Ettore Bastianini
Родился в Сиене, учился у Гаэтано Ванни. Певческую карьеру начинал как бас, дебютировав в 1945 году в Равенне в партии Коллена («Богема» Пуччини). В течение шести лет исполнял басовые партии: Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини, Спарафучиле в «Риголетто» Верди, Тимур в «Турандот» Пуччини и другие. С 1948 года выступает в Ла Скала.
В 1952 году Бастианини впервые выступает как баритон в партии Жермона (Болонья). С 1952 года часто выступал на фестивале «Флорентийский музыкальный май» в партиях русского репертуара (Томский, Елецкий, Мазепа, Андрей Болконский). В 1953 дебютировал в Метрополитен Опера (партия Жермона). Исполнял в Ла Скала (1954) партию Евгения Онегина, в 1958 выступал с Каллас в «Пирате» Беллини. С 1962 пел в Ковент Гардене, пел также на Зальцбургском фестивале, в «Арена ди Верона».
Голос певца критики называли «пламенным», «голосом бронзы и бархата» — яркий, сочный баритон, звонкий в верхнем регистре, густой и насыщенный в басах.
Бастианини был великолепным исполнителем драматических партий Верди — граф ди Луна («Трубадур»), Ренато («Бал-маскарад», Дон Карлос («Сила судьбы»), Родриго («Дон Карлос»). С равным успехом он выступал в операх композиторов-веристов. Среди партий также Фигаро, Варнава в «Джоконде» Понкьелли, Жерар в «Андре Шенье» Джордано, Эскамильо и другие. В 1963 году у певца обнаружилась неизлечимая болезнь — тем не менее, он продолжал выступать до 1965 года. Последней партией, исполненной Бастианини, стала партия Родриго на сцене Метрополитен Опера.
Этторе Бастианини — один из выдающихся певцов середины XX века. Среди записей партии Фигаро (дирижёр Эреде, Decca), Родриго (дирижёр Караян, Deutsche Grammophon), Жерара (дирижёр Гаваццени, Decca).