Антон Иванович Барцал

Anton Bartsal

Дата рождения
25.05.1847
Дата смерти
1927
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Россия
Антон Иванович Барцал / Anton Bartsal

Антон Иванович Барцал (Anton Bartsal) — чешский и русский артист оперы (тенор), концертный певец, оперный режиссер, вокальный педагог.

Родился в 25 мая 1847 года в Чешске-Будеёвице, Южная Богемия, ныне Чехия.

В 1865 году поступил в Венскую придворную оперную школу, одновременно посещая музыкально-декламационные классы профессора Ферхтгот-Товочовского при Венской консерватории.

Барцал дебютировал 4 июля 1867 на концерте Большого певческого общества в Вене. В том же году дебютировал (партия Аламира «Велизарий» Г. Доницетти) на сцене пражского Временного театра, где выступал до 1870 года в операх французских и итальянских композиторов, а также чешского композитора Б. Сметаны. Первый исполнитель партии Витека («Далибор» Б. Сметаны; 1868 г., Прага).

В 1870 году по приглашению хорового дирижёра Ю. Голицына гастролировал в России с его хором. С этого же года жил в России. Дебютировал в партии Мазаниелло («Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера) на сцене Киевской оперы (1870 г., антреприза Ф. Г. Бергера), где выступал до 1874 года, а также в сезоне 1875-1876 годов и на гастролях в 1879 году.

В летние сезоны 1873 и 1874 годов, а также в сезоне 1877-1978 года пел в Одесской опере.

В октябре 1874 года дебютировал в опере «Фауст» Ш. Гуно (партия Фауста) на сцене петербургского Мариинского театра. Солист этого театра в сезоне 1877-1878 года. В 1875 году исполнил в Петербурге две сцены и дуэты из оперы «Рождественская ночь» Н. Лысенко.

В 1878-1902 годах солист, а в 1882-1903 годах также главный режиссер московского Большого театра. Первый исполнитель на русской сцене партий в операх Вагнера Вальтера фон дер Фогельвейде («Тангейзер»), и Миме («Зигфрид»), Ричарда в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди) а также Князя Юрия («Княгиня Островская» Г. Вяземского, 1882 г.), Кантора синагоги («Уриель Акоста» В. Серовой, 1885 г.), Пустынника («Сон на Волге» А. С. Аренского, 1890 г.). Исполнял партии Синодала («Демон» А. Рубинштейна, 1879 г.), Радамеса («Аида» Дж. Верди, 1879 г.), Герцога («Риголетто» Дж. Верди, на русском языке, 1879 г.), Тангейзера («Тангейзер» Р. Вагнера, 1881 г.), Князя Василия Шуйского («Борис Годунов» М. Мусоргского, вторая редакция, 1888 г.), Дефоржа («Дубровский» Э. Направника, 1895 г.), Финн («Руслан и Людмила» М. Глинки), Князь («Русалка» А. Даргомыжского), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Арнольд («Вильгельм Телль» Дж. Россини), Элеазар («Жидовка» Ж. Ф. Галеви), Богдан Собинин («Жизнь за царя» М. Глинки), Баян («Руслан и Людмила» М. Глинки), Андрей Морозов («Опричник» П. Чайковского), Трике («Евгений Онегин» П. Чайковского), Царь Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Ахиор («Юдифь» А. Серова), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта, 1882 г.), Макс («Вольный стрелок» К. М. Вебера), Рауль де Нанжи («Гугеноты» Дж. Мейербера, 1879 г.), Роберт («Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера, 1880 г.), Васко да Гама («Африканка» Дж. Мейербера), Фра-Дьяволо («Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера), Фентон («Виндзорские кумушки» О. Николаи), Альфред («Травиата» Дж. Верди), Манрико («Трубадур» Дж. Верди).

Поставил на сцене московского Большого театра сорок восемь опер. Был участником всех новых постановок опер того времени на сцене Большого театра. Режиссер первых постановок опер: «Мазепа» П. Чайковского (1884 г.), «Черевички» П. Чайковского (1887 г.), «Уриель Акоста» В. Серовой (1885 г.), «Тарас Бульба» В. Кашперова (1887 г.), «Мария Бургундская» П. И. Бларамберга (1888 г.), «Ролла» А. Симона (1892 г.), «Пир Валтасара» А. Корещенко (1892 г.), «Алеко» С. В. Рахманинова (1893 г.), «Песнь торжествующей любви» А. Симона (1897 г.). Режиссер-постановщик опер «Африканка» Дж. Мейербера (1883 г.), «Маккавеи» А. Рубинштейна (1883 г.), «Нижегородцы» Э. Направника (1884 г.), «Корделия» Н. Соловьёва (1886 г.), «Тамара» Б. Фитингофа-Шеля (1887 г.), «Мефистофель» А. Бойто (1887 г.), «Гарольд» Э. Направника (1888 г.), «Борис Годунов» М. Мусоргского (вторая редакция, 1888 г.), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1889 г.), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1889 г.), «Чародейка» П. Чайковского (1890 г.), «Отелло» Дж. Верди (1891 г.), «Пиковая дама» П. Чайковского (1891 г.), «Лакме» Л. Делиба (1892 г.), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893 г.), «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова (1893 г.), «Иоланта» П. Чайковского (1893 г.), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1896 г.), «Князь Игорь» А. Бородина (1898 г.), «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова (1898 г.), «Кармен» Ж. Бизе (1898 г.), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1893 г.), «Зигфрид» Р. Вагнера (на русском языке, 1894 г.), «Медичи» Р. Леонкавалло (1894 г.), «Генрих VIII» К. Сен-Санса (1897 г.), «Троянцы в Карфагене» Г. Берлиоза (1899 г.), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1902 г.), «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1882 г.), «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера (1882 г.), «Руслан и Людмила» М. Глинки (1882 г.), «Евгений Онегин» П. Чайковского (1883 и 1889 гг.), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1883 г.), «Вильгельм Телль» Дж. Россини (1883 г.), «Аскольдова могила» А. Верстовского (1883 г.), «Вражья сила» А. Серова (1884 г.), «Жидовка» Ж. Ф. Галеви (1885 г.), «Вольный стрелок» К. М. Вебера (1886 г.), «Роберт-Дьявол» Дж. Мейербера (1887 г.), «Рогнеда» А. Серова (1887 и 1897 гг.), «Фенелла, или Немая из Портичи» Д. Обера (1887 г.), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (1890 г.), «Иоанн Лейденский»/«Пророк» Дж. Мейербера (1890 и 1901 гг.), «Бал-маскарад» Дж. Верди (1891 г.), «Жизнь за царя» М. Глинки (1892 г.), «Гугеноты» Дж. Мейербера (1895 г.), «Тангейзер» Р. Вагнера (1898 г.), «Галька» С. Монюшко (1898 г.).

В 1881 году гастролировал в Веймаре, где пел в опере «Жидовка» Ж. Ф. Галеви.

Барцал много выступал как концертный певец. Ежегодно исполнял сольные партии в ораториях И. Баха, Г. Генделя, Ф. Мендельсона-Бартольди, В. А. Моцарта (Реквием, п/у М. Балакирева, в ансамбле с А. Крутиковой, В. И. Рааб, И. И. Палечеком), Дж. Верди (Реквием, 26 февр. 1898 г., Москва, в ансамбле с Е. Лавровской, И. Ф. Бутенко, М. Дворец, п/у М. М. Ипполитова-Иванова), Л. Бетховена (9-я симфония, 7 апр. 1901 г. на торжественном открытии Большого зала Московской консерватории в ансамбле с М. Будкевич, Е. Збруевой, В. Петровым, п/у В. Сафонова). Выступал с концертами в Москве, Петербурге.

В его камерном репертуаре были романсы М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, Р. Шумана, Л. Бетховена, а также русские, сербские, чешские народные песни.

В Киеве Барцал участвовал в концертах Русского музыкального общества и в авторских концертах Н. Лысенко. В 1871 году в славянских концертах на сцене киевского Дворянского собрания исполнил чешские народные песни в национальном костюме.

В 1878 году гастролировал с концертами в Рыбинске, Костроме, Вологде, Казани, Самаре.

В 1903 году Барцал получил звание «Заслуженный артист Императорских театров».

В 1875-1976 годах преподавал в Киевском музыкальном училище. В 1898-1916 и в 1919-1921 годах профессор Московской консерватории (сольное пение и руководитель оперного класса) и Музыкально-драматического училища Московского филармонического Общества. Среди учеников Барцала - певцы Василий Петров, Александр Альтшуллер, Павел Румянцев, Н. Белевич, М. Виноградская, Р. Владимирова, А. Дракули, О. Дрезден, С. Зимин, П. Иконников, С. Лысенкова, М. Малинин, С. Морозовская, М. Невмержицкая, А. Я. Порубиновский, М. Сташинская, В. Томский, Т. Чаплинская, С. Энгель-Крон.

В 1903 году Барцал оставил сцену. Занимался концертной и педагогической деятельностью.

В 1921 году Антон Иванович Барцал уехал в Германию для лечения, где и умер.

Барцал обладал сильным голосом приятного «матового» тембра, по своей окраске принадлежащим к баритональным тенорам. Его исполнение отличалось безупречной вокальной техникой (умело пользовался фальцетом), выразительной мимикой, большой музыкальностью, филигранной отделкой деталей, безупречной дикцией и вдохновенной игрой. Особенно ярко проявил себя в характерных партиях. К числу недостатков современники относили акцент, мешавший создавать русские образы, и мелодраматизм исполнения.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама