Белорусская музыка

Нар. муз. иск-во Белоруссии соприкасается с нар. музыкой рус. и укр. народа, зап. и юж. славян. значит. группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельч. народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирич. песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорус. муз. фольклора большую роль сыграла рус. революц. рабочая песня нач. 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорус. нар. песен. Нек-рые нар. песни созданы на сл. белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Сов. власти появились новые нар. песни, развивающие традиции дореволюц. песен и черпающие содержание из совр. жизни. Мн. песни созданы самодеятельными композиторами и нар. хор. коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные нар. белорус. песни в своей основе одноголосны, часто исполняются в гетерофонной манере. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с поступенным движением и скачками на кварту или квинту, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Песни диатоничны. Текстам свойственна силлабичность (при пении встречаются вставные гласные, образующие искусственные слоги). Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в нар. песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Осн. мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

image
Белорусская народная песня " Ты, чырвоная калiна"

Белорус. нар. танц. мелодии имеют, как правило, 2-дольный метр и исполняются в быстром темпе. Мелодия развивается посредством секвенций, встречаются синкопы. В большинстве своём танцы отражают трудовые процессы ("Ленок", "Бульба"), Отношение человека к окружающей природе ("Метелица"), значительное место занимают сюжетные танцы ("Юрочка", "Лявониха", "Полька-Янка").

Среди белорус. нар. инструментов наиболее распространены цимбалы. В нар. быту диапазон их звучания не превышает 1,5 октавы, установленный звукоряд отсутствует. Совр. реконструированные цимбалы - трёхоктавные, хроматические - составляют основу оркестра белорус. нар. инструментов. Распространены также баяны, гармоники и скрипка; из ударных - бубен и небольшой барабан; духовых - дудка и жалейка. Популярны нар. инстр. ансамбли, состоящие из цимбал, гармоники, бубна или скрипки; гармоники, бубна или скрипки. К этим составам часто присоединяются дудка и кларнет. Традиц. инструментом в нар. ансамблях была нар. виолончель-басетля, в наст. время почти исчезнувшая из исполнительской практики. Уже с кон. 19 в. постепенно выходят из употребления также исключительно популярные в прошлом дуда (волынка) и лира (лера).

В 17 в. в Белоруссии появляются духовные канты. Один из кантов, созданный белорус. просветителем Афанасием Филипповичем и помещённый в его "Диариуше" (1645-46), явился первым образцом нотной записи белорус. мелодии (киев. нотация на пятилинейном нотном стане). Первый изданный нотный образец белорус. нар. песни - "Купала на Ивана" ("Виленский вестник", 1817). Песенные напевы печатались в журналах и газетах, в нотных приложениях к этнографич. работам и сб. песенных текстов (П. В. Шейн, Е. Р. Романов, И. А. Сербов, Н. А. Янчук и др.), выходили отд. небольшими сб. (З. Радченко, И. Г. Бычко-Машко). Широкая систематич. работа по собиранию и изучению белорус. муз. фольклора началась только после Великой Окт. социалистич. революции.

С кон. 16 в. в Белоруссии развивается школьный, с 18 в. - крепостной т-р, в спектакли к-рого включались хор. музыка, песни, танцы, инстр. наигрыши. С 40-х гг. 19 в. активизируется муз. жизнь Минска, Витебска, Гродно (гл. обр. концерты гастролёров и местных любителей, спектакли приезжих театр. трупп). В 1852 в Минске была поставлена комич. опера "Селянка" Монюшко на либр. В. И. Дунина-Марцинкевича. Оперетта М. Я. Кимонт "Залёты" ("Сватовство") по одноим. комедии Дунина-Марцинкевича была показана Белорус. муз.-драм. кружком в Вильнюсе (1915). Большое место уделялось музыке в спектаклях Первой белорус. труппы И. Т. Буйницкого (нач. 20 в.; песни и танцы для интермедий подбирали и обрабатывали польский комп. Л. Роговский, литов. комп. С. Шимкус).

Великая Окт. социалистич. революция и образование БССР (1919) положили начало расцвету нац. муз. иск-ва. В 1918-19 в Витебске, Минске, Могилёве, Гомеле, Бобруйске были открыты нар. консерватории, позже преобразованные в муз. техникумы. Муз. школы создаются в разл. городах Белоруссии. Особое значение приобрёл Белорус. муз. техникум в Минске (1924), на базе оперного и балетного классов к-рого в 1930 была открыта Гос. студия оперы и балета, а в 1933 - Белорус. т-р оперы и балета; симф. оркестр техникума стал основой симф. оркестра Белорус. радио (1928), ансамбль белорус. нар. инструментов - оркестра нар. инструментов филармонии (1937). В 1932 открывается Белорус. консерватория, в 1937 Белорус. филармония, объединившая симф. оркестр, оркестр нар. инструментов, Ансамбль белорус. песни и пляски, хор. капеллу, инстр. и вок. ансамбли, группу солистов. В 1940 был организован Белорус. ансамбль песни и танца под рук. Г. Р. Ширмы, преобразованный в 1955 в Гос. хор. капеллу. Композиторы Белоруссии в 1938 объединились в Союз композиторов (в 1932-38 существовала секция композиторов при Союзе писателей БССР, затем белорус. отделение CK СССР). В годы фашистской оккупации артисты Белорус. т-ра оперы и балета совмещали участие во фронтовых бригадах с выступлениями в спектаклях т-ров братских республик; в сезон 1943-44 коллектив т-ра работал в Горьком и Коврове, а осенью 1944 возобновил деятельность в освобождённом Минске. Белорус. ансамбль песни и танца гастролировал по стране.

После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 в Белоруссии восстанавливается деятельность всех муз. коллективов и учреждений, формируются Гос. нар. хор БССР (1952, худож. рук. Г. И. Цитович), Гос. ансамбль танца БССР (1959, худож. рук. С. В. Дречин), хор (1946) и конц.-эстрадный оркестр Белорус. радио и телевидения (1958), Минский камерный оркестр (1968), организуются нар. оперные студии, симф. и нар. оркестры, инстр. ансамбли.

К 20-м гг. относится начало деятельности белорус. композиторов, заложивших основы проф. муз. школы. Среди сочинений H. H. Чуркина особое значение имеет симфониетта (1925) - первое белорус. симф. произведение; композитор создал также оперу "Освобождение труда" (1922, пост. 1924), песни и романсы на сл. Я. Купалы и Я. Коласа. Н. И. Аладов выступил с фп. квинтетом (1925), циклами романсов (на сл. Я. Купалы и М. Богдановича, 1923), комич. оперой "Тарас на Парнасе", кантатой "Десять лет" (обе 1927). Е. К. Тикоцкий написал 1-ю симфонию (1929). Массовые песни создают в эти годы А. Е. Туренков, Г. К. Пукст, И. И. Любан.

В 30-е гг. создаются произв. разл. жанров: муз. комедии "Кухня святости" Тикоцкого (1931), "Коксагыз" Чуркина (1939), кантаты "Над рекой Оресой" Аладова (1933), "Сказ о Медведихе" А. В. Богатырёва (1937, сл. А. С. Пушкина), 1-я симфония Пукста (1934), симфонии "Челюскинцы" (1935) и "Беларусь" (1936) работавшего в Минске рус. композитора В. А. Золотарёва, "Белорусская сюита" Туренкова (1933), симфониетта Аладова (1936), инстр. концерты Е. К. Тикоцкого (для тромбона), А. К. Клумова (для фп.), Г. Столова (для скрипки), фп. и скрипичные пьесы Клумова. В песенном жанре плодотворно работали С. В. Полонский, В. А. Ефимов, n. Ф. Соколовский, И. И. Любан - автор популярной песни "Будьте здоровы".

Постановки на сцене Белорус. т-ра оперы и балета опер "Михась Подгорный" Тикоцкого (1939), "В пущах Полесья" Богатырёва (1939), "Цветок счастья" Туренкова (1940), первого белорус. балета "Соловей" M. E. Крошнера (1939) положили начало нац. муз. театру. Все эти спектакли были показаны в Москве во время 1-й декады белорус. иск-ва и лит-ры (1940).

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 гл. темой творчества белорус. композиторов становится героич. борьба сов. народа против фаш. захватчиков, в частности принявшее грандиозные размеры партизанское движение. Кроме многочисл. песен (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, А. К. Клумов, И. И. Любан, С. В. Полонский, Г. К. Пукст, Н. Ф. Соколовский, Е. К. Тикоцкий, М. Э. Шнейдерман и др.), этой теме посвящены кантаты "Ленинградцы" (1942) и "Белорусским партизанам" (1943) Богатырёва, симфония-баллада "В суровые дни" Аладова (1942), опера "Алеся" Тикоцкого (1944, Белорус. т-р оперы и балета). Отголоски войны слышны в симф. и камерно-инстр. произв. без объявленной программы (2-я симфония Пукста, 2-я ред. 1943; фп. трио Богатырёва, 1943; 2-й квартет Аладова, 1943). А. К. Клумов создал сатирич. комедию "Приключения Фрица" (1944).

Белорус. оперное творчество в 50-е гг. тесно связано с героико-патриотич. темой. Создаются и исполняются на сцене Белорус. т-ра оперы и балета первая белорус. историч. опера "Кастусь Калиновский" Д. А. Лукаса (1947), оперы "Девушка из Полесья" Тикоцкого (1953, на материале оперы "Алеся"), "Надежда Дурова" Богатырёва (1956), посв. Отечеств. войне 1812, "Ясный рассвет" Туренкова (1958) о борьбе народа за воссоединение Белоруссии в 1939, первая белорус. опера для детей "Маринка" Пукста (1955). В 1949 состоялась премьера балета "Князь-озеро" Золотарёва, в основу к-рого положены белорус. нар. легенды. В 1958 поставлен лирико-комедийный балет Г. М. Вагнера "Подставная невеста".

В вок.-симф. и симф. жанрах белорус. музыки отражены крупные события истории народа и его совр. жизни: кантаты "Беларусь" Богатырёва (1949), "Сорок лет" Аладова (1956), "Поля степные" Кузнецова (1958), "Памяти Константина Заслонова" Семеняко (1958), вок.-симф. поэма "Вечно живые" Вагнера (1959), симф. поэма "Партизанская быль" Оловникова (1952, 3-я ред. 1960) и др. Большое развитие получают ранее слабо представленные в белорус. музыке жанры симфонии (Н. И. Аладов, А. В. Богатырёв, П. П. Подковыров, Г. К. Пукст, Е. К. Тикоцкий, с кон. 50-х гг. также Е. А. Глебов, В. И. Чередниченко) и инстр. концерта (Д. Р. Каминский, П. П. Подковыров, Э. М. Тырманд). Д. Р. Каминский наряду с фп., скрипкой и виолончелью впервые использовал в качестве солирующего инструмента цимбалы; его опыт развили затем Е. Г. Дегтярик, Е. А. Глебов, Д. Б. Смольский и др. Среди произв. белорус. камерно-инстр. музыки - фп. квинтет П. П. Подковырова, фп. трио Л. М. Абелиовича, сонаты А. В. Богатырёва для фп., скрипки и виолончели и др.; камерно-вок. музыка представлена циклами А. В. Абелиовича (на сл. М. Богдановича, Ф. И. Тютчева, Р. Бёрнса), А. В. Богатырёва (на сл. Я. Купалы, А. Кулешова и У. Шекспира), Д. А. Лукаса (на сл. Л. Украинки), Г. К. Пукста (на слова А. Звонака) и др. В области песни работают В. В. Оловников (цикл о героях Великой Отечеств. войны 1941-45), Ю. В. Семеняко ("Ой, шумят леса зелёные" и др.), П. П. Подковыров ("Зубрёнок" и др.), Д. А. Лукас ("Взошло солнце ясное" и др.). Музыку гимна БССР написал Н. P. Соколовский (1955). В 60-е и нач. 70-х гг. на сцене белорус. т-ра оперы и балета пост. комич. оперы "Колючая роза" (1960) и "Когда опадают листья" (1968) Семеняко, его же опера-поэма "Звезда Венера" (1970) о белорус. поэте М. Богдановиче, балеты "Мечта" (1961), "Альпийская баллада" (1967) и "Избранница" (1969) Глебова, "Свет и тени" (1963), "После бала" (1971) Вагнера. Первый опыт создания телеоперы принадлежит Вагнеру ("Утро", 1967). Во мн. жанрах белорус. музыки активно работают композиторы Р. П. Бутвиловский, С. А. Кортес, И. М. Лученок, Д. Б. Смольский, К. Д. Тесаков, О. Г. Янченко и др. Содержательность и жанровое разнообразие отличают вок.-симф. музыку 60-х и нач. 70-х гг. Среди значит. произв. этого жанра - кантата "Белорусские песни" и монологи о В. И. Ленине для баса и оркестра Богатырёва, оратории "Колокола", "Свети, заря" и концерт для голоса с оркестром Глебова, вок.-симф. поэма "Пепел" Кортеса и др. Широко представлен жанр инстр. концерта (А. В. Богатырёв, Р. П. Бутвиловский, Г. М. Вагнер, Д. Р. Каминский, С. А. Кортес, О. Г. Янченко). Значительны камерные инстр. ансамбли Н. И. Аладова, Д. Р. Каминского, вок. циклы Э. М. Тырманд, Д. Б. Смольского, хоровые произв. А. В. Богатырёва, Э. М. Тырманд. Популярность завоевали песни И. М. Лученка. Мн. композиторы работают в области эстрадной музыки и кино.

Среди музыковедов и фольклористов - Л. Д. Ауэрбах, Г. С. Глущенко, Т. А. Дубкова, В. И. Елатов, А. Б. Ладыгина, Л. С. Мухаринская, И. Г. Нисневич, С. Г. Нисневич, Б. С. Смольский, К. И. Степанцевич, Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, Т. А. Щербакова и др.; среди певцов - нар. арт. СССР Л. П. Александровская, Т. Н. Нижникова, нар. арт. БССР Л. Ф. Алексеева, А. Д. Арсенко, З. И. Бабий, И. М. Болотин, Л. Ф. Бражник, В. Ф. Волчанецкая, Л. И. Галушкина, А. М. Генералов, В. И. Глушаков, С. М. Данилюк, М. И. Денисов, С. Ю. Друкер, П. И. Засецкий, М. А. Зюванов, В. М. Малькова, Р. В. Млодек, И. П. Сайков, Н. Н. Сердобов, И. Д. Сорокин, В. М. Чернобаев, Т. И. Шимко; дирижёров - нар. арт. БССР Т. М. Коломийцева, Л. В. Любимов, засл. деят. иск-в БССР И. С. Абрамис, И. А. Гитгарц, М. Э. Шнейдерман, засл. артист БССР В. В. Катаев; хоровых дирижёров - нар. артист СССР Г. И. Цитович, Г. Р. Ширма, нар. арт. БССР A. Когадеев, засл. деят. иск-в БССР Г. Н. Петров, B. В. Ровдо; скрипачей - засл. арт. БССР А. Л. Бессмертный, Л. Д. Горелик; пианистов - засл. арт. БССР Е. Я. Эфрон; цимбалистов - нар. арт. СССР И. И. Жинович, нар. арт. БССР А. А. Остромецкий, засл. арт. БССР В. А. Буркович, С. M. Новицкий, X. И. Шмелькин.

В БССР функционируют Гос. симф. оркестр, Минский камерный оркестр, оркестр нар. инструментов, академическая хоровая капелла, хор радио и телевидения, Гос. нар. хор, ансамбль песни и танца Краснознаменного белорус. воен. округа (осн. в 1938), концертно-эстрадный оркестр радио и телевидения, консерватория и при ней спец. средняя муз. школа (Минск), 12 муз. училищ, 96 муз. школ. В Институте искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР (осн в 1957) имеется сектор музыки.

Литература: Прывалаю Н., Народный музычныя iнструменти Беларусi, "Запiскi аддзелу гуманiтарных навук", кн 4 - Працы катэдры этнаграфii, т. 1, сшытак 1, Мiнск, 1928; Беляев В., Белорусская народная музыка, Л., 1941; Нисневич С., Замечания по мелодической и ладовой структуре белорусской народной песни, "Известия академии наук Белорусской ССР", 1948, No 3; её же, Белорусская симфоническая музыка, Минск, 1959; её же, Беларуская народная песня у музычнай драматургiч нацыянальных опер i балетаю, Мiнск, 1962; Мастацтва Совецкай Беларусi. Зборнiк артыкулаю, Мiнск, 1955; Цитович Г., Нисневич И., Белорусская ССР, М., 1957 (Музыкальная культура союзных республик); Сизко В. А., Белорусская советская опера, Минск, 1959; Майстры беларускай сцены, Мiнск, 1960; Смольский Б. С., Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963; Елатов В. И., Ладовые основы белорусской народной музыки, Минск, 1964; его же, Ритмические основы белорусской народной музыки, Минск, 1966; его же, Мелодические основы белорусской народной музыки, Минск, 1970; Чурко Ю. М., Белорусский балет, Минск, 1966; Нисневич И., Нисневич С., Очерки по истории советской белорусской музыкальной культуры, Л.-М., 1966, Л.-М., 1969; Журавлёв Д. Н., Композиторы Советской Белоруссии, Минск, 1966; Мухаринская Л. С., Мелодический язык современной белорусской народной песни, Минск, 1966; её же, Белорусская народная партизанская песня, Минск, 1968; Слова пра майстрою сцэны, Мiнск, 1967; Кулешова Г. Г., Белорусская советская опера, Минск, 1967; Степанцевич К. И., Белорусский концерт, Минск, 1968; История музыки народов СССР, тт I-IV, М., 1970-72; Гiсторыя беларуской савецкой музыкi, Мiнск, 1971.

И. Г. Нисневич

реклама

вам может быть интересно

Grand fouette, гран фуэтэ Балет и танец
Просвещение Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Арпеджио Термины и понятия
Балерина Балет и танец
Port de bras, пор-де-бра Балет и танец
Балетмейстер Балет и танец
Симфоническая поэма Музыкальные жанры
Тальянка Музыкальные инструменты
Октет Термины и понятия
Экспериментальная музыка Термины и понятия
Новозеландская музыка Национальные культуры
Пакистанская музыка Национальные культуры

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 7250
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть