Витаутас Прано Баркаускас

Vytautas Barkauskas

Витаутас Прано Баркаускас / Vytautas Barkauskas

Один из ведущих мастеров современной музыкальной культуры Литвы В. Баркаускас принадлежит к тому поколению литовских композиторов, которые заявили о себе в 60-е гг. как «возмутители спокойствия», обратившись к новой образности, новому, подчас шокирующему авангардистскому языку. С первых же шагов Баркаускас стал одним из лидеров молодых, но уже в его ранних сочинениях это новое никогда не навязывалось, а выступало в тесном контакте с традиционным, целиком подчиняясь художественному замыслу. На протяжении творческого пути стиль Баркаускаса гибко изменялся — менялись жанровые акценты, технические приемы, но неизменными оставались коренные черты — глубокая содержательность, высокий профессионализм, крепкий сплав эмоционального с интеллектуальным.

В наследии композитора представлены фактически все жанры: сценические (опера «Легенда о любви», хореографическая сцена «Конфликт»), симфоническая и камерная музыка (в т. ч. 5 симфоний, триптих «Три аспекта», 3 концерта, «Монолог» для гобоя solo, Партита для скрипки solo, 3 скрипичные сонаты, 2 струнных квартета, Квинтет и Секстет для струнных с фортепиано), хоры, кантаты и оратории, вокальная лирика (на ст. П. Элюара, Н. Кучака, В. Пальчинскайте), органные и фортепианные сочинения (в т. ч. для 4, 6 и 8 рук), музыка для театра и кино. Большое внимание Баркаускас уделяет детскому репертуару.

Первые занятия музыкой начались в домашней обстановке, затем — на фортепианном отделении музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе. Однако свое призвание композитор нашел не сразу, первую профессию он получил на физико-математическом факультете Вильнюсского педагогического института (1953). Лишь после этого Баркаускас решил окончательно посвятить себя музыке — в 1959 г. он закончил Вильнюсскую консерваторию по классу выдающегося композитора и педагога А. Рачюнаса.

В первое творческое десятилетие музыка Баркаускаса сильнее всего была отмечена духом экспериментаторства, использованием различных композиторских техник (атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики).

Ярче всего это раскрылось в ведущем жанре 60-х гг. — в камерной музыке, где наряду с современными приемами композиции интересно претворялись и характерные для этого периода советской музыки неоклассицистские тенденции (четкая конструктивность, прозрачность изложения, тяготение к полифонии). Наиболее близким у мастеров прошлого Баркаускасу оказался принцип концертирования — своеобразной игры тембрами, динамикой, виртуозными приемами, разными видами тематизма. Таковы его Концертино для четырех камерных групп (1964), «Контрастная музыка» для флейты, виолончели и ударных (1968), «Интимная композиция» для гобоя и 12 струнных (1968), принадлежащие к лучшему из созданного композитором. И позже Баркаускас не расстается с концертным жанром (Концерты для органа «Gloria urbi» — 1972; флейты и гобоя с оркестром — 1978; Три концертных этюда для фортепиано — 1981).

Особенно значителен Концерт для альта с камерным оркестром (1981), произведение этапное, подводящее итог предшествующим поискам и акцентирующее эмоциональное, романтическое начало, которое со временем усиливается в творчестве композитора. В то же время язык становится более доступным и ясным, прежняя графичность теперь все чаще сочетается с красочностью звучания. Все эти черты свидетельствуют о постоянном стремлении Баркаускаса к синтезу выразительных средств, углублению содержания. Еще в ранний период композитор обращается к гражданским, общезначимым темам — в кантате-поэме «Слово революции» (на ст. А. Дрилинги — 1967), в цикле «Promemoria» для двух флейт, бас-кларнета, фортепиано, клавесина и ударных (1970), где впервые затрагивает военную тему. Позже Баркаускас неоднократно возвращается к ней, придавая ее драматической концепции более монументальную симфоническую форму — в Четвертой (1984) и Пятой (1986) симфониях.

Как и многие другие литовские композиторы, Баркаускас серьезно интересуется родным фольклором, своеобразно сочетая его язык с современными средствами выразительности. Один из наиболее интересных образцов подобного синтеза — симфонический триптих «Три аспекта» (1969).

После окончания консерватории наряду с творчеством Баркаускас занимается просветительской и педагогической деятельностью — работает в Вильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, в Республиканском Доме народного творчества, преподает теорию (с 1961) и композицию (с 1988) в Литовской государственной консерватории. Композитор известен не только на родине, но и за рубежом. Поясняя замысел одного из своих последних сочинений, Баркаускас писал: «Я думал о Человеке и его судьбе». В конечном счете эта тема определила главные поиски литовского художника.

Г. Жданова

реклама

вам может быть интересно

Пабло де Сарасате Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

25.03.1931

Профессия

композитор

Страна

Литва, СССР

просмотры: 454
добавлено: 03.03.2018



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть