX и начало XX в., Л., 1968.

А. И. Кандинский

реклама

Словарные статьи

Русская музыка 12.01.2011 в 15:37

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Санкт-Петербург

Тип

творческие объединения

просмотры: 10821
добавлено: 10.01.2012



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть