Барток. Концерт для оркестра

Concerto for Orchestra, Sz. 116, BB 123

Бела Барток / Béla Bartók

Великий венгерский композитор, выдающийся педагог, собиратель и исследователь музыкального фольклора Бела Барток (1881–1945) – один из классиков музыки ХХ века. В его произведениях восторженное преклонение перед стихией народного творчества сочетается с жестким гармоническим языком, с пылкой, подчас экспрессионистски взвинченной речью, «варварскими» ритмами. Но над всем царит совершенное чувство формы, впечатляет ясность и строгость замысла.

Бежавший в 1940 году из Венгрии от фашистского режима Хорти, Барток последние пять лет жизни провел в США. Концерт для оркестра (1943) сочинен по заказу Бостонского оркестра и по личной просьбе его руководителя Сергея Кусевицкого, в трудную минуту оказавшего тем самым помощь тяжело больному композитору. Первое исполнение Концерта состоялось в декабре 1944 года в Бостоне под управлением Кусевицкого.

Пятичастный концерт – в сущности симфония – написан для большого оркестра (тройной состав духовых, увеличенное число струнных, две арфы). Следуя старинной «соревновательной» форме concerto grosso, Барток ставит перед исполнителями труднейшие задачи. Партитура полна виртуозными соло отдельных музыкантов и целых оркестровых групп, насыщена ансамблевыми диалогами, пронизана тембровой полифонией.

Суровая Интродукция (Andante non troppo. Allegro) – драматический пролог цикла. Скерцо (Allegretto scherzando) – сфера фантастических образов; в нем немало лукавого юмора, остроумных дуэтов-состязаний деревянных и медных духовых инструментов (отсюда заглавие скерцо – «Игра пар»). Элегия (Andante non troppo) – трагическая кульминация концерта, вобравшая в себя мучительные переживания военных лет. Это поминальный плач по покинутой родине. Прерванное интермеццо (Allegretto) – череда причудливых, капризных видений, одно из которых полно нескрываемого сарказма: в гротескно-танцевальном эпизоде звучит фрагмент знаменитой «темы нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича. Финал (Pesante. Presto) – жизнеутверждающий апофеоз танца, полный огня и могучей, подлинно бетховенской силы.

Иосиф Райскин, mariinsky.ru

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Бела Барток

Год создания

1943

Дата премьеры

01.12.1944

Жанр

симфонические, концертные

Страна

Венгрия

просмотры: 3594
добавлено: 10.06.2015



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть