Бельгийская музыка

БЕЛЬГИЙСКАЯ МУЗЫКА. Истоки муз. иск-ва совр. Бельгии берут начало в нидерл. художеств. культуре 15-16 вв., к-рая явилась основой для сложившейся позднее Б. м. Формирование Б. м. протекало в сложных историч., политич. и социально-обществ. условиях. Это объяснялось тем, что территория совр. Бельгии, находившаяся под многовековым испан. владычеством, затем вошла в качестве провинции в империю австр. Габсбургов, а позднее попала под власть Франции и Германии и стала независимой лишь после Революции 1830. Кроме нац. муз. традиций фламандцев, населявших север страны и связанных с голл. культурой, и валлонов, обитавших на юге и испытавших воздействие франц. культурных традиций, в Б. м. сказалось сильное нем. влияние. Эти различия нац. муз. культур проявляются как в муз. фольклоре, так и в проф. муз. творчестве.

Ещё в эпоху средневековья на территории совр. Бельгии бытовали разл. обряды, давались нар. представления, мистерии, содержавшие элементы муз. действия; в городах выступали труппы бродячих комедиантов и музыкантов, были распространены хор. пение, игра на смычковых инструментах. В 14 в. в Брюсселе существовало братство менестрелей. В эпоху Возрождения выдвигается т. н. нидерландская (франко-фламандская) полифонич. школа (см. Нидерландская школа), оставившая глубокий след в зап.-европ. иск-ве 15-16 вв. Эта школа сложилась на основе разносторонних достижений нидерл. художеств. культуры и опиралась на нар. песенное творчество. Её формирование протекало одновременно с процессом развития нидерл. иск-ва и архитектуры этого времени. Крупнейшие представители нидерл. школы - Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, Жоскен Депре, Орландо ди Лассо, И. Окегем и др., работавшие во мн. зап.-европ. странах, - современники X. Мемлинга, А. Ван Дейка, Рогира ван дер Вейдена. Выходцы из бельг. провинций, эти композиторы создали выдающиеся образцы культовой и светской многогол. хор. музыки a cappella. Их художеств. традиции получили в дальнейшем развитие в церк. певч. школах - метризах, где обучались почти все видные бельг. музыканты 17-18 вв. С упадком полифонич. иск-ва (17 в.) нидерл. школа утратила ведущее значение. Несмотря на то что Б. м. в этот период не выдвинула крупных композиторов, проникновение новых художеств. веяний (гл. обр. из Италии и Франции), связанных с утверждением в муз. иск-ве гомофонного стиля и развитием инструментализма, способствовало распространению муз. культуры в бюргерских кругах, что создало предпосылки для последующего развития Б. м. Флам. живописцы 17 в. запечатлели и разнообразные типы любителей музыки, и красочные сцены домашнего музицирования горожан. В среде бюргеров культивировались преим. камерно-вок. жанры, в аристократич. салонах и придворных капеллах - игра на органе и в особенности на клавесине. О популярности этого инструмента свидетельствует получившее массовое развитие изготовление клавесинов, сосредоточенное в основном в Антверпене, где работало семейство мастеров Рюккерсов. Клавесины фламандской работы считались лучшими в Зап. Европе. С 16 в. Антверпен становится также одним из центров европ. нотопечатания; здесь работали крупные нотоиздательские фирмы (Т. Сузато и др.). Значение муз. центра приобретает Брюссель. Здесь ещё в 1431 была организована придв. капелла, в к-рую входили видные итал. и испан. музыканты. Во 2-й пол. 17 в. на основе придв. оперных и балетных представлений формируется муз. т-р, высокого уровня достигает культовое хор. пение, сосредоточенное в гор. церк. капеллах (наиболее известная - капелла собора Сен-Гюдюль). Среди бельг. музыкантов 17 в. выделяется валлонец А. Дюмон (1610-89), автор месс, мотетов, произв. для органа. Он долгое время работал в Париже, где руководил корол. капеллой. Его лучшее произв. - колоритный "Французский мотет" (с вок. партиями, носящими ясно выраженный инструментальный характер, с солирующими эпизодами, сопровождаемыми бассо-континуо и характерными диалогами) - носит скорее декоративный, чем подлинно религ. характер. Его творчество в этом жанре оказало воздействие на франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, М. Р. Лаланда, Л. Куперена). В 18 в. получает развитие органная и клавесинная музыка. Выдвигаются органисты: в Брюсселе - ван Керховен и П. Корне, в Антверпене - Д. Рокка, в Лувене - ван ден Гейн. В их композиторском творчестве отразилось франц. влияние, сказавшееся на гармонич. ясности письма и простоте фактуры органных сочинений. Развивается творчество композиторов-клавесинистов Ж. Б. Лейе, ван Хелмонта, Ж. Э. Фьокко. Последний - видный представитель семейства бельг. музыкантов итал. происхождения; он писал гл. обр. культовую музыку, однако наиболее известен своими "Пьесами для клавесина" (сб. "Piиces de clavecin", 1730); несмотря на сильное воздействие франц. клавесинной культуры, они отмечены индивидуальными чертами - свежестью мелодич. оборотов, ритмич. изобретательностью, богатством фантазии. Появляются и мастера симф. музыки, среди них - П. ван Мальдере, писавший также оперы и концертировавший как скрипач и дирижёр во Франции, Австрии, Германии, Англии. Среди его сочинений гл. значение имеют симфонии, в к-рых он выступает как передовой художник, примыкающий к мангеймской школе. Пользовавшиеся популярностью, эти произв. сыграли определённую роль в выработке формы классич. симфонии. В 18 в. возрастает значение придв. капеллы в Брюсселе, пополнившейся бельг. музыкантами. Наибольший расцвет её деятельности связан с композитором и скрипачом А. Ж. де Крусом (возглавлял капеллу с 1749). После открытия в Брюсселе т-ра "Де ла Монне" (1700) всё большее место в муз. жизни занимает оперное иск-во. В репертуаре преобладают произв. франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша, А. Кампра). В 1759 осуществляется пост. первой бельг. оперы-комедии "Маскарад-пастораль" ван Мальдера. В конце 18 в. выдвигаются крупнейшие композиторы - видный симфонист Ф. Ж. Госсек и выдающийся мастер комич. оперы А. Э. Гретри, деятельность к-рых протекала во Франции. Их творчеством как бы обобщён художеств. опыт бельг. композиторов и определён вклад, внесённый Б. м. во франц. муз. иск-во. Тесная связь Госсека и Гретри (позднее С. Франка) и мн. др. бельгийских музыкантов с франц. художеств. культурой указывает на то, что Б. м. конца 18 в. является также достоянием муз. иск-ва Франции.

Великая франц. революция и последовавшая затем оккупация французами австрийских Нидерландов вызвали существ. изменения в развитии Б. м. Сходит на нет роль метриз, вследствие чего церковь теряет монопольное право на муз. образование. По образцу Парижской консерватории организуются светские муз.-учебные заведения. В 1812 Ж. Б. Рукур создал муз. уч-ще в Брюсселе, вскоре открылось уч-ще в Льеже. Эти учебные заведения заложили основы новой гос. системы муз. образования. На их базе в 1830-40 организуются первые консерватории - в Брюсселе, Льеже и Генте. Они имели большое значение в воспитании нац. муз. кадров, положили начало формированию композиторской и исполнительской школ. В 19 в. на развитие Б. м. (вплоть до 70-х гг.) продолжает оказывать наибольшее влияние франц. муз. культура, гл. обр. франц. оперная музыка. Опера занимает доминирующее место в творчестве большинства бельг. композиторов этого времени. Среди них Ф. Ж. Фетис (впоследствии крупнейший музыковед), автор комич. опер "Любовник и муж" ("L'Amant et le mari", 1820), "Манекен из Бергамо" ("Le mannequin de Bergame", 1832) и др., подражавший А. Ф. Буальдьё и Ф. Л. Ж. Герольду А. Гризар - мастер небольших муз.-сценич. произв., в к-рых сочетаются черты, присущие итал. опере буфф и франц. комич. опере 18 в. Более поздние оперы гентского композитора А. Лимнандера де Ньивенхове содержат уже романтически-декоративные элементы; отмеченные драматич. коллизиями "Черногорцы" (1849), "Замок Синей Бороды" (1851) и др. отражают влияния музыки Л. Ф. М. Обера, А. Ш. Адана и Дж. Мейербера. В ещё большей степени эти тенденции проявляются у Ф. О. Геварта (как и Фетис, он впоследствии посвятил себя музыковедению), отразившего в своём оперном творчестве широкий диапазон влияний - от Мейербера до Ж. Оффенбаха. Наиболее известна его опера "Квентин Дорвард" ("Quentin Dorward" по Вальтер Скотту, 1858), в к-рой воссоздан романтич. колорит эпохи. Лучшее из созданного им - героич. кантата "Якоб ван Артевельде" (1864), отмеченная мужественностью стиля и декоративностью письма. Однако в целом творчество Геварта, как и других совр. ему бельг. композиторов, было эклектично.

Во 2-й пол. 19 в. развитие Б. м. представляет сложную и во многом пёструю картину. В 1870-х гг. намечается перелом в бельг. опере. Под воздействием творчества Р. Вагнера происходит постепенный отход бельг. композиторов от традиционных оперных форм, что связано с преодолением художеств. стандартов франц. оперного иск-ва. Характерное произв. переходного периода - опера "Чёрный капитан" ("De zwark kapitein", 1877) Ж. Мертенса, по форме и тематике близка к "Летучему голландцу" Вагнера. На фоне усиливающихся вагнеровских влияний, к-рым отдали дань в своём оперном творчестве такие мастера, как Э. Тинель, а также Э. Матьё, Ф. Серве, Я. ван ден Эден и др., возникает широкое демократич. движение за возрождение фламандской нац. музыки, с опорой на нар. творчество. Во главе его - П. Бенуа с группой учеников и последователей, т. н. фламандская (антверпенская) школа, для к-рой вместе с тем характерно тяготение к нем. муз. культуре и оперному жанру. Лучшие оперы Бенуа, основанные на нац. историко-героич. ("Усмирение Гента" - "Pacificatie van Gent", 1876) или бытовых ("Деревня в горах" - "Het dorp in't gebergte", 1856) сюжетах, с использованием нац. муз. фольклора, явились этапом в развитии бельг. оперного иск-ва. Однако наиболее значительна кантатная и ораториальная музыка Бенуа. Его оратории "Люцифер" (1866) и "Шельда" (1868) и в особенности кантата "Рубенс" (1877) - высокохудожеств. образцы нац. музыки. Его видный ученик и последователь - Я. Блокс. Оперы Блокса на сюжеты из флам. истории "Принцесса таверны" ("Herbergprinses", 1896), "Тиль Уленшпигель" (1900) и др., отличавшиеся сочностью муз. языка и эмоциональной напряжённостью действия, способствовали утверждению нац. оперного стиля. К антверпенской школе примыкают Э. Тинель и Л. Дюбуа. Среди сочинений Тинеля выделяются муз. драмы "Годелив" (1897) и "Катарина" (1909) - произв. умеренно вагнерианского направления, а также мн. песни, в особенности на тексты Н. Ленау, и цикл "Старофламандские песни", написанный под воздействием Р. Шумана и И. Брамса, но проникнутый индивидуально-прочувствованным муз.-поэтич. настроением и отличающийся тонкостью муз. красок. Л. Дюбуа известен гл. обр. мелодрамой "Смерть" ("Le Mort", 1894). Это произв. привлекло внимание драм. силой отд. эпизодов, переплетающихся с живописной передачей картин сельской жизни, сценами нар. веселья, применением остроумно разработанной композитором системы лейтмотивов. Одновременно с антверпенской школой в Б. м. складывается валлонское направление, для к-рого типичны связи с франц. музыкой. Во главе его - Г. Лекё и Ж. Йонген. Рано умерший Лекё заложил основы камерной Б. м. - его соната для скрипки и фп., струн. квартеты (завершены В. д'Энди) отличаются выразительной мелодикой нар. склада и тонкостью гармонич. языка; ему принадлежат также орк. произв. Среди мн. произв. разл. жанров Йонгена наиболее значительны сочинения для оркестра, в т. ч. симфония для оркестра с органом "Арденнские впечатления" ("Impressions d'Ardennes", 1913), камерные сочинения (струн. квартет, фп. трио и др.). Уравновешенность формы, мягкость мелодики и ясность письма - отличительные их черты. Для последнего тридцатилетия 19 в. характерны поиски бельг. композиторами новых творч. путей; заметное влияние на Б. м. стала оказывать рус. музыка. Начало этому процессу положило знакомство с творчеством А. С. Даргомыжского во время его вторичного посещения Бельгии (1864-65), когда в симф. концертах "Ассоциации брюссельских музыкантов" прозвучали его сочинения, высоко оценённые Ф. Ж. Фетисом. В дальнейшем мн. бельг. композиторы (Ж. Дюпон, Ж. Т. Раду, Л. Г. Юберти, Э. Тинель, П. Жильсон) выступали пропагандистами творчества комп. "Могучей кучки". Важное значение для популяризации рус. музыки в Бельгии имела деятельность Л. Мерси-Аржанто, устраивавшей (с 1885) в Брюсселе "Русские концерты" (по её инициативе в качестве дирижёра был приглашён Н. А. Римский-Корсаков), и дирижёра Т. Жадуля, одного из основателей "Русского музыкального клуба" в Льеже, особенно много сделавшего для популяризации творчества А. П. Бородина. Важное значение имело об-во "Концерты Изаи" (с 1895), в к-рых большое место занимали симф. произв. рус. композиторов. Влияние рус. музыки сказалось гл. обр. на развитии в Бельгии симф. жанра, отчасти на обращении бельг. композиторов к муз. фольклору народов Востока. Наиболее ярко воздействие "Могучей кучки" проявилось в творчестве П. Жильсона. Первое исполнение его симфонии "Море" в 1890 стало важным событием в муз. жизни Бельгии. В свежести орк. колорита, пластичности мелодич. материала, новизне приёмов инструментовки выявилось своеобразное преломление русских влияний. На разработке народной рус. темы построены "Симфонические вариации" Жильсона. Рус. влияние, наряду с вагнеровским, ощущается в орк. творчестве О. де Бёка - такова симфония g-moll с её живописностью орк. колорита и темпераментностью музыки, "Дагомейская рапсодия" ("Dahomeaanse Rhapsodie", 1893), "Фантазия на две фламандские народные песни" ("Fantasie op twee vlaame volkslideren"). Популярны его оперы на нац. сюжеты, в к-рых использованы элементы бельг. фольклора, - "Сон в зимнюю ночь" ("Winternachtsdroom", 1902), "Рейнские гномы" ("Rijndwergen", 1906), "Изумрудная дорога" ("La Route d'Emeraude", 1921).

Несмотря на высокий проф. уровень, достигнутый Б. м. к концу 19 в., она всё же остаётся эклектичной. Произв. бельг. композиторов не выходят за рамки нац. значения. Исключением является С. Франк - крупнейший бельг. музыкант 19 в., творчество к-рого приобрело общеевроп. значение. Оно неразрывно связано с франц. муз. иск-вом, но своими корнями уходит в нац. почву, опираясь на бельг. муз. культуру, художеств. традиции бельг. органистов. Симф. и особенно камерно-инстр. сочинения Франка - вершина Б. м. Они оказали огромное влияние на творчество композиторов валлонского направления, а также на В. Врёльса и др. представителей поколения бельг. музыкантов, сформировавшихся под прямым воздействием музыки Франка. В 19 в. музыковедение и особенно бельг. исполнительское иск-во вышли за пределы нац. значения. Мировую известность получила бельг. скрипич. школа, основоположником к-рой является Ш. Берио. Его ученик А. Вьётан и воспитанник последнего Э. Изаи, а затем С. Томсон, Ю. Леонар, Ж. Л. Массар, П. Марсик (последние трое тесно связаны с франц. муз. культурой) положили начало формированию т. н. франко-бельг. скрипич. школы, одному из ведущих направлений в европ. скрипич. иск-ве 19-20 вв. Первоклассных виртуозов выдвинула бельг. виолончельная школа (А. Ватта, Ф. Демунк и особенно Ф. Серве Старший), вокальная школа (певцы Э. Дейк и Э. Блауварт). Капитальные труды Фетиса и Геварта по истории и теории музыки, а также муз. лексикографич. работы Фетиса оказали влияние на развитие европ. музыковедения. После 1-й мировой войны муз. жизнь Бельгии активизируется и демократизируется, особенно это проявляется в исп. симф. и камерной музыки. Наряду с ранее существовавшими (в Брюсселе) конц. организациями - "Популярные концерты классич. музыки" (с 1865), "Концертное общество консерватории" (с 1894), об-во "Концерты Изаи", возникают новые - "Духовные концерты" (1919), "Концерты Дефо" (осн. в 1922 известным дирижёром Д. Дефо), Филармоническое об-во (осн. в 1927 А. ле Бёфом, объединено в 1930 с "Популярными концертами классической музыки"), "Дом музыки" (с 1930), "За старинную музыку" ("Pro musica antiqua", осн. в 1933 С. Кейпом, рук. Ш. ван ден Боррен), занимающееся исполнением музыки 12-15 вв. на реконструированных старинных инструментах, "Дневные концерты" (с 1939), к-рые популяризировали главным образом камерную музыку. В 1932 был организован симфонический оркестр радио, в 1936 - Нац. симф. оркестр, крупнейший бельг. исполнит. коллектив. Среди камерных ансамблей - струн. квартет "Pro arte" (осн. 1913), пропагандировавший совр. музыку. Ведущий муз. деятель этого периода (1920-1930) - П. Жильсон, хотя наиболее значит. произв. им были созданы ещё до 1914. Большинство совр. бельг. композиторов, выступивших в 1920-40-х гг., в той или иной степени является его учениками. В 1925 вокруг Жильсона объединилась группа молодых музыкантов, получившая название "Синтетисты", ставившая своей целью овладеть совр. композиторской техникой. Из этой группы вышли видные композиторы старшего поколения: М. Пот, М. Схумакер, Р. Бернье, Ф. Бургиньон. Среди др. композиторов старшего поколения - Ж. Абсиль, Ф. Кине, Р. Дефоссе, Ф. Петерс; позднее выдвинулись Л. Хейбрехтс и Д. ван де Вёстаде. Своеобразием творч. индивидуальности выделяется Ж. Абсиль, один из немногих музыкантов, получивших широкое признание за пределами Бельгии. Абсиль является организатором творч. кружка "Сирены" и одним из основателей журн. "Revue internationale de musique" (1938). Среди молодого поколения бельг. композиторов получили распространение додекафония, конкретная, электронная, серийная музыка, алеаторика, пуантилизм и др. модернистские течения; отрицат. влияние оказывает лёгкая музыка, рассчитанная на невзыскательный вкус слушателей, часто звучащая с эстрады, по радио и телевидению. Муз. центр страны - Брюссель, где сосредоточены осн. муз. учреждения, учебные заведения, муз. об-ва, проводятся крупнейшие междунар. муз. конкурсы - им. Э. Изаи (скрипачей, 1937; пианистов, 1938; с 1950 наз. им. королевы бельгийской Елизаветы). Междунар. конкурсы проводятся и в др. городах: органистов им. Баха в Генте (1946), вокалистов - об-ва "Эхо трудящихся" в Вервье (с 1948), струн. квартетов в Льеже (с 1951). Организуются мн. муз. празднества, фестивали: с 1946 Органное празднество в Генте - крупнейшем европ. центре органного иск-ва, с 1964 - "Фламандский фестиваль" в Брюгге. Работают оперные театры в Антверпене, Генте, Льеже, Монсе.

В Бельгии существует гос. система муз. образования. Работают консерватории в Брюсселе (осн. 1832), Антверпене (с 1876 - муз. школа, в 1898 преобразована в корол. фламандскую консерваторию), в Льеже, Генте, Шарлеруа, школа церк. музыки в Мехелене (Малин), где также находится муз. школа игры на карийоне. В Монсе имеется Музыковедч. ин-т, занимающийся изучением муз. прошлого и фольклора провинции Эно, его рук. X. Лют содействует распространению рус. классич. и сов. музыки. Работают мн. муз. об-ва: Нац. об-во бельг. композиторов, Международное об-во совр. музыки, Бельгийское об-во музыковедения, издающее с 1947 журн. "Revue belge de musicologie", "Центр первых исполнений", Бельгийский центр по документации и муз. изданиям (осн. в 1951, собирает произв. бельг. композиторов, систематизирует муз. материал, размножает партитуры, издаёт систематич. аннотированные каталоги произв. композиторов, пропагандирует Б. м. за рубежом). Мн. бельг. музыканты объединены в об-во "Свободная эстетика" (организованное в 1892 на базе об-ва "Кружок XX в."). Наиболее значительна прогрессивная муз.-просветительская организация - "Музыкальная молодёжь Бельгии", созданная М. Кювелье в 1940, во время нем. оккупации (в противовес т. н. "Юношескому движению", насаждавшемуся фашистами), и проводящая концерты, лекции для молодёжи. Среди совр. бельг. музыкантов: дирижёр Ф. Андре; пианисты Э. Боске и М. Маас; скрипачи А. Гертлер, А. Грюмьо, К. ван Несте; органисты Ш. Энс и Г. Версхраген; клавесинистка М. ван ден Виель; певцы М. де Грот, Ф. Анспах; певицы Ж. Тежельс, Ж. де Робо, С. Дано; музыковеды Ш. ван ден Боррен, А. Воткенн, Р. Ванжерме, Э. Клоссон, П. Коллер, С. Клерк, Ш. Лейченс, Р. Ленартс и др.

Литература: Van Duyse Fl., Het eenstemmig fransch en nederlandsch wereldlijk lied in de belgische gewesten, Gand, 1896; Closson E., Les chansons populaires de provinces belges, (Brux.), 1905-20; его же, La facture des instruments de musique en Belgique, (Brux.), 1935; Van den Borren Ch., Du rфle international de la Belgique dans l'histoire musicale, в кн.: Kongress Bericht, Lьttich, 1930; его же, Geschiedenis van de muziek in de Nederlanden, Dl 1-2, Antw., 1948-51; Mueren Fl. van der, Vlaamsche muziek en componisten in de 19-en 20 eeuw, 's-Gravenhage, 1931; Сlereх S., Les clavecinistes belges et leur emprunts а l'art de Fr. Couperin et de J.-Ph. Rameau, "RM", XX, 1939; её же, Terminologie et rйalitйs. Introduction а l'histoire de la musique en Belgique, "RBM", 1951, v. V, fasz. 1, 3-4; её же, La musicologie en Belgique depuis 1945, "Acta musicologica", v. XXX, 1958; её же, Complйment а la bibliographie sur la musicologie en Belgique depuis 1945, там же, v. XXXI, 1959; Libiez A. (йd.), Chansons populaires de l'ancien Hainaut, v. 1-4, Brux., 1939; Peters К. С., Het volksche kerstlied in Vlaandern, Antw., 1942; Stehman J., Histoire de la musique en Belgique, Brux., 1950; La musique en Belgique du moyen age а nos jours, publ. sous la dir. de E. Closson et Ch. van den Borren, Brux., 1950; Leirens Сh., La musique belge, Brux., 1952; CBDM (Centre belge de documentation musicale), No 1-20, Brux., 1953-57 (Каталог произв. бельгийских композиторов); Schrijver К. de, Levende componisten uit Viaanderen, dl 1-2, Leuven, 1954-55; его же, Bibliografоe der belgische toonkunstenaars sedert 1800, Leuven, 1958; Lenaerts. R. B. M., Contribution а l'histoire de la musique belge de la Renaissance, "RBM", IX, 1955; Danse musique, thйвtre en Belgique, Brux., 1956; Hemef V. van, Voorname belgische toonkunstenaars uit de 18-de, 19-de en 20-de eeuw., 3 dr., Antw., 1958; Wangermee R., La musique belge contemporaine, Brux., 1959; Mueren Fl. van der, Perspectief van de vlaamse muzick sedert Benoоt, Hasselt, 1961; Music in Belgium. Contemporary belgian composers, Brussels, 1964 (ed. CBDM).

И. M. Ямпольский

реклама

вам может быть интересно

Фолия Музыкальные жанры
Симфоническая поэма Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Редакция Термины и понятия
Стилизация Термины и понятия
Период Термины и понятия
Домра Музыкальные инструменты
Developpe, девлоппе Балет и танец
Pizzicato, пиццикaто Термины и понятия
Противосложение Термины и понятия
Шансонье Термины и понятия
Бас Термины и понятия
Gargouillade, гаргуйад Балет и танец

Реклама



Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 5695
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть