Пётр Бечала

Piotr Beczała

Пётр Бечала / Piotr Beczała

К тенорам всегда было самое пристальное внимание, но с эпохой интернета у меломанов из разных стран появился дополнительный источник обмена информацией о выступлениях любимых артистов в любой точке мира. Сами певцы пользуются услугами веб-дизайнеров, чтобы сообщать о себе достоверную информацию. Обычно на таких персональных сайтах можно найти биографию, репертуар, дискографию, отзывы прессы и, главное, график выступлений — иногда на год вперед. Затем модераторы музыкальных сайтов скачивают эти сведения, приводят в порядок, раскладывают в календарном порядке — и анонсируемые таким образом события обрастают папками с досье.

В этом помогают посетители этих сайтов, находящиеся в данный момент ближе к объекту внимания. Например, если модератор сайта работает в Париже, а премьера Х проходит в Цюрихе, то швейцарские коллеги перешлют ссылки на все материалы прессы и в ночь после премьеры дадут подробный отчет. Музыканты от этого только выиграют — набрав свое имя в строке поиска, они могут по количеству ссылок узнать свой рейтинг популярности на данный момент. А для теноров, которые в силу традиции друг друга недолюбливают, жизненно важно знать каждую минуту жизни, числятся ли они в десятке лучших и не перепел ли их кто-то. Во всяком случае, для польского тенора Петра Бечалы поддержание стабильного статус-кво на мировой оперной арене — важная вещь.

Меня заинтересовал этот персонаж, когда я просматривала сайты разных театров в поисках интересных музыкальных событий февраля. Все указывало на то, что следует обратить внимание на Петра Бечалу. Минувший год он радовал мир своими дебютами в ведущих театрах мира, нынешний начинает также с дебютов.

Для Москвы Петр Бечала — небезызвестный человек. Меломаны помнят его выступления с оркестром Владимира Федосеева. Один раз он пел на концерте в честь Сергея Лемешева — Федосеев тогда привез польского тенора в Москву, чтобы похвастаться любимцем, с которым много работает в Цюрихе и чей лирический тембр отдаленно напоминает лемешевский. А за год до того Бечала спел Водемона в концертном исполнении «Иоланты», дирижировал тот же Федосеев. «Культура» писала подробно об этих событиях 2002-го и 2003 года.

Петр Бечала родился на юге Польши. Музыкальное образование получил на родине, в Катовице, и начал искать подходящий ангажемент в каком-нибудь европейском театре. Молодого певца пригласили на постоянный контракт в оперный театр австрийского Линца, а оттуда в 1997 году он перебрался в Цюрих, который и является по сей день его родным домом. Здесь он спел добрую половину репертуара лирического тенора, включая оперы на русском и других славянских языках. Хотя певец относится к тому поколению молодых людей, которые русский язык в школе не учили в обязательном порядке, он быстро смекнул, что умение внятно петь и, главное, правильно интонировать по-русски серьезно повысит его вокальную квалификацию. Очень помогли уроки Павла Лисициана и встреча в Цюрихе с Владимиром Федосеевым. В мгновение ока он стал главным Ленским в Европе, отбирая хлеб у наших отправившихся в Европу на заработки певцов. Поляки, видимо, очень восприимчивы к языкам. Когда на премьеру «Онегина» в Москву приезжал польский баритон Мариуш Квечень, многие поразились его роскошной дикцией. Ленский и Водемон Бечалы также безупречны с точки зрения русского языка.

Раньше к певцу предъявляли больше претензий. Московские критики, например, присутствовавшие на концерте в честь Лемешева, слегка пожурили артиста за всеядность, за непомерную растрату голоса на партии «не по карману». Бечала учел пожелания, сегодняшние рецензенты в один голос утверждают, что вокальная техника певца стала почти безукоризненной.

Но директора театров мечтают заполучить к себе Бечалу не только за его сильный голос и красивый тембр. Бечала — сначала артист, а уж потом певец. Его не смущает никакая радикальная продукция, никакие выверты режиссеров. Он может все или почти все.

Совершенно замечательный пассаж я встретила в отчетах парижских меломанов, посетивших в феврале Цюрих ради дебюта Бечалы в «Лючии ди Ламмермур». Там было сказано следующее: «Существуя на сцене по строгим законам романтического сюжета этой оперы, во время исполнения центральной арии Эдгара певец, слегка приподнимая плечо, вел скрытый диалог с залом, как бы насмехаясь над техническими трудностями роли и пения бельканто вообще». В контексте постановок постмодернистского толка такие месседжи от певца свидетельствуют о полном его включении в контекст современного музыкального театра.

Итак, за прошлый год Петр Бечала прошел крещение огнем — дебютировал в нью-йоркской Метрополитен и миланской Ла Скала в партии Герцога в «Риголетто», а также в Баварской государственной Опере опять же в роли Герцога и в роли Альфреда («Травиата»). Осилил «Лючию» в Цюрихе, впереди — дебют в продукции Большого театра Варшавы («Риголетто») и несколько спектаклей на Мюнхенском фестивале.

Желающих познакомиться с творчеством Бечалы отсылаю к многочисленным операм на DVD с его участием. Прямо на сайте певца выложены хорошего качества видеоклипы с сольными кусками из опер. Очень рекомендую посетить.

Александра Германова, 2007 год

реклама

вам может быть интересно

Карл Орф Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

28.12.1966

Профессия

певец

Тип голоса

тенор

Страна

Польша

просмотры: 82
добавлено: 22.02.2007



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть